Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 4 страница
Затем дети записывают свои рассказы, цифрой обозначая склонение имен существительных.
Физкультминутка
8.Читается текст "Печенье" (упр. 160). Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанном. Обращается внимание на то, каким было настроение у героев в начале чаепития и каким оно стало в конце. Сравнивая атмосферу, царящую в семье, описанной в стихотворении "Оладушки", и в семье из данного рассказа, ребята дают оценку взаимоотношениям, сложившимся в этих семьях, самим семьям.
9.Домашнее задание: упр. 161.
10.Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 17
Тема. Проверочная работа.
Цель. Проверить сформированность умения определять склонение имен существительных.
Умение быстро определять склонение имен существительных необходимо для правильного написания падежных окончаний. Учителю важно знать, все ли учащиеся усвоили алгоритм определения склонения имени существительного, т. е. умеют ли поставить имя существительное в начальную форму, определить его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение.
В классе со слабым уровнем подготовки учащихся для получения такой информации необходимо провести проверочную работу со следующими заданиями:
1. Выписать имена существительные, поставив их в начальную форму.
/ вариант. Осенью рано ударили морозцы, застудили землю, запечатали ледком озера и реки.
II вариант. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь расписанные серебром звезды и листья светило солнце.
2. Записать имена существительные в три столбика — по родам, обозначить в них окончание.
/ вариант. Дедушка, печаль, друг, сердце, честность, счастье, герой, золото, уважение, приятель, капля, чистота, фигура.
II вариант. Юноша, молодость, здоровье, теннис, озеро, вишня, каравай, соревнование, медаль, победа, письмо, страница, автомобиль.
3. Записать имена существительные в три столбика — по склонениям.
/ вариант. Школа, ученик, правило, учитель, радость, отличница, четверть, шалопай, благодарность, неделя, поведение, папа, Вася.
II вариант. Зима, метель, мороз, иней, вьюга, снежинка, дедушка, Коля, слякоть, оттепель, поле, декабрь, одеяло.
4. Списать предложения, подчеркнуть имена существительные, сверху цифрой обозначить склонение.
/ вариант. Ванюша с грустью смотрел из окна на улицу, где на ветке клена дрожал от холода желтый листок.
II вариант. У дедушки в руке была корзинка с разной зеленью, в центре которой резным кружевом выделялись укроп и петрушка.
В классе с высоким уровнем подготовки учащихся вместо проверочной работы проводится письменный пересказ текста, в одном из отрывков которого нужно цифрами обозначить склонение имен существительных. В качестве текста для изложения можно использовать упр. 147 или 160, а также воспользоваться текстами из сборника для изложений.
С учащимися, которые допустят ошибки при выполнении задания — обозначить склонение имен существительных, — необходимо провести предложенную выше проверочную работу, чтобы выяснить, с какой из операций алгоритма дети не справляются.
Урок 32 Тема:"Ударные и безударные окончания имен существительных".
Цель:
♦ Познакомить учащихся с правилом написания безударных окончаний имён существительных.
♦ Учить детей пользоваться правилом проверки написания безударных гласных в окончаниях существительных. при письме.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание (новое слово библиотека )
5.Выполняя упр. 162, учащиеся выясняют, что:
• имена существительные могут иметь ударные и безударные окончания, т. е. гласные в окончаниях могут находиться либо под ударением, либо в безударном положении (необходимо показать связь между орфограммами: безударная гласная в корне слова и безударная гласная в окончании; обе подчиняются основному закону русского письма — в безударном положении требуют проверки);
• ударные и безударные окончания существительных одного склонения произносятся по-разному, но пишутся одинаково, т. е. безударные окончания могут быть проверены ударными;
• для проверки безударного гласного в окончании существительного необходимо подставить вместо него существительное того же склонения, в котором гласный падежного окончания находится под ударением.
6.Затем читается правило на с. 101, выполняется упр. 163.
Физкультминутка
7.На материале упр. 164 дети знакомятся с последовательностью действий при проверке безударных гласных в окончаниях существительных, приводят примеры.
8.Учащиеся читают отрывок из стихотворения Э. Успенского (упр. 165), выписывают выделенные существительные, вставляя пропущенные буквы в окончания, предварительно проверив их написание по известному алгоритму. Проверочные слова записываются в скобках перед проверяемым словом.
9.Домашнее задание: упр. 166. Проверка гласных в окончаниях существительных проводится устно.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 33
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения".
Цель:
♦ Познакомить со склонением существительных 1 -го склонения
♦ Научить учащихся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных 1-го склонения;
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Новая тема
Учитель читает отрывок из стихотворения Б. Климычева:
От слова "дерево" — деревня.
Здесь всё :заборы и дома,
поленья, бани и деревья —
одела инеем зима.
