По безопасному использованию маломерных судов на водоемах ГИМС УССР
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Судоводитель маломерного судна обязав иметь при себе:
- диплом, свидетельство или удостоверение с контрольным талоном, дающие право управлять маломерным судном денной категории в данном районе с соответствующей мощностью двигателей и площадью парусов;
- судовой билет и технический талон ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию;
- при отсутствии на судне индивидуального владельца заверенную Государственной инспекцией по маломерным судам УССР доверенность не право управления маломерным судном, диплом, удостоверение или свидетельство с контрольным талоном, дающие право управлять судном;
- справку о прохождении очередного медосмотра (для лиц в возрасте до 60 лет срок действия медосмотра 5 лет, а для лиц старше 60 лет 2 года.).
ОБЯЗАННОСТИ СУДОВОДИТЕЛЯ:
- перед выходом в плавание проверять исправность и комплектность оснащения судна, следить за его состоянием в хода плавания;
- оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь пострадавшим, доставлять их в лечебное учреждение;
- останавливаться и предоставлять маломерное судно: медперсоналу для проезда к больному, нуждающемуся в экстренной медицинской помощи, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;
- должностным лицам Украинской республиканской инспекции судоходства в случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания;
- работникам Государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров и для возвращения из этих мест; работникам Государственной инспекции по маломерным судам для транспортировки поврежденных при авариях или неисправных плавсредств;
- останавливаться и предъявлять работникам органов, контролирующих безопасность плавания, для проверки удостоверение на право управления маломерным судном и судовые документы. Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода.
Должностные лица обязаны предъявить судоводителю удостоверение личности.
СУДОВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии опьянения;
- передавать управление маломерным судном лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном;
- оставлять без наблюдения окружающую акваторию. При аварии с маломерным судном, повлекшей за собой несчастные случаи с людьми судоводители, причастные к ней, обязаны: становить судно, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим, отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию бортовой номер судна (с предъявлением удостоверения на право управления или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно), Сообщить о случившемся в ГИМС, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия. Северо-Днепровская бассейновая ГИМС, г. Киев - 160, ул. Я.Гашека,10, тел. (044) 419-61-16, в любое время суток.
Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров, ежегодного технического освидетельствования, аттестации и очередной проверки знаний судоводителей этих судов в ГИМС в установленном порядке.
Для судоводителя и для каждого пассажира маломерного судна должно быть индивидуальное спасательное средство.
В дневное время движение всех маломерных судов на судоходных реках допускается только вдоль границ и за границами судового хода, по заливам, рукавам, и другим водоемам, без права захода в закрытые для рыболовства зоны и зоны, определенные в местных правилах плавания.
При движении на плесовых участках маломерным судам разрешается следовать в 10-ти метровой полосе судового хода, примыкающей к неходовому берегу, если на таких участках отсутствуют транспортные суда.
При движении на перекатах маломерным судам следует переходить от одного неходового берега к другому (от косы к косе), избегая движения вдоль ходового берега.
В ночное время от захода до восхода солнца, движение маломерных судов на судоходных участках рек и водохранилищ разрешается только за пределами судового хода со скоростью не более 15 км/ч без права пересечения судовых трасс с соответствующими ходовыми огнями.
На акваториях, в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение маломерных моторных судов разрешается со скоростью не более 20 км/ч, а вблизи пляжей и мест купания - до 15 км/ч.
Безопасность судна в пожарном состоянии обеспечивается соблюдением основных правил:
1. Не курить и не держать открытого огня при заправке судна топливом или при нахождении вблизи топливных емкостей.
2. Пролитое топливо или смазку немедленно удалить паклей, ветошью. Обтирочный материал пропитанный топливом или смазкой на судне не хранить.
3. Постоянно следить за состоянием топливной системы. Обнаруженные подтеки и неисправности немедленно устранить. Не допускать скопления топлива и смазки в поддоне, а также в корпусе судна.
4. Постоянно следить за исправностью судового электрооборудования.
5. Вблизи двигателя, выхлопной трубы размещать топливные баки запрещается. На судне должен быть противопожарный инвентарь, указанный в судовом билете.
6. Загоревшееся топливо, смазку немедленно накрыть противопожарным брезентом, чтобы сбить пламя и предотвратить доступ воздуха.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ :
- движение судна в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости невозможно ориентироваться;
- создание помех для плавания судов;
- подход и стоянка судов у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 м, подбуксировка к транспортным, техническим и вспомогательным судам, пересечение их курса или следования в непосредственной близости от них;
- установка паруса на гребных лодках и судах, не приспособленных для этой цели и без согласованиями с органами ГИМС, без соответствующих документов на право управления под парусами;
- заход судов на акватории, отведенные для купания и пляжей, а также подход к плавучим знакам судоходной обстановки и швартовка к ним;
- выход в плавание в условиях ограниченной видимости на судах без предписанных сигнальных огней; - использование судов в целях личной наживы;
- сброс с судна отходов, нефтепродуктов и т.п.;
- стоянка маломерных судов на судовом ходу;
- перемещение с одного судна на другое во время их движения;
- остановка судов под мостами или около них (в пределах охранной зоны мостов);
- плавание судов на акваториях и в районах, объявленных запрещенными для плавания без пропусков, выдаваемых ГИМС;
- перевозка взрывоопасных и огнеопасных грузов на судах, для этого не предназначенных. Судоводители маломерных судов обязаны принимать все меры, диктуемые практикой судовождения или особыми обстоятельствами, обеспечивающие безаварийное плавание.
Лица нарушившие Правила пользования маломерными судами, Правила плавания по внутренним судоходным путям УССР, местные (бассейновые) правила плавания, местные правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В Правилах плавания употребляются термины:
Судно - плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов и выполнения иных работ на воде.
Самоходное судно - судно, приводимое в движение механической установкой.
Несамоходное судно - судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения.
Маломерное судно - судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно независимо от размера.
Парусное судно - судно под парусом, в том числе имеющее механический двигатель, при условии, что последний не используется.
Моторная лодка - судно, предназначенное для эксплуатации с подвесным мотором.
Катер - судно со стационарным двигателем.
Маломерные суда, идущие одиночно или буксируемые маломерными судами, а также парусные суда должны следовать за пределами судного хода (установленных полос движения или рекомендованных курсов на участках с кардинальной системой навигационного оборудования). В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее в один ряд; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу для чего обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих немаломерных судов. Такой маневр перед приближающимися судами должен быть завершен не менее чем за 0,5 км от них. Пересечение должно производиться под углом 90 градусов. В случае пересечения судового хода в предписанном месте эти условия должны также соблюдаться.
Проход маломерных и парусных судов через шлюзы осуществляется в соответствии с действующими положениями о пропуске судов через них. Для этого необходимо получить разрешение на переход в органах Госинспекции по маломерным судам, предъявив ходатайство от организации, в которой работает судоводитель. Порядок шлюзования устанавливает вахтенный начальник шлюза, предварительно проверив соответствие судовой документации, документов на право управления, снаряжение и оборудование судна.
Входить в подходной канал и в камеру шлюза можно только при разрешающем (зеленом) сигнале светофора, после транспортных судов, не мешая их движению. Ошвартоваться в камере шлюза необходимо у указанного вахтенным начальником рыма. При этом постоянно нужно следить за швартовыми, и на изготовке держать топор или нож для принятия в случае необходимости экстренной отдачи швартовых (обрубив швартовые). Двигатель работает на холостом ходу. При шлюзовании на борту маломерного судна не должно находиться более двух человек в возрасте не менее 16 лет.
Выходить из камеры шлюза можно также только при разрешающем (зеленом) сигнале светофора.
Маломерным и парусным судам (за исключением случаев, когда они выполняют производственные задания) запрещается:
- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих немаломерных судов, земснарядов, плавучих кранов и т. д. и в промежутке между ними;
- останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;
- останавливаться у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 м и выше и ниже их;
- выходить на судовой ход при ограниченной менее 1,0 км видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.
Немаломерному судну, идущему под парусом и одновременно приводимому в движение мотором, плавание на судовом ходу ночью запрещается, а днем разрешается только в пределах 10-ти метровой полосы.
Скоростное маломерное судно в условиях ограниченной менее 0,5 км видимости, а также в темное время суток, когда невооруженным глазом неосвещенные ориентиры опознаются на расстоянии менее 0,5 км, может осуществлять движение только в водоизмещающем положении.
Маломерным и парусным судам плавание по судовому ходу вне 10-ти метровой полосы может быть разрешено только при проведении спортивных и других организационных мероприятий на условиях, согласованных с органами, регулирующими судоходство.
На акватории портов, на каналах и отдельных участках водного пути плавание маломерных и парусных судов может быть местными правилами запрещено или ограничено, или для них могут быть установлены отдельные полосы движения.
Порядок движения и маневрирования маломерных судов в районе г. Киева:
Маломерные суда плавают лишь в светлое время суток от восхода до захода солнца. Движение разрешается только вдоль границ судового хода (10 метров от кромки в сторону оси судового хода) и за их пределами по заливам, рукавам и другим водоемам.
В районе Киева движение маломерных судов разрешается на участке от устья Десны до острова Водников вдоль левобережной кромки судового хода за его пределами без захода на городские пляжи и районы пассажирских причалов.
От линии траверза парк им. В.М. Примакова до острова Водников разрешается движение по рукаву Теличка и вдоль правого берега от ухвостья острова Большого без захода на акваторию рейда.
