Прогрессивные транспортно-технологические схемы системы при международных перевозках грузов.
С передачи права собств на товар различают:• именной конос, получатель- юр или физлицо (может быть передан третьему лицу порядком составления формальн акта передачи прав;• коносамент «ордерный» — в графе «Наименование получателя» делается запись «to order of...» и следует наименование организации отправителя, если он выписан по его «приказу», получателя, если выписан по «приказу» последнего. Такой коносамент передается третьему лицу посредством индоссамента (в таком случае ответственный за погрузку индоссирует коносамент «ин бланке», после чего может наступить его последующая передача).
Система международного страхования грузов призвана компенсировать финансовые убытки, возникающих в процессе международных перевозок, в том числе с использованием нескольких видов транспорта.
Современные тенденции совершенствования транспортно-экспедиторского обслуживания.Потребители трансп услуг, в условиях свободы выбора перевозчиков, маршрутов доставки и т.д., не огран в оценке понятия «качество услуг» только показателями «стоимость» и «время», но требуют от организаторов и исполнителей перевозки высокой ее надежности, эффективного информационно-документарного обеспечения, вне зависимости от варианта доставки («прямое», «прямое/смешанное» сообщение).Оценка совр тенденций развития рынка транспортно -экспедиторских услуг, реалий отеч практики, выражающихся, в частности в: несовершенстве и несоответствии, по ряду положений, отечественного «экспедиторского» законодательства требованиям сегодняшнего дня; в законодателем рынка транспортно-экспедиторских услуг, как самостоятельной отрасли, а экспедиторов - как равноправных партнеров грузовладельцев, перевозчиков и послужили отправной идеей диссертационных исследований, заключающихся в совершенствовании комплекса транспортного экспедирования, его организации - оператором смешанной перевозки. Значимую роль сыграло, и отсутствие, за некоторым исключением, научных трудов и методического обеспечения, охватывающего проблематику оптимизации комплекса транспортного экспедирования в целом и при смешанном железнодорожно-водном международном сообщении.
Согласно Инкотермс, существует 4 основных типа условий поставки:1. Группа E (вывоз).Продавец передает груз покупателю непосредственно в своих помещениях.2. Группа А (передача перевозчику).Продавец должен обеспечить передачу груза перевозчику, указанному покупателем.3. Группа C (перевозка оплачивается продавцом).Продавец обязуется заключить договор перевозки, однако риски случайной гибели с момента передачи груза перевозчику несет покупатель.4. Группа D (доставка).Продавец покрывает все расходы и несет все риски до момента ввоза груза в страну назначения.
Способы повышения качества транспортных услуг в международном сообщении.Укрупнение грузовых единиц (использование пакетов, контейнеров, контрейлеров, лихтеров). Это способствует ускорению доставки, повышает сохранность перевозимых грузов.-Специализация подвижного состава и перегрузочных средств на перевозку отдельных родов груза.-Унификация транспортных и товаросопроводительных документов на отдельных видах транспорта и в различных государствах.-Упрощения порядка прохождения границы грузом и осуществление таможенных формальностей.-Развитие интермодальных и мультимодальных перевозок под эгидой единого оператора или экспедитора.
Становление и развитие транспортно-экспедиционного обслуживания.1 этап. Время накопления торгового капитала в эру меркантилизма, в которой внешняя торговля была главным источником богатства государства. Это время становления и развития экспедиторских фирм в портах - на стыке между морским и сухопутным видами транспорта.2этап. Время промышленной революции, когда Европа становится основным поставщиком промышленных товаров и готовых изделий для всех стран и континентов мира. Этот период вывел экспедиторскую отрасль и экспедиторов Европы на первое место в мире, которое они продолжают сохранять до настоящего времени. Однако их уже начинают догонять экспедиторы Азиатского и Тихоокеанского регионов.3 этап – настоящее время. Этот этап связан с глобализацией экономической деятельности и характерным для него является обеспечение экспедиторами доставки товара «от двери до двери» на условиях смешанной перевозки с полным освобождением поставщика от забот по доставке груза получателю.Перечисленные три этапа в развитии экспедиторской деятельности привели к формированию трех основных направлений в работе экспедиторов:1 - к роли посредника, выступающего по конкретному поручению экспортера или импортера. В этом случае его роль, как правило, ограничивается подготовкой и выпиской документов, фрахтованием тоннажа, осуществлением платежей, включая таможенные, проведением переговоров и организацией заключения транспортных договоров. В этом случае экспедитор не может и не принимает на себя ответственности перевозчика.2 - к роли грузового консолидатора, т.е. к роли организатора сборных отправок в поездные или мелких в повагонные. При этом экспедитор организует загрузку этих мелких отправок в контейнер, автомобиль, вагон и их перемещение в международном сообщении. Затем обеспечивает деконсолидацию указанных отправок, т.е. их выгрузку из транспортных средств и выполнение работ, связанных с импортом, и организует их доставку получателю. Экспедитор также готовит бортовые коносаменты, выписывает конкретным экспортерам «домашние» транспортные документы на отдельные отправки, как правило, без какой-либо ответственности или, в отдельных случаях, с ограниченной ответственностью.3 - это направление характеризуется выдачей экспедитором своих собственных транспортных, документов, в частности коносамента или транспортной накладной ФИАТА. В этом случае экспедитор в юридическом смысле перестает быть экспедитором и становится договорным или контрактным перевозчиком. В мировой практике такой экспедитор получил наименование «мультимодальный транспортный оператор» или в русском переводе «оператор смешанной перевозки». Оператор смешанной перевозки заключает договор с грузоотправителем от своего собственного имени, он выступает как принципал (доверитель) и возлагает на себя ответственность за выполнение всех операций, связанных с перевозкой и доставкой товара получателю в соответствии с транспортным договором. Всю техническую работу в FIATA выполняют три института: институт авиаперевозок (AFI), институт наземного транспорта (STI), институт мультимодальных перевозок (MTI).Федерацией разработан ряд документов:FIATA FCR - расписка экспедитора (1955).FIATA FCT - сертификат экспедитора на перевозку (1959).FIATA FBL - оборотная накладная (коносамент) мультимодальной перевозки (1970).FIATA FWR - складская квитанция (1975).Официальные языки FIATA — английский, немецкий, французский.
