Развитие мировых транспортных связей и транспортных средств
Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. История развития транспорта неотделима от истории человеческого общества. Причина заключается в том, что без перемещения орудий и предмета труда и самого человека невозможны ни производство продуктов потребления, ни какая-либо другая целенаправленная деятельность.
Транспорт, возникнув в глубокой древности, развивается и совершенствуется в тесной связи с развитием общественного производства и условий жизни людей.
При первобытнообщинном строе потребности в транспорте были минимальными, так как ограничивались обслуживанием внутренних нужд каждой общины.
Для этого периода характерны простейшие транспортные средства: вьючные животные, катки для перемещения тяжелых грузов, плоты, челноки и др.
Дальнейшее развитие транспорт получил в рабовладельческом обществе (3 тысячелетие до н. э. – 4-5 век н.э.). Благодаря развитию земледелия и скотоводства, открытию методов получения и обработки металла (вначале меди, а затем железа), из которого стали изготовлять более совершенные орудия, происходит повышение продуктивности труда и одновременно его общественное разделение: от земледелия отделились скотоводство и ремесла.
Рост объема продукции уже сам по себе требовал развития средств транспорта для обслуживания внутренних нужд хозяйств. С возникновением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых требования к транспорту еще более повысились.
Расселение людей на более обширных территориях преимущественно по берегам морей и рек, строительство городов, сбор податей и дани, расширение обмена и торговли, завоевательные и оборонительные войны – все это способствовало сравнительно быстрому развитию судостроения и водного транспорта.
Научившись передвигаться по водным путям, человек постепенно начал осваивать пути сообщений. От тропинок и естественных караванных путей с вьючными животными люди перешли к перемещению тяжестей на волокушах в виде саней, которые передвигались крупными животными. Однако такие передвижения требовали слишком больших затрат силы на тягу и постепенно перемещение тяжелых предметов начало производиться с применением катков (строительство пирамид в Египте).
Величайшим изобретением человеческого гения стала идея использована колеса, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе, и, во-вторых, потому что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта. Колесные повозки были известны в Месопотамии уже в 3 тысячелетии до н.э.
Следующим логическим шагом в развитии сухопутного транспорта стало создание искусственных наземных дорог. Это выдающееся событие в истории человеческого общества, так как, в отличие от водных путей, искусственные сухопутные дороги можно проводить в любую точку суши.
Феодализм (5-14 века) создал новые условия для развития материального производства, а, следовательно, и транспорта. Усилилось общественное разделение труда и вместо городов-крепостей и городов-центров власти начали интенсивно развиваться города-центры ремесла и торговли.
Расширение добычи металлов и минералов, улучшение техники, увеличение видов и объектов продукции ремесел, развитие сельского хозяйства и особенно появление товарного производства значительно повысили потребность в транспорте как для производственных нужд, так и для внутренней и внешней межгосударственной торговли.
Возрастал объем перевозок на транспортной сети, широко производились работы по развитию морских и речных коммуникаций, строительству каналов, а так же сети сухопутных путей сообщений. На морском транспорте появились килевые морские парусные суда, способные пересекать океаны (Атлантический и др.).
Процесс разложения феодализма и возникновение капиталистических отношений (15-16 вв.) был ускорен открытием новых стран и новых торговых путей (Африка, Индия, Восточная Азия, Америка). Этот период известен как период великих географических открытий и возникшей в этой связи колониальной системой.
Дальнейшее разделение труда, развитие техники, ремесел, рост городов и торговли, наличие массы свободных рабочих рук, способствовали возникновению мелких промышленных производств (мануфактур), основанных на ручном труде, для выпуска различных товаров. Развитие мануфактур со специализацией производства обусловили существенное повышение производительности труда и объема продукции. В результате ручное мануфактурное производство стало вытесняется машинным, особенно после изобретения ткацкого станка и прядильной машины (18 в., Англия), а затем и паровых машин (18 в., Англия, Россия. Ньюкомен 1750 г., Уайт 1784 г., Ползунов 1766 г.)
Технический переворот, охвативший многие страны Европы и названный «промышленной революцией» оказал огромное влияние на темпы роста производства и торговли.
Однако, транспорт в виде парусных и гребных судов, а также вьючных животных и повозок оказался не в состоянии обеспечить нужды машинного производства. Поэтому одновременно с промышленностью в этот период начал быстрое развитие транспорт, принципиально новой технической основой которого стала паровая машина. Она позволяла создать самодвижущуюся транспортную единицу требуемой мощности и не зависящую от погодных условий. В течение очень короткого периода времени (конец 18 – начало 19 века) появились и начали широко распространяться пароходы, паровозы и паровые сухопутные экипажи. Наряду с наращиванием парка подвижного состава начали интенсивно развиваться сети всех путей сообщения. Новый толчок к развитию транспортной техники дало создание двигателей внутреннего сгорания (конец 19 – начало 20 вв., дизель 1897 г.).
По мере капитализации производства, а также развития и становления предприятий, усложнялась техника и технология производства и резко возрастал объем продукции. Местные рынки перерастали в национальные и межгосударственные. В этих условиях хозяевам предприятий становилось все труднее содержать свое собственное сложное и дорогостоящее транспортное хозяйство, рационально использовать транспортные средства (неравномерность перевозок и др.). Поэтому, с данного периода, постепенно началось выделение транспорта в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров для любого клиента за определенную плату. То есть производственная специализация начала распространяться и на транспорт, что позволило, с одной стороны, ускорить прогресс и развитие самого транспорта, а с другой, – освободить крупное машинное производство от несвойственных ему сложных транспортных функций.
Таким образом, в условиях интенсивного развития производства транспорт претерпел кардинальные изменения: прежде всего началось широкое применение механического двигателя, произошло значительное расширение сети транспортных коммуникаций, транспорт выделился в особую отрасль экономики, и что весьма важно, дифференцировались средства транспорта и появился морской, речной, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт.