Для тарно-штучных грузов вначале рассчитывают теоретическую загрузку подвижного состава ящиками по вместимости:
,
где a, b – размеры кузова по длине и ширине, м; c – минимальное значение между высотой кузова и штабелирования.
Теоретическая загрузка подвижного состава поддонами по вместимости:
,
где , β –размеры поддонапо длине и ширине, м.
Теоретическая загрузка подвижного состава ящиками по грузоподъемности:
,
где q – грузоподъемность автомобиля, т.
Теоретическая загрузка подвижного состава поддонами по грузоподъемности:
Определение оптимальной загрузки автомобиля ящиками:
Определение оптимальной загрузки автомобиля поддонами:
Масса груза брутто в автомобиле при перевозке товара в ящиках:
Масса груза нетто в автомобиле при перевозке товара в ящиках:
Масса груза брутто в автомобиле при перевозке товара на поддонах:
Масса груза нетто в автомобиле при перевозке товара на поддонах:
Для насыпных грузов, перевозимых в мешках, вначале рассчитывают
теоретическую загрузку подвижного состава по вместимости:
,
где a, b – размеры кузова по длине и ширине, м; c – минимальное значение между высотой кузова и штабелирования; – длина мешка, м; – ширина мешка, м; – высота мешка, м.
Теоретическая загрузка подвижного состава мешками по грузоподъемности:
,
где q – грузоподъемность автомобиля, т; – масса брутто одного мешка, т.
Определение оптимальной загрузки автомобиля мешками:
Масса груза брутто в автомобиле при перевозке товара в мешках:
Масса груза нетто в автомобиле при перевозке товара в мешках:
где – собственная масса мешка, т.
Для насыпных грузов, перевозимых в мягких контейнерах, вначале рассчитывают теоретическую загрузку подвижного состава по вместимости:
,
где a, b – размеры кузова по длине и ширине, м; , β – размеры мягкого контейнера по длине и ширине, м.
Теоретическая загрузка подвижного состава контейнерами по грузоподъемности:
,
где q – грузоподъемность автомобиля, т; – масса брутто одного контейнера, т.
Определение оптимальной загрузки автомобиля контейнерами:
.
Масса груза брутто в автомобиле при перевозке товара в контейнерах:
.
Масса груза нетто в автомобиле при перевозке товара в контейнерах:
,
где – собственная масса контейнера, т.
Выбор средств погрузки и разгрузки |
4. Выбор средств погрузки и разгрузки
При выборе средств погрузки, разгрузки учитывают условия работы грузовых пунктов, род и объем перевозимого груза, а также тип подвижного состава. Следует иметь в виду, что стационарные (полустационарные) механизмы применяют только при массовых перевозках и стабильном грузообороте. В пунктах с небольшим грузооборотом, как правило, используют передвижные механизмы.
Выбор системы механизации и способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ производят только после тщательного анализа условий работы и выполнения соответствующих технико-экономических расчетов. В табл. 1 приведена подробная классификация способов выполнения погрузки и разгрузки грузов на автомобильном транспорте.
Таблица 1 – Классификация условий погрузки, разгрузки
на автомобильном транспорте
Направления перевозок | Обслуживаемые отрасли | Способы выполнения | Требования к механизации погрузочно-разгрузочных работ |
погрузки | разгрузки |
Навалочные и насыпные грузы |
Из крупных пунктов отправления в крупные пункты назначения | Горнодобывающая промышленность, строительство, агропромышленный комплекс | Механизированная: экскаваторы, бункеры, конвейеры, одно- или многоковшовые погрузчики | Механизированная: опрокидыватели, транспортеры, разгрузочная рампа. Ручная | Приспособленность автомобиля к механизированной погрузке и разгрузке. Наличие на автомобиле разгрузочного самосвального оборудования |
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Промышленность строительных материалов, агропромышленный комплекс | Механизированная: экскаваторы, бункеры, конвейеры, одно- или многоковшовые погрузчики | Механизированная: скребки. Ручная. Полумеханизированная | Наличие на автомобиле разгрузочного или самосвального оборудования. Приспособленность автомобиля к механизированной погрузке и разгрузке |
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, жилищно-комму-нальное хозяйство, строительство | Механизированная: бункера уборочных комбайнов, зерно-, снегопогрузчики | Механизированная: опрокидыватели, конвейеры, рампы. Ручная | Наличие на автомобиле дополнительного разгрузочного самосвального оборудования, съемного (сменного) кузова, грейферного крана |
Продолжение таблицы 1
Тарно-штучные, пакетированные, контейнерные грузы |
Из крупных пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, торговля, промышленность | Механизированная: краны, (козловые, портальные, башенные), конвейеры, электро- или автопогрузчики | Механизированная: краны, (козловые, портальные, башенные), конвейеры, электро- или автопогрузчики | Приспособленность кузова автомобиля к механизированной погрузке и выгрузке сверху, сбоку, сзади |
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Торговля, агропромышленный комплекс, строительство | Механизированная: краны, электро- или автопогрузчики, конвейеры, рампы | Механизированная: автокраны, рампы. Ручная. Полумеханизированная | Наличие дополнительного оборудования (грузоподъемный борт, пониженная погрузочная высота) |
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, лесная, деревообрабатывающая промышленность, Транспорт, торговля (оптовая) | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, ручные тележки. Погрузочные механизмы на автомобиле. Ручная | Механизированная: краны, конвейеры, электро- или автопогрузчики | Наличие дополнительного оборудования (грузоподъемный борт, пониженная погрузочная высота) |
Эпизодические перевозки грузов между мелкими пунктами отправления и назначения | Агропромышленный комплекс, жилищно-комму-нальное хозяйство | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, погрузочные механизмы, ручные тележки | Механизированная и полумеханизированная: тельфер, кран-балка, погрузочные механизмы, ручные тележки | Наличие на автомобиле дополнительного оборудования (краны консольные, портальные, грузоподъемный борт, направляющие пола кузова и т. п.) |
Наливные и газообразные грузы |
Из крупных пунктов отправления в мелкие пункты назначения | Агропромышленный комплекс, дорожное строительство, химическая промышленность, газо-нефтедобывающая промышленность, торговля | Механизированная: бункеры, эстакады, насосы | Механизированная: различные погрузочно-разгрузочные механизмы, насосы | Наличие на автомобиле верхних загрузочных люков, горловин, эстакад, сливных патрубков, затворов, насосов, компрессоров, систем разряжения воздуха в кузове, наклон и вращение кузова |
Продолжение таблицы 1
Из мелких пунктов отправления в крупные пункты назначения | Агропромышленный комплекс, химическая промышленность, торговля | Механизированная: насосы. Ручная | Механизированная: насосы | Наличие на автомобиле насоса, вакуумного устройства. Использование самотека гравитационного прицепа |
Сроки загрузки и разгрузки подвижного состава выбранным устройством устанавливаются исходя из производительности механизма при наиболее рациональном его использовании.
4.1. Наливные грузы
Для погрузки на бортовые автомобили, прицепы и полуприцепы штучных и тарно–штучных грузов, в том числе и контейнеров, находящихся в штабеле на открытых площадках и складах предприятий, широко применяются козловые (мостовые) краны.
Козловой (мостовой) кран представляет собой погрузочные машины циклического действия.