Расчет доходов, налогов, прибыли и рентабельности
Финансовые показатели работы автотранспортных предприятий определяют по всем видам их деятельности: перевозочной работе, экспедиционным операциям, погрузочно-разгрузочным работам и прочим видам работ и услуг.
При определении доходов в основном используют метод прямого счета. Доходы от грузовых перевозок при сдельной оплате труда водителей определяют как произведение сдельного тарифа на объем выполненной транспортной работы в тоннах. При почасовой оплате доходы определяют сложением произведения установленного тарифа на количество отработанных часов и суммы дополнительной оплаты за каждый километр пробега. При покилометровой оплате доходы равны произведению установленного тарифа на общий пробег. Доходы от других видов деятельности определяют умножением установленного тарифа на соответствующий объем работ.
Тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от используемых типов и марок автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу за следующие показатели:
· одну тонну;
· одну отправку (ездку);
· один тонно-километр;
· один автомобиле-день (смену) работы;
· один час нахождения подвижного состава у заказчика;
· один километр пробега;
· другие показатели измерения транспортной работы.
Услуги по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь не входят в сферу государственного ценового регулирования. На эти услуги применяются свободные цены (тарифы), которые устанавливаются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно. При этом при определении уровня применяемых тарифов организация может воспользоваться подходами, которые были предусмотрены Методическими рекомендациями по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь (приказ министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 21 июня 2011 г. N 305-Ц).
Методы установления тарифов наиболее часто сводятся к двум подходам (в курсовой работе предлагается использовать второй подход):
1. Установление тарифов по себестоимости. В этом случае к расчетной величине себестоимости перевозок добавляется планируемая норма рентабельности и сумма косвенных налогов, т.е.
,
где Тс НДС – установленный тариф с учетом налога на добавленную стоимость; З – затраты на перевозки в расчете на единицу показателя транспортной работы (тонну, километр пробега, тонно-километр и т.д.) ; R – планируемая норма рентабельности, %; hНДС – ставка налога на добавленную стоимость.
Для определения тарифа на необходимую предприятию единицу измерения рассчитанные затраты делятся на соответствующий объем транспортной работы.
2. Установление тарифов по конъюнктуре рынка. В этом случае разработанные тарифы АТП сопоставляют со складывающейся конъюнктурой рынка. При этом возможно установление тарифов по конкуренции и по соотношению спроса и предложения. В первом случае тариф устанавливают в соответствии с тарифами основных конкурентов и в соответствии с качеством транспортных услуг АТП, условиями сбыта и положением АТП на рынке. Во втором случае разработанные тарифы корректируют в соответствии со складывающимся спросом на транспортные услуги и предложениями конкурентов.
В этом случае тариф за перевозки равен среднерыночному тарифу на соответствующие типы перевозок
,
где Трын - среднерыночный тариф на основе сложившихся тарифов конкурентов.
Тогда плановая величина доходов может быть определена по следующей формуле:
,
Плановая прибыль до налогообложения определяется по формуле:
где 3- плановые затраты на перевозки, руб.;
НДС - сумма налога на добавленную стоимость, ,
hНДС– ставка налога на добавленную стоимость, 20%.
Согласно Налоговому кодексу РБ организации должны уплачивать налог на прибыль.
Плановая чистая прибыль определяется по формуле:
,
Где hпр – ставка налога на прибыль, 18%
Для оценки эффективности работы предприятия необходимо определить рентабельность работы предприятия в целом и осуществления производственной деятельности. Для этого рассчитывают рентабельности продукции (перевозок) и предприятия по следующим формулам:
1) рентабельность перевозок по чистой прибыли:
,
рентабельность перевозок по налогооблагаемой прибыли:
,
2) рентабельность предприятия по чистой прибыли:
,
где - балансовая стоимость основных фондов;
- норматив оборотных средств.
рентабельность предприятия по налогооблагаемой прибыли: