Классификация и основные типы
Вагонный парк железных дорог состоит из пассажирских и грузовых вагонов.
В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту, к ним относятся вагоны-рестораны и специальные вагоны (лаборатории, служебные и др.). Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения.
Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, вагонов изотермических и специального назначения (рис. 12.14).
Крытые вагоны предназначены для перевозки разнообразных грузов, их сохранности и защиты от атмосферных воздействий. В каждой из боковых стен они имеют задвижные двери и по два люка. Грузоподъемность вагона 68т, объем кузова 140 м3.
На платформах перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы. Они имеют невысокие откидные металлические борта, приспособления для установки стоек необходимых при перевозке лесоматериалов и т.д. Грузоподъемность платформ 66 - 72 т. Для перевозки контейнеров массой 10, 20, 30 т. выпускаются специальные платформы.
Полувагоны - это наиболее распространенный вид грузовых вагонов, предназначенный в основном для перевозки массовых навалочных грузов (угля, руды, кокса и др.). У них, в полу кузова вдоль боковых стен устроены разгрузочные люки, через которые груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона вдоль пути.
На дорогах применяют четырех, шести и восьмиосные полувагоны грузоподъемностью 63, 93, 125 т.
а)
в)
Рис. 12.14 Схема грузовых вагонов:
а) полувагон; б) платформа; в) хоппер для перевозки агломерата
Разновидностью полувагонов являются вагоны-хопперы для перевозки сыпучих и пылевидных грузов (щебня, гравия,, цемента), а также специализированных сыпучих грузов агломерата, кокса и др.), грузоподъемностью 50-60 т.
Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и др.) перевозятся в цистернах. В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть: общего назначения, - для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов, и специальные, - для перевозки отдельных видов груза.
Цистерны строят четырехосными с объемом котла 88,6 м3 и восьмиосные - с объемом 134 м3.
Скоропортящиеся грузы (мясо, фрукты, овощи, рыба и др.) перевозят в изотермических вагонах. Они оборудуются тепловой изоляцией и имеют устройства для охлаждения или обогрева. Изотермические вагоны соединяются в рефрижераторные поезда или секции по 5, 12, 21 единице, причем на каждую 5-вагонную секцию включается вагон с дизельэлектростанцией, холодильником и обслуживающим персоналом.
Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки, например крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Такие многоосные платформы называют транспортерами. Они имеют 12-16-20 и более осей и грузоподъемность 130-180-230 и 300 т.
Основные элементы вагонов
Независимо от назначения и конструкции вагоны имеют следующие общие элементы:
- ходовые части (колесные пары, буксы, тележки) которые воспринимают нагрузку от всего вагона и обеспечивают его безопасное и плавное движение;
- раму, воспринимающую нагрузку от кузова и находящегося в нем груза и передающую ее на ходовые части;
- кузов - предназначенный для размещения в нем пассажиров и груза;
- ударно-тяговые приборы и автосцепки, служащие для сцепления вагонов между собой и с локомотивом;
- тормозное оборудование, обеспечивающее уменьшение скорости движения или остановку поезда.
Основными параметрами для технико-экономической оценки конструкции и эксплуатационных особенностей вагонов являются: грузоподъемность, тара и коэффициент тары, число осей и давление от колесной пары на рельсы.
По числу осей вагоны подразделяются на 4-х, 6-ти и 8-миосные. С числом осей связана грузоподъемность вагона - наибольшая масса груза, которая может быть перевезена по условиям прочности. Более эффективны вагоны большей грузоподъемности. Сумма грузоподъемности вагона (Р) и массы его тары (Т) составляют массу вагона /брутто/. Важным показателем, характеризующим технико-экономическую эффективность вагона, является коэффициент тары k = Т/Р. Чем меньше коэффициент тары, тем экономичнее вагон.
Воздействие вагонов на путь и искусственные сооружения (мосты и др.) характеризуются силой давления колесной пары на путь. Допустимая сила зависит от прочности железнодорожного пути (типа рельсов, числа шпал на 1 км балласта). Исходя из этого, осевая нагрузка на рельсы на железных дорогах ограничивается 228 кН.
Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания его в технически исправном состоянии, а также обеспечения безопасности движения и сохранности перевозимых грузов выполняется комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов. Для этой цели функционируют вагонные депо, контрольные посты и др.