Демонтаж и монтаж картера двигателя
Разъем двигателя пополам производится в целях смены поврежденных или изношенных деталей внутри картера и требует уже некоторых более глубоких технических знаний и ремонтной сноровки. Тот, у кого их нет, пусть лучше обратится в фирменный центр техобслуживания или к специалисту. Прежде чем описать операцию разъема пополам, хотелось бы обратить внимание на неизбежность абсолютной чистоты силового агрегата, которая является первостепенной предпосылкой для удобных и качественных работ по демонтажу и монтажу.
1. Слив масло из двигателя, закрепить последний за нижнюю часть картера в губках тисков таким образом, чтобы предоставить доступ к левой стороне силового агрегата. Нужно отметить, что после демонтажа двигателя из рамы, уже сняты правая крышка картера двигателя, автоматическое выключающее устройство сцепления и звездочка цепи задней передачи, включая внутренний листовой кожух.
2. Снять с двигателя корпус карбюратора, головки цилиндров, цилиндры и поршни. Известным способом затем снять левую крышку двигателя и всю переднюю передачу, включая пусковой вал. Вал повернуть рукой влево и слегка выдвинуть из посадки, ослабив тем самым пусковой сегмент вместе с пружиной.
3. Освободив кулачок полуавтоматического выключения сцепления (кулачок на пусковом и копирном вале фиксируется стальным штифтом, который можно легко выбить небольшим молотком и тонким стержнем), вставить между сектором переключения передач и защелками поводка держатель защелок из сервисного инструмента, а копирный вал с поводком и защелками осторожно вынуть из посадки в картере двигателя. Защелки поводка можно придерживать пальцами.
4. Повернуть двигатель на себя правой стороной. Отсоединить все провода от клеммной коробки генератора. Отверткой вывернуть четыре крепежных болта М6 статора генератора и статор осторожно рукой вынуть так, чтобы не повредить прерыватели. Вывернуть ключом средний крепежный болт М6 ротора генератора и кулачка, по которому откатываются рычажки прерывателей. Двумя отвертками среднего размера отделить кулачок от ротора генератора. В резьбовое отверстие ротора ввернуть съемник из комплекта специального инструмента, таким образом, чтобы его конец упирался в шейку коленчатого вала. Затем взять левой рукой ротор в месте его максимального диаметра и съемником повернуть еще немного вправо. Оторвать ротор от конического уступа шейки коленчатого вала. Затем вывернуть съемник и снять ротор. Не рекомендуется производить демонтаж ротора без съемника, потому что это, как правило, вызывает серьезное повреждение шатунной шейки. Положение ротора генератора определяется штифтом на шейке коленчатого вала и пазом в ступице ротора.
5. Точное взаимоположение обеих половин картера двигателя фиксируется центрирующим штифтом, находящимся в задней части картера. Этот центрирующий штифт нужно выбить при демонтаже небольшим молотком и подходящим стальным стержнем из левой стороны картера на правую сторону.
6. Установить двигатель на ровную поверхность правой стороной вверх. Затем отверткой вывернуть десять болтов М6, скрепляющих друг с другом обе половины картера двигателя. Для последующего демонтажа нужен съемник из комплекта сервисного инструмента. Ввернуть его болты в резьбовые отверстия крепежных болтов статора генератора. Ввинчивать шпиндель съемника вниз до тех пор, пока он не упрется в правую шейку коленчатого вала. В результате последующего поворачивания шпинделя обе половины картера двигателя отделяются друг от друга. Одновременно необходимо обращать внимание на то, чтобы правый шатун находился в своей верхней мертвой точке и легко проходил сквозь средний вырез в картере. В случае, если в ходе демонтажа правая половина картера двигателя встанет поперек, осторожно постучать деревянным или резиновым молотком по задней части картера или же повернуть вал, на котором находится звездочка задней передачи. Таким образом обеспечивается равномерный съем. Частично удалив друг от друга обе части картера, вынуть средний вкладыш, расположенный между цилиндрами. Завершить съем и осторожно снять правую половину картера двигателя. В левой части картера остались кривошипно-шатунный механизм, коробка передач в сборе и держатель с сектором переключения передач. В этой стадии демонтажа двигателя можно проводить ремонт коробки передач, включая механизм переключения передач без необходимости выдавливания кривошипно-шатунного механизма из второй половины картера.
7. Для контроля коробки передач и механизма переключения передач извлечь стержень вилок переключения передач, вилки, промежуточный вал и шестерни передач. В подшипнике картера продолжает оставаться лишь главный вал коробки передач. Последний можно легко выбить слабым ударом деревянного молотка. Держатель с сектором переключения передач крепится внутри картера четырьмя болтами М5 с утопленной головкой. Эти болты, фиксирующиеся кернером, вывернуть отверткой и, соответственно повернув, извлечь сектор из картера.
8. Для полного извлечения кривошипно-шатунного механизма необходимо опять пользоваться съемником из специнструмента. С его помощью вытеснить левую шатунную шейку из коренного подшипника в левой половине картера. На этот раз привинтить съемник двумя болтами М8 в резьбу под болты картера. Подшипники вставлять обратно таким образом, чтобы они были наравне с обработанной поверхностью под маховики кривошипно-шатунного механизма. Уплотнительные кольца собрать только после соединения половин картера.