Участие специалиста-автотехника в следственных действиях.
Специалист-автотехник, привлеченный для участия в следственных действиях, является помощником следователя. Он использует свои специальные познания и навыки при обнаружении, закреплении и изъятии доказательств. В отличие от эксперта специалист не проводит экспертного исследования. К лицу, вызываемому в суд в качестве специалиста, предъявляются почти такие же процессуальные требования, как и к эксперту-автотехнику. Он может участвовать в осмотре транспортных средств, места ДТП и документов и обращать внимание следователя на следы и другие вещественные доказательства, которые могут иметь значение для установления обстоятельств, вызвавших ДТП или способствовавших его возникновению.
Одним из доказательств по делу служит результат следственного эксперимента, в процессе которого обстоятельства, интересующие следствие и суд, обнаруживаются путем непосредственного их воспроизведения. Эксперименты важны для выяснения механизма ДТП и правильной оценки обстановки происшествия, действий его участников и других обстоятельств подлинного события. Основные обязанности специалиста-автотехника при этом — консультативная помощь по организации и технике эксперимента, расстановке его участников, определение содержания выполняемых действий, обеспечение мер безопасности. Специалист-автотехник должен обеспечить технически правильную фиксацию результатов эксперимента и достоверность проведенных измерений. Участие специалиста в осмотре транспортного средства позволяет избежать неполноты и неточности при обнаружении важных для дела обстоятельств и их отражении в протоколах следственного эксперимента. Специалист-автотехник помогает следователю не только в подборе материалов для исследования, но и в формулировке вопросов для экспертизы. Он может также выделить обстоятельства дела, которые позволят исключить ту или иную версию ДТП.
Протокол следственного экспериментаописывает условия проведения опыта (дату, время и место эксперимента, тип и состояние дорожного покрытия, метеорологические условия, освещенность дороги, марку транспортного средства, количество замеров и т. д.)'.
Если эксперимент проводят с целью определения скорости движения потерпевшего пешехода, то указывают возраст лица, приглашенного в качестве исполнителя (если нельзя привлечь самого потерпевшего). Для эксперимента подбирают человека, по физическим данным, возрасту и полу соответствующего потерпевшему. Участники эксперимента должны указать место, на котором они находились в момент ДТП, и примерную траекторию потерпевшего. После этого следователь предлагает исполнителю пройти указанное расстояние с определенной скоростью и с помощью секундомера засекает время. Для большей точности производят 3—4 замера.
Аналогичным образом может быть определена и скорость транспортного средства. В этом случае расстояние, преодолеваемое автомобилем или мотоциклом, должно быть не менее 100 м, поскольку при замере времени вручную возможны большие относительные ошибки. Иногда для этой цели используют скоростемер, входящий в служебный набор госавтоинспектора. Пользоваться для определения скорости автомобильным спидометром без предварительной тарировки нельзя, так как точность его показаний невысока.
Если водитель в процессе ДТП тормозил, то ему предлагают вести автомобиль с той же скоростью, что и перед происшествием, и тормозить с той же интенсивностью. Замеры длины тормозных следов на покрытии или максимального замедления с помощью деселерометра дают возможность определить эффективность торможения и исправность тормозной системы.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследовательской деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер.
В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить, на следующие этапы:
ознакомление с постановлением, изучение материалов дела; уяснение задачи предстоящей экспертизы и оценка исходных данных;
построение информационной модели исследуемого ДТП;
проведение расчетов, составление графиков и схем;
оценка, проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;
формулирование выводов;
составление и оформление заключения эксперта.
Рассмотрим этапы экспертной деятельности подробно. Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следователем (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются не устраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление, и запросить новые материалы.
Так, например, в деле о наезде на пешехода П. следователем не был устранен целый ряд противоречий. Согласно справке о ДТП тело пешехода после наезда на него автобуса было расположено на правой стороне дороги параллельно обочине, а на схеме ДТП пешеход был изображен лежащим поперек проезжей части, головой к ее середине. В то же время свидетели, в том числе и водитель автобуса, утверждали, что пешеход после удара лежал головой по направлению к правой обочине. Наличие столь существенных противоречий не давало возможности эксперту восстановить механизм данного ДТП и ответить на заданные вопросы. Поэтому он уведомил следователей о невозможности производства автотехнической экспертизы.
Изучая материалы, представленные на экспертизу, эксперт-автотехник мысленно воссоздает последовательность событий в ходе ДТП и действий его участников. Одновременно он намечает план предстоящих исследований, необходимых для исчерпывающего ответа на заданные вопросы, и перечень исходных данных, без которых невозможно проведение исследования. В соответствии с постановлением и материалами дела, представленными в распоряжение судебного эксперта, он намечает примерную версию механизма исследуемого ДТП. Иногда таких версий может быть несколько. В этом случае исследованию подлежат все возможные версии.
Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении.
Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета, и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятий-изготовителей, научно-исследовательских работ и других источников.
К числу выбираемых данных относятся:
габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;
показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);
коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;
коэффициент сопротивления качению;
время реакции водителя;
время срабатывания тормозного привода;
время увеличения замедления при торможении;
к. п. д. трансмиссии;
фактор или коэффициент обтекаемости.
В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлений. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее воротные. Чем подробнее в исходных материалах охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта.
При построении первоначальной модели ДТП эксперт выясняет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы. При расчетах могут быть использованы аналитические, графоаналитические и графические методы сопоставление.
В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Изменение формулировок вопросов не допускается, эксперт может лишь сгруппировать вопросы, изложив их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок производства экспертизы. Если экспертиза проводится повторно или дополнительно, то в вводной части заключения указывают фамилии, имена и отчества экспертов, наименование экспертного учреждения, номер и дату предыдущего заключения и излагают выводы. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.
Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. При исследовании нескольких вопросов, тесно связанных между собой, результаты могут быть изложены в одном разделе. Описывают также состояние исследуемых объектов, методы, применяемые для исследования последних, и условия проведения экспертного и следственного экспериментов. Если при производстве экспертизы использованы справочные и нормативные документы (постановление, приказы, инструкции) или литературные источники, то приводят их реквизиты (наименование работ, фамилию автора, издательство, место и год издания, номер страницы, порядковый номер и дату).
Далее приводят результаты следственных действий — допросов, осмотров, экспериментов, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным ответить, эксперт указывает причины этого в исследовательской части. В случае проведения комплексной экспертизы исследования каждого из экспертов излагаются отдельно. Если при производстве повторной экспертизы результаты исследования расходятся с результатами первичной экспертизы, то причины расхождения указывают в исследовательской части заключения.
Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные перед ним вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствовавшие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагают в конце.
По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.
В последние годы экспертные учреждения используют для производства экспертиз электронные машины: цифровые (ЭЦВМ) и аналоговые (АВМ). Это освобождает эксперта от многочисленных типовых операций, повышает надежность расчетов и производительность его труда. Особенности проведения экспертизы с использованием электронных машин рассмотрены в гл. 8.
Заключение служебного экспертасоставляют в произвольной форме. Официальные рекомендации по этому поводу обычно отсутствуют. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных следователем на разрешение эксперта.
В Министерстве автомобильного транспорта РСФСР принята определенная форма заключения служебного эксперта — акта служебного расследования ДТП.
Акт, как правило, состоит из пяти разделов. Первый раздел содержит указание о составе комиссии, проводящей расследование, сведения о марках, моделях' и номерах транспортных средств и их принадлежности, о виде перевозок и водителях (фамилии и инициалы), а также о месте, последствиях и обстоятельствах ДТП.
Во втором разделе приводятся сведения о дорожных условиях — ширине дороги и обочин, дорожном покрытии, видимости, наличии дефектов в обустройстве дороги — и соответствии ее требованиям Строительных норм и правил, а также о средствах регулирования движения.
Третий раздел содержит сведения о водителе — возраст, классность, стаж работы в данном предприятии и на автомобиле данной марки, время переподготовки, состояние здоровья в момент ДТП. Указывают, проходил ли водитель медицинский осмотр перед выездом, на каком часу работы произошло ДТП, имел ли он ранее взыскания со стороны ГАИ и администрации, участвовал ли в ДТП.
В четвертом разделе приводят информацию о транспортных средствах: тип, марка, модель, год выпуска, пробег (общий и после очередного обслуживания с указанием даты). Излагают сведения о техническом состоянии транспортных средств.
Заключительный раздел содержит выводы, в которых комиссия формулирует основные причины ДТП и предлагает меры по устранению недостатков, выявленных в процессе служебного расследования. Указывается также, возбуждено ли по факту данного ДТП уголовное дело. Акт служебного расследования направляют в организации, проводившие расследование или участвовавшие в нем, и в вышестоящие организации.
Сведения о причинах и обстоятельствах ДТП должны быть сообщены всем водителям и другим работникам предприятия.
Руководитель предприятия должен лично в 5-суточ-ный срок разобрать все ДТП, в которых есть пострадавшие или определенный материальный ущерб. Исключение составляют случаи, когда водители данного предприятия явно не виноваты.