таможенное оформление грузов.- процесс, который требует большой подгот работы, специф знаний в сфере внешней торговой деятельности, особенно грамотного прочтения всего таможенного законодательства и многих других не менее важных аспектов.Таможенное оформление товаров включает следующие ключевые моменты:• заполнение деклараций;• устное декларирование;• осмотр перемещаемого груза;• расчёт пошлины в соответствии с классификационными кодами ТН ВЭД;• контроль над уплатой пошлин и других обязательных платежей;• выдача разрешений на перевозку за границу;• предоставление работникам контроля любых дополнительных сведений о характере/объёме перевозимых объектов.
Функции таможенного оформления грузов.Механизм процедур, направленных на контролируемое перемещение товаров через границу РК, ставит перед собой следующие цели:• нормативное определение взаимоотношений органов контроля с владельцами;• техническо-документальное регулирование мероприятий по прохождению товаров через границу; • организация реальных действий представителей таможни, юридических и физических лиц, перевозящих грузы; • выявление характера и состава груза для принятия окончательного решения для выпуска (впуска) декларируемых товаров.
Тенденции развития межд смеш(интермод) перевозок грузов.Фундамент эффективности международной торговли- интермодальность - интегрированное использование различных видов транспорта в одной транспортной системе, неразрывное "соединение различных видов транспорта в один опыт непрерывного путешествия в ходе единого процесса сбыта и оказания услуги, воспринимаемых как единая коммерческая сделка. Интермодальная-несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором) - освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями.Основой современных интермодальных перевозок являются контейнеры международного стандарта ISO.
Тенденции совершенствования грузовых перевозочных средств.В основу развития и соверш грузовых перевозок заложены новые технологии перевозочного процесса, обеспечивающие минимизацию затрат на перевозки, ресурсосберегаемость, экологическую безопасность и сервисное транспортное обслуживание. Они разработаны на основе транспортной логистики и на применении средств электроники и вычислительных машин.Высокая оперативность, надежность и стабильность доставки товаров из пунктов производства в пункты распределения и потребления с минимальными затратами, а также без потерь количества и качества этих товаров является первостепенными условием эффективной коммерческой деятельности.Развития международной торговли, а также экономического сотрудничества между странами, требует адекватногоразвития транспорта, и в этой связи он становится важнейшим дополнительным источником валютных поступлений в странах – экспортерах транспортных услуг.Объем перевозимых грузов из-за резкого падения производства во всех отраслях экономики существенно сократился, а это привело к развалу многих транспортных организаций. Положение усугубила бесконтрольная приватизация, позволившая растранжирить такие лакомые кусочки, каковыми являются транспортные средства.
Технологии слежения грузов.Интеграция RFID, GPS позволяет управлять активами, идентификацию объектов, координат и передавать информацию в базу данных . автоматизации и оптимизации. RFID инструмент слежения за объектами, факт прохождения грузов.RFID электронные пломбы- задачи проверки незаконного вскрытия контейнеров во времятранспортировки. При отправке "опломбирование" контейнера, при приемке обратная операция - сверка целостности RFID-метки и проверка соответствия путем чтения её уникномера. Особенности электронной пломбы и её применения:метка имеет уникальный TID номер, запрограммированный на стадии производства.TID номер защищен от перезаписи Метка разрушается при попытке демонтажа.Метка позволяет автоматизировать часть бизнес-процессов, снизить влияние человеческого фактора.
Товаросопроводительная документация:Счет-фактура (invoice) — комм счет за поставл товары, кот сост во всех случаях при отпр груза. Осн назн этого документа — указать сумму платежа за товар. счет-фактура может в качестве накладной на товар. По требованию там органов счет-фактура выпис на бланках и служит одновременно сертификатом о происх товара. В счете-фактуре содерж:• имена и адреса сторон, участвующих в сделке;• информация о договоре (номер и дата заключения), на осн кот происх переход права собств на товар;описание груза с указ кодов товаров;количество ГМ;масса гр брутто и нетто;цена ед груза и общая цена;условия поставки по «Инкотермс».Упаковочный лист (packing list) — один из основных товаросопроводит документов, который содержит перечень всех видов и сортов товаров в грузовом месте. помешается в специально приспособленный карман на упаковке. содержит:колво каждого сорта товара (шт. в упаковке);номер упаковки (места).Необходим в случаях, когда в одной упаковке содержатся разные по ассорт товары, исп в качестве дополн к счету-фактуре, когда отпр большое количество наим товаров или когда котво, масса или содерж индив места различныУпаковочный лист и счет-фактура имеют практически одинаковое содерж, но в упак листе нет цены.Отгрузочная спецификация (shipping specification) — коммерческий док, кот содержит перечень всех видов и сортов товаров, вход в данную партию, с указанием для каждого ГМ количества и рода товара. Спецификация-явл одним из осн товаросопроводит док, провер комплектность,кач постав товара.Грузовой манифест (manifest of cargo) — документ, в котором перечисляются все товары, перевозимые на каком-либо ТС или транспортной единице. Грузовой манифест содержит следующие данные о товаре:номера транспортных документов;наименование грузоотправителя и грузополучателя;маркировка, количество, масса и вид ГМ;Сертификат происхождения товара (certificateoforigin) — документ, требуемый в случае, когда между странами заключено соглашение о льготных пошлинах. Как правило, этот документ выдается торговой палатой страны или уполномоченными ею органами.Сертификат о качестве товара (certificateofquality) выдается на каждую партию товара, отгруж по одному перевоз док- требу только для прод товаров, косметич продукции и т.п.В сертификате о качестве товара обычно указывают:организацию, выдавшую сертификат;номер сертификата;дату выдачи сертификата;наименование товара;поставщика товара;получателя товара;характеристику товара и его сорт;количество единиц товара и ГМ;дату изготовления товара;соответствие товара определенному стандарту.Фитосанитарный сертификат (phitosanitarycertificate) выдается государственными органами по карантину или защите растений страны-экспортера для товаров, которые подлежат сертификации по карантину при ввозе в страну (семена и живые растения, шерсть, орехи, мука, зерно, крупа, табак, лекарственные растения и т.п.). Сертификат должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающим груз.
Транспортное страхование. Условия договора страхования.Договор страхования заключается добровольно. подвергаются рискам разного рода.страховая компания (страховщик) обязуется за определенную плату при возникновении оговоренных в договоре опасностей, выплатить страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор, возникший ущерб.Страхователем может быть собственник груза, перевозчик. Страхование грузов во внешней торговле имеет большое значение во внешнеэкономической деятельности, так как оно дает возможность возместить убытки. И хотя размеры платежей за страхование составляют всего доли или 1-2% от стоимости товара, валютные поступления от страхования составляют существенные суммы.при междунарперевозок прим 2 вида страхования: обязательное и добровольное. Цель страхования заключается в создании для грузовладельцев и пассажиров гарантии компенсации. К услугам страхования прибегают также и сами перевозчики для возмещения потерь из-за аварий на транспорте.указываются сведения о грузе, виде транспорта, способе и времени отправки, номерах перевозочных документов, страховой сумме груза и условиях страхования, наименовании судна, на котором отгружен товар, о дате рейса, о порте отгрузки, порте назначения и другой информации, имеющей значение для оценки степени риска.в письменной форме. подпись, подтверждение - полис, страховой сертификат.Содержание договора страхования составляет совокупность его условий или пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить, с одной стороны, на существенные и обычные, с другой стороны, на обязательные и инициативные.В международной страховой практике для договоров страхования существенны следующие условия: события, при наступлении которых страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму);территория, на которую распространяется действие договора страхования;объект страхования;страховая сумма;порядок и сроки выплаты страхового возмещения (страховой суммы);срок действия договора страхования;период ответственности страховщика по обязательствам;размер и порядок уплаты страховой премии (взноса);порядок внесения изменений в условия договора;правовые последствия в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору;порядок урегулирования споров между сторонами по договору.Обязательные условия договора предписываются сторонам для согласования законодательством. В договорах страхования это, например, страховая сумма, срок начала страховой защиты и т.д.Порядок заключения договора. Заключению договора предшествует соглашение сторон, которое достигается путем переговоров. Основанием для их начала является устное или письменное заявление страхователя. Письменное заявление практически всегда используется в отношениях с юридическими лицами и все чаще — с физическими лицами. Оно служит тем документом, на основании которого страховая компания оформляет договор страхования, выписывает свидетельство или полис.