Учащимся предлагается высказать свое отношение к тому, как поэт объясняет происхождение слова деревня.Затем дети устно определяют склонение запомнившихся из текста стихотворения существительных. При проверке повторяется алгоритм определения склонения, особое внимание обращается на существительные 1-го склонения.
6.Школьники рассматривают таблицу склонения существительных зима, деревня, стена, земля(упр. 167), называют падежные окончания и отмечают одинаковые окончания в дательном и предложном падежах. Затем определяют, после какого согласного (твердого или мягкого) следуют окончания в существительных зима, стена,после какого — в существительных деревня, земля,и делают вывод о том, какие окончания пишутся после твердых согласных, а какие — после мягких.
7.Выполняется упр. 168.
Физкультминутка
8.Учащиеся читают текст упр. 169, отвечают на вопрос, который содержится в заголовке, затем выписывают словосочетания с выделенными существительными, вставляют пропущенные окончания. При проверке объясняют, как выбирали нужное окончание: определяли склонение существительного, подбирали существительное того же склонения с ударным окончанием, ставили его в той же форме, отмечали окончание и писали такое же в проверяемом слове.
9.Домашнее задание: упр. 170. Учащиеся сначала устно, а затем письменно отвечают на вопросы, используя для ответов существительные 1-го склонения, данные в скобках, в нужной падежной форме.
10. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 34
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения".
Цель:
♦ Формировать умение проверять безударные гласные в падежных окончаниях существительных 1-го склонения.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родным людям
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Выполнение упр. 171 сопровождается комментированием или работой учащихся у доски.
6.Перечисляя тех, кого герой стихотворения Я.Акима (упр. 172) считает своей родней, ребята решают, прав ли мальчик, включая в родню щенка. Учащиеся находят однокоренные слова (родня, роднее, родных), составляют с ними предложения — о своей семье, родне. Можно предложить детям отыскать слова с безударной гласной в приставке, с безударными гласными в корне, со звонкой согласной в корне, с безударными гласными в падежных окончаниях существительных. Найдя эти слова, учащиеся осуществляют их проверку. Необходимо установить, что общего в способах проверки этих орфограмм (звук в слабой позиции проверяется сильной позицией). Затем школьники читают последние четыре строки стихотворения, записывают их по памяти и обозначают падежные окончания существительных 1 -го склонения.
Физкультминутка
7.После чтения текста упр. 173 дети отвечают на вопросы по его содержанию: как мама Дяди Федора относилась к котам? Как изменилось ее мнение после поездки в Простоквашино? Можно предложить ребятам озаглавить текст. Затем учащиеся работают над словосочетаниями с именами существительными.
8.Домашнее задание: упр. 174.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 35
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения". Изложение
Цель:
♦ Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
♦ Работать над развитием связной речи учащихся, формировать умения озаглавливать текст, делить его на смысловые части, составлять план
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
Предлагаются два варианта проведения данного урока.
/ вариант. Написание изложения по тексту упр. 175. Дети читают текст, объясняют написание окончаний существительного цапля(подставляя вместо него существительное земля),отвечают на вопросы (упр. 176), определяют тему текста, основную мысль, делят текст на части, подбирают заголовок, после чего пишут изложение по плану (упр. 176).
Физкультминутка
II вариант. После того как учащиеся выполнят все задания упр. 175, можно предложить им выписать ту часть текста, которая отвечает на вопрос "Как цапля добывает пищу?" (изменяя форму имен существительных, данных в скобках). Далее ребята в левом столбике словарных слов, помещенных на форзаце учебника, находят существительное 1-го склонения (грамота), определяют, требует ли гласный в падежном окончании проверки, записывают существительное в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Запись под диктовку словосочетаний:
Шагать по дороге, плыть по речке, отдыхать у бабушки, гостить у подруги, замазать краской, наградить грамотой, прочитать в газете, записать в тетрадке, посветить лампой, подарить сестренке, работать с охотой, вылить из кастрюли, играть на площадке, гнездо ласточки, гулять с собакой, выйти к лесной опушке, рисовать на бумаге.
При проверке дети, доказывая правильность написания падежных окончаний, пользуются алгоритмом рассуждения (с. 105).
5.Домашнее задание: упр. 177.
6. Подведение итогов урока.
7.Рефлексия
Урок 36
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения".
Цель:
♦Научить учащихся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных 2-го склонения;
♦ дать образец рассуждения при проверке безударных падежных окончаний.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Вспомнив определение имени существительного, учащиеся читают слова из упр. 178, называют род существительных и записывают их в три столбика по родам, обозначая окончания. Можно предложить детям выполнить словарно-логическое упражнение: найти лишнее слово в данном списке. Это слово юноша,оно называет человека, все остальные слова называют предметы и явления неживой природы.
