Замкнутая транспортная задача лп

Транспортные задачи

Модели оптимального формирования плана перевозок применяют там, где требуется определить объемы однородного груза, который необходимо доставить от нескольких поставщиков к различным потребителям. Доставку следует организовать так, чтобы совокупные транспортные издержки были минимальными.

Для построения модели необходима следующая информация:

п — число поставщиков;

т — число потребителей;

аi — запасы продукта (груза), имеющиеся у каждого i-го поставщика (i = 1, 2, …, n);

bj — потребности каждого j-го потребителя (j = 1, 2, …, т) в продукте (грузе);

cij — затраты на транспортировку единицы груза от i-го поставщика к j-му потребителю.

В качестве управляемых переменных (переменных решения) xij выбирают объемы груза, доставляемого от i-го поставщика к j-му потребителю.

В зависимости от того, соблюдается условие баланса (равенства) запасов и заявок или нет, транспортные задачи классифицируют следующим образом.

1. Задачи, в которых выполняется условие баланса (предложение равно спросу):

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru = замкнутая транспортная задача лп - student2.ru (7.1)

называют замкнутыми, закрытыми или сбалансированными.

2. Если запасы меньше, чем заказы:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru < замкнутая транспортная задача лп - student2.ru (7.2)

то такие задачи называют задачами с дефицитом. Их можно привести к стандартной сбалансированной задаче (7.1) введением дополнительного фиктивного поставщика (склада) с запасом, равным дефициту, и нулевыми стоимостями перевозок.

3. Если запасы превышают заявки:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru > замкнутая транспортная задача лп - student2.ru (7.3)

то такие задачи называют задачами с избытком. Они приводятся к стандартной сбалансированной задаче введением фиктивного потребителя с заявкой, равной излишку, и нулевыми стоимостями перевозок.

Замкнутая транспортная задача ЛП

На складах № 1, № 2, № 3 имеются запасы продукции в количествах 90, 400 и 110 тонн соответственно. Продукцию необходимо доставить к потребителям П1, П2, П3, заявки которых составляют 140, 300 и 160 тонн. Склады и потребители расположены в различных районах города, поэтому расстояния между каждой парой из них разные. Соответственно, транспортные расходы по перевозке товара с i-го склада к j-му потребителю также различны. Стоимость доставки единицы товара (одной тонны) от каждого склада к каждому потребителю в условных денежных единицах (у.е.) известна и представлена в табл. 7.1.

Табл. 7.1.

  Склады Потребители
П1 П2 П3
№1
№2
№3

Требуется составить план перевозок — определить количество груза xij , которое должно быть вывезено с каждого i-го склада и доставлено каждому j-му потребителю. При этом, с одной стороны, необходимо обеспечить доставку грузов всем потребителям в соответствии с их заявками, а с другой стороны, весь товар должен быть полностью вывезен со складов. План перевозок требуется составить так, чтобы совокупная стоимость транспортных издержек была минимальной.

Решение

Для формализации задачи (записи в математической форме) введем следующие обозначения:

• cij — удельная стоимость перевозки 1 тонны груза от склада № i к потребителю Пj:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru = замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

• xij — количество груза (в тоннах), которое будет вывезено со склада № i и доставлено потребителю Пj. Тогда план перевозок можно представить в виде матрицы (таблицы) вида

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

• Запасы товара на складах обозначим через аi , а потребности (заявки) потребителей — через bj , тогда:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru = замкнутая транспортная задача лп - student2.ru , замкнутая транспортная задача лп - student2.ru = замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

С учетом введенных обозначений задача нахождения оптимального плана перевозок формулируется следующим образом. Требуется минимизировать суммарные транспортные затраты на перевозку грузов

Z = c11 x11 + c12 x12 + c13 x13 + c21 x21 + c22 x22 +c23 x23 + c31 x31 + c32 x32 + c33 x33

или

Z = 2x11 + 5x12 + 2x13 + 4x21 + 1x22 +5x23 + 3x31 + 6x32 + 8x33 (7.4)

при этом на переменные наложены ограничения, обусловленные необходимостью вывоза всех запасов товара со складов:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

Кроме того, заявки всех потребителей должны быть удовлетворены полностью, т.е.:

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

Очевидно также, что искомые переменные (объемы перевозимого груза) должны удовлетворять условиям неотрицательности

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

Таким образом, получена задача линейного программирования: необходимо минимизировать целевую функцию (7.4) при условии, что на переменные наложены ограничения (7.5) - (7.7).

Отличие подобных задач, называемых транспортными, от стандартных задач линейного программирования заключается в том, что:

1) все ограничения заданы в виде равенств;

2) все коэффициенты при неизвестных в уравнениях системы ограничений равны 1;

3) число искомых переменных велико и всегда превышает число уравнений в системе ограничений.

Так, в данной задаче число искомых переменных равно 9 при числе ограничительных уравнений, равном 6. Последнее обстоятельство обуславливает наличие среди плана перевозок части нулевых решений (часть из хij всегда будет равна нулю).

Для решения транспортных задач используют как стандартные методы линейного программирования (симплекс-метод), так и специальные вычислительные алгоритмы. Последние более эффективны с вычислительной точки зрения, однако область их применения ограничена только моделями типа (7.4) - (7.7) при соблюдении условия (7.1).

В данной задаче запасы всех складов в сумме оказались равными заявкам потребителей (спрос равен предложению):

90 + 400 + 110 = 140 + 300 + 160 = 600.

Следовательно, это замкнутая (закрытая, сбалансированная) задача. Рассмотрим особенности ее решения в Excel (с помощью надстройки «Поиск решения»).

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

Рис. 7.1.

1. Исходную информацию сводят в единую таблицу № 1 и размещают на рабочем листе (рис. 7.1.).

2. Ниже основной размещают аналогичную таблицу № 2, но с пустыми ячейками С12:Е14, в которых будут вычисляться значения xij .

3. Вычисление целевой функции проводят в два этапа. Вначале в ячейках Н4:Н6 с помощью стандартной функции СУММПРОИЗВ из категории «Математические» вычисляют сумму попарных произведений цены перевозки единицы груза с ij от i-го склада на количество груза xij , поставляемого j-му потребителю. Затем в ячейке Н7 вычисляют сумму этих промежуточных расходов (рис. 7.1), т.е. значение целевой функции (7.4), которую необходимо минимизировать.

4. Для удобства записи ограничений в диалоговом окне «Поиск решения» исходные ограничения (7.5) - (7.7) записывают в несколько преобразованном виде, а именно:

xi1 + xi2 + xi3 = ai замкнутая транспортная задача лп - student2.ru xi1 + xi2 + xi3 – ai = 0

x1j + x2j + x3j = bj замкнутая транспортная задача лп - student2.ru x1j + x2j + x3j – bj = 0

На рабочем листе Excel в ячейках H12:H14 записывают ограничения (7.5) на количество груза, вывозимого из каждого склада; в ячейках С17:Е17 — ограничения (7.6) на количество груза, поставляемого каждому потребителю.

5. После вызова из пункта меню «Сервис» надстройки «Поиск решения» в открывшееся диалоговое окно вводят необходимую информацию (рис.7.2.).

замкнутая транспортная задача лп - student2.ru

Рис.7.2.

6. Результаты найденного оптимального плана перевозок получают в ячейках С12:Е14, а соответствующие ему минимальные транспортные издержки — в ячейке Н7.

Табл. 7.2.

  Склады Потребители
П1 П2 П3
№1
№2
№3

Оптимальный план перевозок представлен в табл. 7.2., минимальные транспортные издержки составляют 1280 у.е.

Наши рекомендации