Порты, судоремонтные заводы и морские пути
Морские порты являются важным звеном морского транспорта, так как в значительной мере определяют эффективность использования флота. Порты обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. Для этого морские порты, особенно со значительным грузооборотом, имеют большие глубины акваторий, подходных каналов, мощные причалы, закрытые складские помещения и открытые площадки, высокопроизводительную погрузочно-разгрузочную технику, сложное железнодорожное хозяйство и другие технические средства.
По эксплуатационным особенностям работы различают порты общего назначения,специализированные и комбинированные.
Порты общего назначения принимают все суда, включая пассажирские, и перерабатывают все грузы на общих причалах. Как правило, эти порты имеют относительно небольшой грузооборот и соответствующие ему обустройства.
Специализированные порты и терминалы сооружаются для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, нефти и нефтепродуктов, контейнеров, леса, зерна и др.). Они характеризуются значительными грузопотоками и имеют портовые сооружения и грузовые устройства с высокой перерабатывающей способностью.
Комбинированные порты имеют отдельные причалы или районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, а также обработки пассажирских судов.
Судоремонтные заводы сооружаются, как правило, в портах приписки судов или вблизи крупных морских портов. Они осуществляют текущий, периодический и капитальный ремонт, а также реконструкцию судов всех или отдельных типов. Важнейшими элементами судоремонтных заводов являются сухие и плавучие доки, которые определяют технические возможности заводов.
Понятие морского пути охватывает собственно морской путь, то есть пространство морей и океанов, проливы и каналы, а также совокупность технических средств, обеспечивающих безопасность плавания. Морские пути не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатации. Однако строительство подходных каналов и акваторий портов и, особенно, поддержание их в надлежащем состоянии требуют значительных средств.
Свободное и безопасное плавание судов, особенно на подходных каналах и у причалов, обеспечивается комплексом технических сооружений и средств навигационного оборудования. К ним относятся: береговые и плавучие маяки, различные освещенные и неосвещенные знаки, бакены и др.
Технология, организация и управление на морском транспорте
Технология работы
Технология работы морского транспорта определяется многими законодательными и техническими документами, наставлениями и инструкциями, регламентирующими способы и порядок работы судов, портов, судоремонтных и других предприятий с целью обеспечения нормального и безопасного функционирования.
Флот и порты - это главные элементы производственного процесса, от работы которых в основном зависит эффективность процесса транспортировки грузов. При разработке всех технологических процессов и при их осуществлении стремятся к максимальной параллельности операций с целью сокращения общего простоя судна и достижения наивысшей производительности труда.
Технологические процессы определяют перечень и порядок работ с судами, прибывающими под погрузку грузов, выгрузку грузов и т.д.
Так, технологический процесс по обработке судна, прибывающего под погрузку груза, определяет следующий перечень и порядок работ:
- подачу судна под погрузку;
- обработку судна в процессе погрузки;
- осмотр, проверку и принятие груза к перевозке и собственно погрузки груза;
- подготовку судна к рейсу;
- выхода судна из порта;
- движения судна по курсу в порт назначения.
В свою очередь, каждая из этих работ включает целую группу операций и на их выполнение также составляются свои технологические процессы.
Например, технологический процесс подачи судна под погрузку включает следующие операции: движение судна к порту; маневрирование по акватории порта при постановке к причалу, швартовку, оформление документов.
По прибытии груза в порт конечного назначения производятся работы, связанные с выгрузкой грузов, которые аналогичны тем, которые названы при погрузке. При этом в состав каждой работы также входит целый ряд операций.
Технологический процесс работы порта слагается из следующих основных элементов:
- приема грузов от клиентуры к перевозке и укладка его на причале;
- подготовка порта к приему судна;
- погрузка (выгрузка) судна;
- подготовка порта к отходу судна;
- выдача груза получателям.
Эти работы также включают целую группу операций и на их выполнение составляются свои технологические процессы.