По охране воинских грузов при их перевозке

253. Охрана и оборона транспортов с воинскими грузами осуществляются караулами, назначаемыми от воинских частей.

Караул несет службу без смены от пункта погрузки (отправления) до указанного начальнику караула пункта выгрузки.

254. Перечень воинских грузов, которые при перевозке подлежат охране караулами, а также состав караула определяются приказами председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны и соответствующими руководителями других войск и воинских формирований.

255. Караул размещается в оборудованном крытом или специальном вагоне сопровождения (судовом помещении, салоне воздушного судна). Работниками железной дороги для установки в вагоне предоставляется съемное воинское оборудование. Печь для обогрева личного состава и приготовления пищи устанавливается с выполнением требований пожарной безопасности.

Оружие и боеприпасы караула хранятся в металлическом ящике, оборудованном надежными запорами и приспособлением для опечатывания. Ящик закрывается на замок, опечатывается начальником караула. На ящике по диагонали красной краской наносится надпись: «Воинский».

Размещение часовых во время движения поезда (судна), усиление охраны воинских грузов во время остановки и смена часовых производится, как указано в пунктах 248-250 настоящего Устава.

При охране воинских грузов, перевозимых воздушным транспортом, часовые размещаются: во время полета – в салонах; в аэропорту (на аэродроме) – у воздушного судна.

256. Командир воинской части обязан обеспечить выдачу начальнику караула:

командировочного удостоверения;

удостоверения установленной формы о назначении его начальником караула со списком личного состава караула и указанием на оборотной стороне удостоверения вида, номеров оружия и количества выданных боеприпасов, подписанного с лицевой стороны командиром части и заверенного гербовой печатью, с обратной стороны подписанного начальником штаба воинской части и заверенного гербовой печатью;

оружия и боеприпасов к нему, металлического ящика для их хранения, а также металлической печати для опечатывания;

постовой ведомости, заверенной гербовой печатью, с записью о проведенном инструктаже;

продовольствия на путь следования в оба конца и аттестатов на продовольствие (раздельно на каждого караульного);

денежных средств на командировочные расходы;

радиоприемника;

посуды для приготовления и приема пищи, а также для хранения питьевой воды;

комплектов постовой одежды, дополнительных комплектов нательного белья (из расчета один комплект на 7 суток), постельных принадлежностей на весь состав караула (при нахождении в пути свыше одних суток);

медицинской аптечки;

фонаря с красным светом и сигнальных красных флажков;

воинских перевозочных документов (раздельно на каждого караульного) или денежных средств для возвращения в воинскую часть, других документов и имущества согласно инструкциям (положениям) по охране и сопровождению воинских грузов, утвержденным руководителями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

257. При перевозке грузов, требующих специальных знаний, назначается сопровождающий из числа офицеров (специалистов), воинское звание и фамилия которого включаются в постовую ведомость.

Он следует в одном вагоне с караулом от станции отправления до станции назначения.

258. Перед отправлением караула дежурный по воинской части проверяет состав и обеспеченность караула, знание им своих обязанностей, состояние вооружения и боеприпасов, внешний вид каждого караульного.

О готовности караула дежурный по воинской части докладывает командиру воинской части (начальнику штаба).

Командир воинской части (начальник штаба): производит осмотр караула, проверяет его обеспеченность и инструктирует караул, в том числе о правилах хранения оружия и боеприпасов, выполнения требований мер безопасности, особенно на электрифицированных железнодорожных участках и противопожарной защиты в пути следования; отдает приказ на выполнение боевой задачи; обеспечивает своевременное прибытие караула к месту приема груза, выделяя в необходимых случаях транспортное средство.

259. Отправитель воинского груза обязан:

встретить и разместить караул, прибывший для охраны груза в пути следования, обеспечить личный состав горячей пищей и медицинской помощью, а также сохранность его оружия и боеприпасов;

оборудовать пост на подвижном составе специальным ограждением;

при необходимости в вагоне, предназначенном для размещения личного состава караула, установить перегородку;

при предоставлении караулу специального караульного вагона заправить его доброкачественной питьевой водой, обеспечить топливом и средствами освещения;

известить военного коменданта железнодорожного (морского, речного) участка и станции (порта), аэропорта о готовности транспорта к отправке.

260. Запрещается привлекать караул к хозяйственным работам, погрузке и креплению техники на подвижном составе.

261. Начальник караула подчиняется военным комендантам железнодорожных (морских, речных) участков и станций (портов), аэропортов по пути следования транспорта и офицеру, сопровождающему груз. Начальник караула на транспортном судне подчиняется капитану судна (по вопросам судового распорядка и при авариях).

