Развитие транспортно-логистической системы России
Географическое и экономическое положение России и сопредельных стран обусловливает их транзитный потенциал, который используется далеко не полностью. На сегодняшний день он составляет около 220 млн. тонн, а к 2020 году, по оценкам специалистов, достигнет 400 млн. тонн, из которых порядка 290 млн. тонн придется на транзит из государств ЕврАзЭС в третьи страны. По данным Евразийского банка развития, лишь половина возможного объема грузопотоков проходит через страны Сообщества. 90 % от общего объема грузоперевозок между ЕврАзЭС и странами Азиатско-Тихоокеанс-кого региона приходится на международные транспортные коридоры Сообщества. Основной причиной этого является неспособность обеспечить качество транзитных перевозок между этими двумя макрорегионами континента. Существующие барьеры, не соответствие дорог международным стандартам качества, неразвитость транспортной инфраструктуры и сети логистических центров, необоснованные задержки при контрольном определении веса груза при пересечении границ и так далее приводят к существенным задержкам в работе транспорта. Потерянное время – это не только потерянные деньги и доверие клиентов, но и потеря конкурентного преимущества сухопутных транзитных перевозок перед морскими перевозками.
При этом ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть принципы использования международных транспортных коридоров в России.
2. Определить аспекты необходимости развития перемещения логистических потоков по международным транспортным коридорам.
3. Выяснить дальнейшие перспективы развития международных транспортных коридоров.
4. Определить алгоритм выбора системы складирования и описать критерии выбора.
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Таким образом, актуальность данной тематики определила выбор темы работы, круг освещаемых вопросов и логическую схему ее построения.
Международные транспортные коридоры как часть транспортной логистики и их использование на территории России
Согласно определению КВТ ЕЭК ООН: «Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок».
Система международных транспортных коридоров на территории России включает в себя три евроазиатских коридора – «Север – Юг», «Транссиб» и «Северный морской путь», а также коридоры регионального значения – панъевропейские транспортные коридоры №№1 и 9, коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона.
На территории стран ЕврАзЭС расположен ряд действующих и создаваемых железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, позволяющих производить доставку грузов как в направлении «Восток – Запад», так и в направлении «Север – Юг». Но лишь часть из них соответствует понятию «транспортный коридор».
Системы транспортных путей России нужно создавать по принципу транспортной решетки, т.е. к основной магистрали привязывать вспомогательные пути. Эта схема позволяет создавать широкую транспортную инфраструктуру, которая способствует социально экономическому развитию регионов. Географическое положение России дает возможность открыть прямой путь между зонами создания и поглощения мировых грузопотоков, т.к. трассы российских транзитных коммуникаций соответствуют кратчайшим географическим расстояниям. По данным WTO, объем торговли России со странами Европы и СНГ в 2009 году составил следующие значения (рис. 8.1):
Рисунок 8.1. Объем торговли России со странами СНГ и Европой, млрд. дол.
На рис. 8.2 представлены потенциальные объемы грузопотоков между странами ЕврАзЭС, по данным Интеграционного комитета ЕврАзЭС
Рисунок 8.2. Потенциальные объемы грузопотоков между странами ЕврАзЭС
Теперь России необходимо в очередной раз выйти из экономического кризиса и при этом обеспечивать комплексную безопасность государства, используя системообразующий потенциал транспорта при ускоренном транспортном освоении районов Сибири и Дальнего Востока.
Отсутствие современной транспортно-логистической инфраструктуры тормозит развитие регионов, не позволяя в полной мере использовать потенциал его географического положения.
Важным направлением развития конкурентоспособной транспортно – логистической системы страны (регионов) является интеграция на основе передовых логистических технологий всех участников цепочки поставок, обслуживающих российские регионы, а также международные транспортные коридоры, проходящие по территории России.
Логистические технологии, реализуемые сегодня транспортно – экспедиторскими предприятиями и логистическими операторами России, обеспечивают взаимодействие промышленности, торговли и транспорта, а также развитие транспортного потенциала. Все это необходимо делать для того, чтобы достичь цели удовлетворения возрастающих потребностей населения и различных отраслей экономики страны в перевозках.
Привлечение на российскую транспортную сеть внешнеторговых грузов связано с построением транспортно-логистической системы, для чего необходимо модернизировать существующую транспортную инфраструктуру и внедрить логистические подходы управления в систему взаимодействия всех участников цепочки поставок, которым обеспечивается равноправный доступ к информации о товародвижении.
Главный фактор, который следует взять за основу, – это рост потребности в контейнерных перевозках. Такова общемировая тенденция изменения структуры перевозок, ориентированная на мультимодальность (что по определению требует использования контейнеров). Транзитные контейнерные перевозки в России занимают далеко не надлежащее место еще и по причине острейшей нехватки их логистического обеспечения. Развитие транспортно-логистической системы позволит достичь следующих целей:
1. Развитие современной и развитой транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное товародвижение и снижение транспортных издержек в экономике области.
2. Стимулирование развития транзитных перевозок через Свердловскую область, интеграции транспортной системы области в мировую систему транспортных коммуникаций и стандартов сервисного обслуживания.
3. Увеличение емкости и эффективности региональной товаропроводящей сети и оптимизации взаимодействия элементов системы.
4. Эффективное территориальное размещение объектов системы, которое обеспечит ускорение движения грузопотоков в регионе.
5. Повышение качества и объема логистических услуг, в том числе путем интеграции отдельных звеньев и формирования единого информационного пространства.
6. Достижение синергетического эффекта с другими программами развития области.
Положительный эффект создания современной транспортно – логистической системы:
1. Реализация предлагаемой концепции развития транспортно – логистической системы Свердловской области позволит интегрироваться в международную транспортно-логистическую систему и предоставлять качественные услуги добавленной стоимости.
2. Современная транспортно-логистическая система региона – основа для инвестиций и экономического развития области на направлениях международных транспортных коридоров.
3. Построение эффективной транспортно-логистической системы обеспечит рост грузопотоков и повысит конкурентоспособность экономики региона.
4. Способствует развитию инноваций и новых кластеров в экономике региона.
Единый методологический подход при разработке транспортно – логистической системы (ТЛС) региона и программ реализации позволяет в дальнейшем построить в рамках МТК логистический сервис, соответствующий европейским стандартам. Необходима интеграция ТЛС всех регионов, обслуживающих Евроазиатские транспортные коридоры. Только по результатам интеграции можно выстроить целевые показатели для требуемого уровня логистического сервиса, что будет способствовать привлечению международных грузопотоков, в том числе транзитных, в Транспортно-Логистичес-кую Систему России. Конкурентоспособность ТЛС России смогут обеспечить крупные транспортно-логистические холдинги, которые наряду с транспортными услугами предоставляют услуги контрактной логистики, в том числе услуги добавленной стоимости. Для решения этой задачи следует провести гармонизацию нормативно-правового обеспечения деятельности экспедиторов, складских операторов, логистических провайдеров на соответствие международному праву для обслуживания транзитных грузопотоков.