Движение и стоянка у правой кромки судового хода проходящего у островов Большого и Малого не допускается.
В Киеве движение маломерных судов с начала навигации и до закрытия пляжного сезона (1 октября) с 10-00 до 16-00 час. запрещается на участках:
- от моста им. Е.О. Патона до залива Собачье гирло (РОП-6);
- от РОП-5 вниз по Русановскому рукаву.
Проход этих участков разрешается от восхода солнца до 10-00 час. и с 16-00 час. до захода солнца.
Все мосты в Киеве вверх и вниз разрешается проходить только через пролеты, расположенные со стороны движения маломерных судов, обозначенные знаком “Движение маломерных судов". В Киеве маломерным судам разрешается пересекать судовой ход под углом 90 гр. при отсутствии на подходе транспортных судов (особенно быстроходных) в следующих местах:
- на траверзе устья Собачье гирло (РОП-6);
- на траверзе причала парка им. В. М. Примакова;
- у приверха острова Водников.
В черте Киева от устья залива Оболонь до острова Водников запрещается:
- устанавливать плавсредства для лова рыбы в границах судового хода и 10ти метровой полосы, примыкающей к его границам за знаками навигационной обстановки;
- заходить на акватории городских пляжей всем маломерным судам, кроме спасательных судов и судов контролирующих органов;
- заходить в Матвеевский залив всем маломерным судам, кроме спортивных, спасательных судов и судов контролирующих органов;
- запрещается заход и движение моторных маломерных судов под мотором и на веслах в Русановский обводной канал и Венецианскую протоку в течение всего года и в Довбычский рукав в зоне пляжей до 1 октября ежегодно. На участках от устья реки Десна до залива Берковщина плавание и маневрирование яхт, ялов и швертботов под парусами категорически запрещается.
В черте Киева, в местах массового отдыха трудящихся, на переправах скорость движения маломерных судов ограничена до 15 км/ч.
Стоянка и хранение маломерных судов в черте г. Киева разрешается только в местах, специально для этого предназначенных и оборудованных (ремонтно-отстойных пунктах):
РОП-1 - Выдубецкое озеро;
РОП-2 - правый берег (ниже моста им. Е. О. Патона);
РОП-З - р. Днепр (Корчеватое);
РОП-4 - залив Длепровский (Стройиндустрия - ДОК - Теличка);
РОП-5 - рукав Русановский (о. Долобецкий);
РОП-6 - залив Собаче гирло (Оболонь);
РОП-7 - залив Берковщина (Поздняки - Осокорки).
Граница между II и III разрядом плавания маломерных судов является ухвостье о. Ольгинский.
Продолжительность навигационного периода на водоемах г. Киева и Киевской области устанавливает Северо-Днепровская бассейновая инспекция по маломерным судам на основании своего приказа, согласованного с Киевским городским и Киевским областным Советами народных депутатов.
На период нереста рыбы плавание моторных маломерных судов разрешается в выходные и праздничные дни, без захода в места объявленные приказом Укррыбвода нерестилищами.
Лицам, у которых текущий график работы или период отпуска совпал с периодом нереста рыбы, а также неработающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны разрешается плавание во время нереста и в будние дни по разрешениям (пропускам) Северо-Днепровской бассейновой ГИМС.
Расхождение и обгон маломерных и парусных судов:
Когда два маломерных моторных судна идут прямо или почти прямо друг на друга они должны расходиться левыми бортами.
Когда два маломерных моторных судна сближаются на пересекающихся курсах, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне должно уступить ему дорогу.
Если два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, одно из них уступает дорогу другому следующим образом:
- когда суда идут разный галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
- если судно, идущее левым галсом, имеет другое судно с наветренной стороны и не может определить левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.
Когда моторное судно сближается с парусным так, что возникает опасность столкновения, моторное судно должно уступить дорогу парусному.
Маломерные суда обгон должны производить следующим образом:
- на судовом ходу - только по левому борту обгоняемого;
- обгоняемое маломерное судно должно способствовать скорейшему обгону снижением скорости (при этом нахождение на траверзе одновременно более двух судов запрещается);
- за пределами судового хода, при его пересечении и на участках с кардинальной системой навигационного оборудования - по любому борту;
-при расхождении и обгоне можно использовать звуковые сигналы в флаг-отмашку.
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ:
- частое мигание круговым огнем, прожектором или вертикальное перемещение флага или огня (вверх-вниз);
- ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые по одиночке через короткие промежутки времени;
- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
- пламя на судне от горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.;
- сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
- медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
- радиотелеграфный сигнал бедствия;
- радиотелефонное сообщение о бедствии.
Горизонтальное движение флага-отмашки днем, белого огня ночью „Прошу остановиться".
Примечание. Знаки и огни навигационные внутренних водных путей ГОСТ 26600-85 можно приобрести в магазине Госстандарты.