Кроме выполнения общих обязанностей и указанных в пункте 249 настоящего Устава, начальник караула обязан:

прибыть к отправителю воинского груза вместе с караулом не позднее, чем за 3 часа до погрузки и предъявить ему удостоверение о своем назначении начальником караула;

получить от отправителя воинского груза два экземпляра описи вагонов (судовых помещений, салонов воздушных судов) и отдельных мест на платформах и полувагонах (на палубе судна) с записью в них о приведении груза в транспортное положение, табель постам, инструкции и указания о свойствах груза, условиях его перевозки и сдачи;

инструктировать личный состав караула о порядке и особенностях предстоящей охраны груза, а также о выполнении требований мер безопасности в пути следования; сообщить номер воинского транспорта и пункт назначения;

выставлять часовых в соответствии с табелем постам и устанавливать порядок их смены;

следить за соблюдением установленных правил перевозки грузов;

докладывать военным комендантам железнодорожных (морских, речных) участков и станций (портов), аэропортов лично или по средствам связи транспорта о прибытии караула на станцию (в порт), в аэропорт, о приеме и состоянии груза, принятого под охрану, о происшествиях, нарушениях правил перевозки, задержках в пути, о необходимости получения продуктов, топлива, средств освещения, санитарной обработки личного состава, прибытии транспорта в пункт назначения и сдаче груза получателю;

при переформировании состава следить, чтобы все охраняемые вагоны были включены в него;

принять от работников железной дороги съемное воинское оборудование по описи и под расписку, по окончании перевозки – сдать;

поддерживать в вагоне (судовом помещении, на борту воздушного судна) для караула порядок и чистоту и выполнять требования пожарной безопасности;

проверить у грузополучателя документы на право получения груза и сдать ему по описи, под пломбами отправителя, вагоны (судовые помещения, салоны воздушных судов) и по числу мест грузы, перевозимые на платформах и в полувагонах (на палубах судна, в салоне воздушного судна), а технику – по счету; один экземпляр описи с распиской грузополучателя, заверенной гербовой печатью, оставить у себя;

при проезде в пассажирских поездах (судах), а также при нахождении на вокзалах (в портах, аэропортах) обеспечить надежную охрану оружия и боеприпасов.

262. В случаях возникновения пожара, обнаружения чего-либо, угрожающего безопасности движения (полета) или сохранности груза, начальник караула обязан принять все необходимые меры к ликвидации пожара или устранению нарушения. При невозможности сделать это силами караула и поездной бригады (команды судна, экипажа воздушного судна) начальник караула через военного коменданта, а где его нет, – через начальника станции (порта, аэропорта) вызывает необходимую помощь.

263. В случае неисправности вагона, при которой он дальше следовать не может, задерживается весь транспорт, находящийся под охраной караула, до окончания ремонта или перегрузки груза в исправный вагон. Разъединение вагонов воинского транспорта в пути следования не разрешается. В случае перегрузки груза в другой вагон начальник караула обязан потребовать от администрации железной дороги составления акта в двух экземплярах и засвидетельствовать его у военного коменданта железнодорожного участка и станции или начальника станции. По прибытии в пункт назначения начальник караула вручает грузополучателю под расписку второй экземпляр акта на перегруженный вагон.

264. Начальнику караула запрещается предъявлять опись на охраняемые вагоны (судовые помещения, салоны воздушных судов) кому-либо, кроме военных комендантов железнодорожных (морских, речных) участков и станций (портов), аэропортов.

265. Часовые размещаются и выполняют свои обязанности по охране воинских грузов в соответствии с пунктами 250-251 настоящего Устава.

266. Личный состав караула отдыхает в соответствии с указаниями, изложенными в пункте 252 настоящего Устава.

267. Командир воинской части (получатель груза) обязан:

освободить караул не позднее чем через 8 часов со времени прибытия, о приеме груза расписаться в описи начальника караула и заверить гербовой печатью;

обеспечить сохранность оружия и боеприпасов, размещение и отдых личного состава караула, при необходимости и его санитарную обработку;

дообеспечить караул, если необходимо, продовольствием;

доставить караул на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) и отправить его в свою воинскую часть.

268. Замена караула производится по приказу председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны и соответствующих руководителей других войск и воинских формирований, имеющих на это право.

Организация временной охраны транспорта до прибытия нового караула возлагается на начальника гарнизона (командира воинской части), на территории которого задержан транспорт.

269. По возвращении в свою воинскую часть начальник караула обязан доложить начальнику штаба (командиру) воинской части о выполнении боевой задачи и несении службы личным составом караула; сдать оружие, боеприпасы, полученное перед отъездом имущество и представить отчет в израсходовании денежных средств, воинских перевозочных документов и продовольствия; сдать документы по сопровождению груза.

270. Охрана грузов, перевозимых автомобильным транспортом, осуществляется в соответствии с пунктами 253-258 настоящего Устава. В зависимости от условий перевозки и важности грузов один пост может включать до 10 автомобилей.

Для выполнения своих обязанностей караул обеспечивается средствами связи.

Начальник караула подчиняется начальнику колонны и офицеру, сопровождающему транспорт, а если сопровождающий не назначается, – командиру автомобильного подразделения, назначенного для перевозки грузов.

271. Часовые во время движения размещаются в кузовах (в кабинах) автомобилей, входящих в состав поста: один – на головном, другой – на среднем, а третий – на последнем автомобиле.

Во время остановок колонны часовые несут охрану транспорта, находясь по обеим сторонам колонны.

Во время движения на коротких остановках часовые несут службу одновременно, а на продолжительных остановках – посменно.

Часовой обязан:

обеспечить сохранность перевозимых грузов и вести наблюдение по сторонам движения;

не допускать проезда на автомобилях посторонних лиц без разрешения начальника караула;

подавать в случае необходимости установленные сигналы водителям автомобилей и начальнику караула;

во время остановок колонны вести постоянное наблюдение за охраняемыми грузами, не допускать к ним посторонних лиц, не разрешать курение и разведение огня ближе расстояния, указанного в табеле постам;

допускать с разрешения начальника караула военнослужащих для производства ремонта автомобилей.

Наши рекомендации