Рассмотрев существительные во втором столбике, дети обнаруживают среди них слово метель— имя существительное с нулевым окончанием. Учащиеся делают вывод: все слова данного столбика нельзя отнести к 1-му склонению, т. к. к этому склонению относятся не все имена существительные женского рода, а только имеющие окончания -а, -я.
Вывод о невозможности отнести все слова первого и третьего столбиков ко 2-му склонению обосновывается наличием в первом столбике слова юноша,существительного мужского рода с окончанием -а, относящегося к 1-му склонению. Учащиеся повторяют, какие существительные относятся ко 2-му склонению, и приводят свои примеры.
Физкультминутка
6.Затем рассматривается таблица склонений имен существительных 2-го склонения на с. 111 и выполняются задания к ней. Делается вывод о том, что ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения пишутся одинаково, и значит, здесь действует основной закон русского письма — гласный в безударной позиции проверяется по гласному в ударной позиции. Таким образом, безударное окончание существительного следует проверять по ударному окончанию существительного того же склонения. Для 2-го склонения это слова стол, конь, окно.
7.При выполнении упр. 180 учащиеся знакомятся с алгоритмом проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных 2-го склонения (образец рассуждения на с. 112), упражняются в его применении.
8.Упр. 181 способствует закреплению умения проверять написание гласных в падежных окончаниях существительных 2-го склонения.
9.Домашнее задание: упр. 182.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 37 Тема:"Винительный падеж имен существительных 2-го склонения".
Цель:упражнять в распознавании и правильном употреблении винительного падежа существительных 2-го склонения, в написании падежных окончаний.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.На уроке учитель знакомит учащихся с новым словарным словом:
океан— 1) весь водный покров Земли; 2) водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками. Северный Ледовитый океан.
Целесообразно представить гнездо родственных слов: океанский, океанический— принадлежащий океану; океанавт— исследователь океанских глубин; океанариум (океанарий)— бассейн, в котором содержатся в целях наблюдения и изучения океанические животные и рыбы; океанология— совокупность наук о Мировом океане, океанолог— специалист по океанологии.
6.При проверке написания гласных в падежных окончаниях очень важно уметь быстро определять склонение имен существительных, поэтому упражнять в выполнении этого действия необходимо постоянно.
Развитию умения определять склонение существительных способствует упр. 183. Выбрав из слов, данных в упражнении, существительные 2-го склонения и записав их в форме родительного, винительного, творительного и предложного падежей, дети делают вывод о том, что в винительном падеже данные существительные имеют разные падежные окончания: одушевленные —а, -я, неодушевленные — нулевое.
7.Читается вывод на с. 113, подчеркивается, что необходимо употреблять имена существительные в нужной падежной форме, правильно писать падежные окончания.
Физкультминутка
8.При выполнении упр. 184 учащиеся упражняются в употреблении нужной падежной формы существительных и написании соответствующих окончаний.
9.Цель упр. 185 — продолжить работу по формированию навыка проверки падежных окончаний существительных 2-го склонения. Школьники определяют местонахождение безударной гласной в слове — в корне или в окончании. Затем вспоминают алгоритм проверки безударных гласных и объясняют их написание. Вывод: безударные гласные в корнях слов и в окончаниях следует проверять; для проверки безударных гласных в корне нужно подобрать однокоренные слова, в которых гласный корня находится под ударением; для проверки безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных нужно использовать существительные с ударным гласным в окончании (для 2-го склонения это имена существительные — стол, конь).
В классе с высоким уровнем подготовки вместо списывания можно предложить детям написать изложение данного текста по плану:
1.Шторм.
2.После шторма.
3.Спасатели.
И при списывании, и при написании изложения осуществляется предварительная орфографическая подготовка, которая заключается в объяснении написания пропущенных букв.
10.Домашнее задание: упр. 186.
11. Подведение итогов урока. 12.Рефлексия
Урок 38
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения".
Цель:
♦Научить учащихся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных 3-го склонения;
♦ Упражнять в написании падежных окончаний.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Новая тема
1. Упр. 187. Записывая имена существительные в два столбика (по родам), дети вспоминают правило написания мягкого знака на конце существительных после шипящих, определяют склонение существительных женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце),.
2. Затем рассматривают таблицу склонения существительных 3-го склонения (упр. 188). Делается вывод: в родительном, дательном и предложном падежах существительные данного склонения имеют одинаковое окончание -и.
3. Выполняя упр. 189, ученики ставят существительные 3-го склонения в нужную падежную форму, обозначают окончание и падеж.
Физкультминутка
4.Упр. 190 развивает умение определять склонение существительных, выделять словосочетания "имя прилагательное + имя существительное". Учащимся предлагается определить тип текста (повествование с рассуждением), разделить его на части, озаглавить их и по плану пересказать зарисовку Н. Сладкова "Яичко на ножках".
Примерный план:
1.Испуганная куропатка.
