Функциональная схема размещения блоков
Для крупных станций вместо системы релейной централизации с раздельным управлением разработана и применяется блочно-маршрутная релейная централизация (БМРЦ). В этой системе для ускорения установки маршрутов перевод стрелок производится не раздельно в последовательном порядке, а одновременно всех стрелок, входящих в маршрут. Маршрутное управление осуществляется с помощью кнопок, определяющих границы каждого маршрута.
При установке маршрута основным вариантом ДСП нажимает две кнопки: первую – начало маршрута, вторую – конца маршрута. Такая последовательность нажатия кнопок при пространственном их расположении по границам маршрута создает точное представление о маршруте, легко запоминается и способствует быстрому освоению оперативной работы, а так же не требует от ДСП запоминание положения стрелок в каждом маршруте.
При маршрутном управлении общее время на установку самого сложного маршрута складывается из времени нажатия кнопок и времени последовательного перевода спаренных стрелок и составляет 5 – 7с.
При раздельном управлении время на установку сложного маршрута достигает 30с и более. За счет сокращения времени на установку маршрутов повышается пропускная способность горловины станции на 15 – 20%.
БМРЦ позволяет производить 70% монтажа устройств на заводе, пользуясь типовыми схемами блоков, что значительно сокращает объем монтажных работ на местах строительства, сократить на 30 – 35% время на проектирование релейной централизации, а так же уменьшить объем проектной документации.
Процесс проектирования БМРЦ сводится к тому, что полную электрическую схему централизации получают путем набора и соединения типовых схемных блоков управляемых и контролируемых объектов станции.
Вся релейная аппаратура БМРЦ разделяется на две группы: наборную и исполнительную. Наборную группу называют маршрутным набором и используют для формирования пусковых цепей перевода стрелок. Наборная группа не выполняет зависимостей по обеспечению безопасности движения поездов, поэтому реле маршрутного набора берут типа КДР (2 класса надежности), которые размещают в блоках малого типа (до 6 реле в каждом).
Исполнительная группа выполняет все требования по обеспечению безопасности движения поездов, поэтому в этой группе применены реле первого класса надежности типов НМ и КМ, которые размещают в блоках большого (до 8 реле) и малого (до 3 реле) типа.
Блоки исполнительной и наборной групп устанавливают совместно на стативах, монтаж которых по индивидуальным проектам выполняют в заводских условиях.
При проектировании станции для определения потребного числа различных блоков разрабатывают функциональную схему размещения типовых блоков (рис.1.8.). Эту схему строят по плану станции и на ней для каждого объекта управления и контроля показывают установку блока соответствующего типа.
Основными блоками наборной группы (на рис. 1.8. показаны заштрихованными) являются:
НМI– блок маршрутного набора одиночного маневрового светофора в горловине станции (М7, М17), который управляет блоком МI исполнительной группы;
НМIIп – управляет блоком MIIилиMIII исполнительной группы, относящихся к маневровым светофорам с приемоотправочного пути или тупика (М1, М5), один из двух маневровых светофоров в створе (М11) или с участка пути (М9);
НМIIАп – управляет блоком MIIилиMIII исполнительной группы второго маневрового светофора в створе (М13) или участка пути (М15);
НПМ-69 – управляет блоком входного светофора ВД совместно с блоком MIII маневрового светофора (М3) с участка пути за входным светофором, блоками поездных выходных светофоров с маневровыми показаниями типов BI, BII, BIII и ВД (ЧII, Ч3,Ч4);
НН – блок одного комплекта реле направлений, устанавливается один на всю станцию или горловину (в зависимости от объема работ);
НМI-Д – дополнительный блок, совместно с блоком НМI управляет блоком МI исполнительной группы, устанавливается один для шести блоков НМI;
НСО*2 – блок с двумя комплектами управлений для двух одиночных стрелок;
НСС – блок управления спаренными стрелками.
Блоками исполнительной группы являются:
П-62 – путевой, контролирует состояние приемоотправочного пути и исключает лобовые маршруты;
СП-69– стрелочный путевой, контролирует состояние стрелочного путевого участка (11сп, 13 – 19сп), осуществляет замыкание и размыкание стрелок в маршруте;
Рис. 1.8. Функциональная схема размещения блоков
УП-65 – участка пути в горловине станции (9/13п, НП), выполняет те же функции, что и блок СП, кроме этого исключает установку лобовых маршрутов на данный участок пути;
С – стрелочно-коммутационный, малого типа, который устанавливается на каждую стрелку для контроля ее положения и осуществления коммутации схем по плану станции;
ПС – пусковой стрелочный, управляет стрелочным электроприводом, контролирует положение стрелки с помощью общего контрольного реле, через контакты которого включаются контрольные реле ПК и МК блока С. в блоке размещены два комплекта пусковой аппаратуры для управления двумя (одиночными или спаренными) стрелками;
MI – маневрового одиночного светофора в горловине станции (М7, М17), участком приближения к которому является стрелочная путевая секция;
MII – маневрового светофора установленного в створе (М11, М13) или из тупика (М1, М5);
MIII – маневрового светофора с участка пути в горловине станции (М9, М15), с участка пути (М3), с приемоотправочного пути (М19);
Вх, ВхД – входного светофора, основной и дополнительный;
BI – для управления выходным светофором на одно направление (Ч3);
BII – для управления выходным светофором на два направления (ЧII);
BIII – для управления светофором с четырехзначной сигнализацией;