Реализация решения задачи в ЭТ Excel
Порядок выполнения работы.
Решить транспортную задачу, представленную в табличной форме:
B1 | B2 | B3 | ||
A1 | ||||
A2 | ||||
A3 |
Реализация решения задачи (выполняется письменно).
Анализ транспортной задачи:
поставщики: общий запас: 40 + 80 + 20 = 140
потребители: общий спрос: 30 + 50 + 60 = 140
Поскольку общий запас равен общему спросу, то рассматриваемая модель транспортной задачи является закрытой моделью.
Замечание:
Модель транспортной задачи называют закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т.е. выполняется равенство . Модель транспортной задачи называют открытой, если выполняется одно из условий: или . |
Для разрешимости транспортной задачи с открытой моделью необходимо преобразовывать ее в закрытую, путем ввода в первом случае фиктивного поставщика Am+1, где ; во втором случае фиктивного потребителя Bn+1, где . |
Построение начального плана[2]:
o по правилу северо-западного угла
| Порядок построения: Затраты: |
o по правилу минимального элемента
| Порядок построения: Затраты: |
Реализация метода потенциалов для определения оптимального плана[3]:
Проверим начальный план на оптимальность:
| Найдем потенциалы: |
Определим оценки для свободных клеток:
Поскольку существуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – не оптимальный.
Перейдем к нехудшему плану перевозок. Перспективными являются клетки (1; 3) и (3; 2). Наиболее потенциальной является клетка (1; 3). Строим для этой клетки цикл (по таблице):
Наибольшее количество груза в вершинах с отрицательным знаком: . В результате смещения l по циклу получаем новый план перевозок:
| Затраты: Найдем потенциалы: |
Определим оценки для свободных клеток:
Поскольку существуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – не оптимальный.
Перейдем к нехудшему плану перевозок. Перспективной является клетка (3; 2). Строим для этой клетки цикл (по таблице):
Наибольшее количество груза в вершинах с отрицательным знаком: . В результате смещения l по циклу получаем новый план перевозок:
| Затраты: Найдем потенциалы: |
Определим оценки для свободных клеток:
Поскольку отсутствуют свободные клетки с отрицательными оценками, то построенный план перевозок – оптимальный.
Ответ: .
Реализация решения задачи в ЭТ Excel.
1. Загрузить ЭТ Excel (через пункт меню Пуск или панель быстрого запуска).
2. Открыть файл (рабочую книгу) с именем ZLP.xls.
3. Переименовать лист в рабочей книге в ТЗ.
4. Выполнить решение задачи, используя инструмент Поиск решения, с формированием отчета по результатам.
1 шаг: сформировать таблицу, ввести значения и формулы
2 шаг: задать данные в полях надстройки «Поиск решения»
3 шаг: сформировать ответ и отчет по результатам
Варианты:
№ вар | Параметры транспортной задачи | ||||||||||||||
a1 | a2 | a3 | b1 | b2 | b3 | c11 | c12 | c13 | c21 | c22 | c23 | c31 | c32 | c33 | |
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10. | |||||||||||||||
11. | |||||||||||||||
12. | |||||||||||||||
13. | |||||||||||||||
14. | |||||||||||||||
15. | |||||||||||||||
16. | |||||||||||||||
17. | |||||||||||||||
18. | |||||||||||||||
19. | |||||||||||||||
20. | |||||||||||||||
21. | |||||||||||||||
22. | |||||||||||||||
23. | |||||||||||||||
24. | |||||||||||||||
25. | |||||||||||||||
26. | |||||||||||||||
27. | |||||||||||||||
28. | |||||||||||||||
29. | |||||||||||||||
30. |
[1] Правило построения начального базисного плана перевозок определяет преподаватель
[2] Построение приведено на лекции.
[3] В качестве начального плана выбран план, построенный по правилу северно-западного угла. Решение с начальным планом, построенным по правилу минимального элемента, рассмотрено на лекции.