Тема 7. Сказуемое простого двусоставного предложения
Тема 6. Подлежащее простого двусоставного предложения
1. Какова грамматическая семантика подлежащего как члена предложения? Справедливо ли утверждение, что подлежащее есть только в двусоставном предложении?
2. Почему некорректно утверждать, что подлежащее – это член предложения, отвечающий на вопросы кто? и что?
3. Каковы различия между номинативным и инфинитивным подлежащим?
4. Покажите на примерах, что: а) номинативное подлежащее может называть не только субъект действия; б) значение сказуемого влияет на грамматическую семантику номинативного подлежащего.
5. Определите способ выражения и грамматическую семантику подлежащего.
1. Никто в доме не знал о предположенном побеге (Пушкин). 2. Маша с летчиком медленно пошли по тропе (Паустовский). 3. В избе живет дед Игнат со своей внучкой Ганей. Дед очень стар и болен. Он бывший дровосек (Паустовский). 4. Помнилось только хорошее (Гранин). 5. Руководить – это наука (Гранин). 6. Звонок Андрея и обрадовал и встревожил Марину (Гранин). 7. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих (Ахматова). 8. Косноязычно славивший меня Еще топтался на краю эстрады (Ахматова). 9. Но старший из командиров выпрямился во весь рост (Луговской). 10. Внутри бахаревский дом делился на две половины, у которых было по отдельному подъезду (Мамин-Сибиряк). 11. Разматывалась голубая пряжа июльских дней (Шолохов). 12. Вдали у Красного лога виднелся пустой стан пахарей. В стороне, на свежей, отливавшей бархатом пахоте, ползли три пары быков, тащивших плуг (Шолохов).
Тема 7. Сказуемое простого двусоставного предложения
1. Чем определение сказуемого, предложенное в данном пособии, отличается от известных вам по школьным учебникам?
2. Расскажите, чем составные и сложные сказуемые отличаются от простых, именные – от глагольных.
3. Можно ли определить структурный тип сказуемого по числу слов в нем? Почему?
4. Назовите основные признаки простого глагольного сказуемого.
5. В чем заключается осложнение простого глагольного сказуемого?
6. Какие компоненты входят в составное глагольное сказуемое и какова их роль?
7. Как отличить составное глагольное сказуемое от сочетания простого глагольного сказуемого и второстепенного члена?
8. Составьте предложения, в которых инфинитивы прочитать, сообщить, помочь, красить выполняли бы роль: а) основного компонента сказуемого, б) дополнения, в) обстоятельства.
9. Какова структура составного именного сказуемого? Какую роль в нем играет глагол-связка? Именная часть?
10. Расскажите о типах глаголов-связок в современном русском языке.
11. Выделите сказуемые. Определите, в каких случаях использованы полнозначные глаголы, в каких – глаголы-связки. Укажите тип каждой связки.
1. Наши страстные мечты о Суходоле были понятны. Для нас Суходол был только поэтическим памятником былого (Бунин). 2. Есть три эпохи у воспоминаний (Ахматова). 3. Этот хребет есть водораздел Балтийского и Беломорского бассейнов (Пришвин). 4. У него были печальные и умные глаза (Гранин). 5. Будут плыть в небе радуги, Будет мир, будут праздники, И шагнут внуки-правнуки Дальше нас (Рождественский).
6. Единственным представителем суходольских господ оставался наш отец (Бунин). 7. Теперь только один Андрей Ильич остался около паровых котлов (Куприн). 8. Публика осталась очень довольна спектаклем (А.Н. Толстой).
9. Перед настежь открытою дверью конюшни стоял сам хозяин (Тургенев). 10. Деревянные дома стояли с закрытыми ставнями (А.Н. Толстой). 11. Вечер стоял безветренный, морозный (Гранин). 12. Митька, не изживший давнего своего позора со сватовством, ходил хмурый и злой (Шолохов).
12*. В русском языке есть предложения Деревья стояли в инее (А.Н. Толстой), Погода стояла, на наше счастье, теплая и ясная (Гиляровский). В них употреблен знаменательный глагол-связка стоять. Можно ли заменить его другой знаменательной связкой? Почему?
13. Какие формы именной части сказуемого относятся к предикативным?
14. Как на выбор формы падежа склоняемой именной части влияет связка?
15. Как вы думаете, почему в речи всё чаще используются непредикативные формы именной части сказуемого?