2.Бегущее яичко.
3.Птенец под скорлупкой.
В классе с высоким уровнем подготовки можно написать изложение данного текста.
6.Домашнее задание: упр. 191.
7.Подведение итогов урока.
8.Рефлексия
Урок 39
Тема:"Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения".
Цель:
♦ Познакомить с алгоритмом проверки гласных в окончаниях существительных 3-го склонения,
♦ Упражнять в проверке безударных падежных окончаний.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Закрепление материала
1. Учитель диктует слова: юноша, девушка, юность, работать, пастбище, комбайн, смелость, вишня, здоровье, тополь, стричь, мелочь, дрожь. Школьники определяют склонение существительных (в списке слов есть два глагола, поэтому учитель либо предупреждает, что работа ведется только с существительными, либо не делает этого предупреждения и устраивает ловушку учащимся), записывают в тетрадь только имена существительные 3-го склонения.
2. Выполняется упр. 192. В процессе работы дети дописывают к глаголам подходящие по смыслу имена существительные (практически этому требованию удовлетворяют все существительные, представленные в словах для справок, и при проверке можно обратить на этот факт внимание учащихся) и выделяют в них окончания.
3. Затем учитель организует наблюдение за написанием гласных в окончаниях существительных 3-го склонения. Ученики ставят ударение в именах существительных, называют существительные, которые имеют безударный гласный в окончании, и существительное с ударным гласным в окончании (рожь), которое можно использовать для проверки гласных в окончаниях существительных 3-го склонения.
Можно использовать два варианта действий при написании падежных окончаний существительных 3-го склонения: 1) запомнить окончания (в родительном, дательном и предложном падеже существительные 3-го склонения имеют одинаковое окончание -и); 2) проверить написание окончаний.
4. В упр. 193 дети знакомятся с образцом рассуждения при проверке написания гласных в окончаниях существительных 3-го склонения, отрабатывают применение соответствующего алгоритма действий.
Физкультминутка
5. Записывая ответы на вопросы, данные в упр. 194, школьники ставят существительные 3-го склонения в форму родительного падежа, упражняются в проверке написания падежных окончаний, используя образец рассуждения, представленный в упр. 193.
6.Домашнее задание: упр. 195.
7. Подведение итогов урока.
8.Рефлексия
Урок47
Тема:"Имя прилагательное".
Цель:повторить сведения об имени прилагательном (значение, вопросы, часть речи, которую поясняют, род, число, роль в тексте).
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Отгадывая загадки и дописывая отгадки к ним (упр. 1), учащиеся называют часть речи, которая использовалась для описания предметов; устанавливают, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, с какой частью речи связано в предложении.
Затем детям предлагается игра "Угадай по описанию", в которой они придумывают загадки, где по отличительным признакам нужно назвать предмет.
5.Из текста упр. 2 школьники выписывают словосочетания "имя прилагательное + имя существительное" и определяют, с какой частью речи связаны прилагательные в предложении, на какие вопросы отвечают.
6.
Физкультминутка
7.Вставляя подходящие по смыслу прилагательные, описывающие зайца (упр. 3), дети отмечают, какой именно признак они обозначают: длинные, короткий — размер; серая, белая — цвет и т. д.
8.В заключение читается правило на с. 4.
9.Домашнее задание: упр. 4. В классе со слабой подготовкой учащихся словосочетания составляются устно.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 48
Тема:"Употребление имен прилагательных в речи".
Цель:познакомить учащихся с ролью имени прилагательного в речи;
Работать над обогащением словарного запаса, развитием синтаксического строя
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Постановка проблемного вопроса.
6.Упр. 5. Отмечается многозначность существительного груша.Дети находят и выписывают прилагательные, которые помогают уточнить значение этого слова (груша какая? съедобная, груша какая? кожаная, боксерская). Повторяются сведения об имени прилагательном: значение, вопросы, с какой частью речи связано, роль в предложении. Желательно вспомнить окончание рассказа В. Драгунского "Друг детства".
7.Работа над упр. 6 проводится в соответствии с заданиями к нему.
Физкультминутка
8.Стихотворение-загадка о прилагательных (упр. 7) является монологом, произносимым от имени этой части речи. Записав словосочетания с прилагательными, подходящими по смыслу, учащиеся повторяют признаки данной части речи (значение, вопросы, какую часть речи поясняет, роль в предложении).
9.Чтение вывода о роли прилагательных в речи (с. 7).
10.Домашнее задание: упр. 8. Пропущенные слова вставляются в том порядке, в каком они предложены в учебнике в качестве слов для справок.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 49
Тема:"Изменение имен прилагательных".
Цель:познакомить с изменением имен прилагательных. по числам, в единственном числе по родам
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Постановка проблемного вопроса
6.На материале упр. 9 учащиеся убеждаются в том, что прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.