16. Найдите составные именные сказуемые. Выделите их именные части; определите их форму и обобщенное значение (оценка, квалификация предмета; состояние предмета; признак предмета по размеру, цвету, материалу, наличию / отсутствию детали, внешнему виду, назначению, качеству и др.).
1. Три лодки были уже битком набиты пассажирами, а две стояли пустые. 2. А она прекрасная женщина! 3. Озноб становился все сильней и сильней. 4. Ложка у него была не такая, как у всех, а кипарисовая и с крестиком. 5. Он из хорошего семейства и богатый. 6. Я в свидетелях был. 7. Сам он умен, талантлив, образован, но не без странностей. 8. Восторгаться постоянно природой – это значит показывать скудость своего воображения. 9. Губы у нее были сердечком (Чехов).
10. Дом был под соломенной крышей, толстой, темной и плотной. 11. Доски пола в зале были непомерно широки, темны и скользки, окна малы, с подъемными рамами. 12. Я тогда был еще мальчишка, восторженный и нежный дуралей… 13. Аленьким цветочком, расцветшим в сказочных садах, была ее любовь. 14. Лошади поджарые, но, видно, резвые. Тарантас в исправности. 15. Ночью опять лил дождь, темь была хоть глаз выколи (Бунин).
17*. Составьте предложения с составными именными сказуемыми, выражающими разные признаки предмета (см. задание 16). Укажите форму именной части сказуемого.
Например: Мое новое платье шелковое (признак по материалу; полное прил. в им. падеже). Мое новое платье – с оборкой (признак по детали; с + сущ.5). Мое новое платье хорошего качества (признак по качеству; неделимое словосочетание прил.2 + сущ.2). Мое новое платье куплено в дорогом магазине (признак по «происхождению»; краткое прич.) и т.д.
18. Определите, простыми, составными или сложными являются глагольные сказуемые в приведенных предложениях. Ответ мотивируйте. У составных и сложных сказуемых определите способ выражения каждого компонента.
1. Андрей мечтал выкупаться, полежать в траве. 2. Я пришел к вам делать свой прибор 3. Административная работа пришлась Виктору по душе. 4. Лобанов не сумел дать никакого толкового объяснения. 5. Он нехотя признавался себе, что отвык сидеть в тихой комнате и думать. 6. Ты зря ломаешь копья по пустякам. Взял бы и послал кого-нибудь. 7. Вы, Усольцев, все на подхвате норовите работать. 8. Андрей собирался пойти на совещание прямо из лаборатории, но Борисов уговорил его заехать домой переодеться. 9. Главный инженер не сомневался в том, что Лобанов должен, вынужден будет разубедить моряков (Гранин).
19. Обоснуйте, какой инфинитив входит в состав сказуемого, а какой является второстепенным членом.
1. Шалун какой-то тень свою хотел поймать: Он к ней, она вперед; он шагу прибавлять, Она туда ж; он, наконец, бежать (Крылов). 2. После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную (Тургенев). 3. Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой). 4. Я старалась сберечь тебя, запретила Бессонову приезжать к нам (А.Н. Толстой). 5. Сонечка хотела быть послушной, но не могла преодолеть застенчивости (А.Н. Толстой).6. Я старался быть кротким и всеми силами души умолял себя не терять хладнокровия (Чехов).
20. Выделите составные и сложные сказуемые. Укажите тип и определите структуру каждого из них.
1. Странный человек был этот господин Пигасов. 2. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. 3. Сегодняшнее свидание послужит мне памятным уроком.4. Человек должен жить с людьми, Михайло Михайлыч! 5. Отчего вы так смущены, словно виноваты? вы ни перед кем виноваты быть не можете!.. 6. Потом он обратился к другому помещику, который сначала был масоном, потом меланхоликом, потом желал быть банкиром (Тургенев).
7. Эстрада что-то вроде плахи. 8. И, наверное, нас разлученней В этом мире никто не бывал. 9. Я недаром печальной слыву С той поры, как привиделся ты. 10. Самые темные дни в году Светлыми стать должны. 11. В грозных айсбергах Марсово поле, И Лебяжий лежит в хрусталях… (Ахматова).
21. Составьте подборку примеров из текстов художественной литературы, которые можно было бы использовать при изучении сказуемого в общеобразовательной школе.