Задымление, загорание, пожар
27.1. На платформе станции:
27.1.1. Машинист обязан принять меры к остановке поезда до опасной зоны в случаях, если имеется угроза подвижному составу, и сообщить об этом поездному диспетчеру.
27.1.2. При отсутствии опасности для подвижного состава, а также при невозможности остановить поезд до зоны задымления, очага загорания или пожара и при разрешающем показании светофора машинист обязан проследовать станцию без остановки со скоростью не более 35км/час; при запрещающем показании светофора машинист проезжает его в соответствии с требованиями ПТЭ метрополитенов РФ. На составах, оборудованных устройством предупреждения проезда станций (УППС), для проследования станции без остановки, необходимо отключить его.
27.1.3. О случае безостановочного проследования станции машинист немедленно сообщает поездному диспетчеру.
27.2. В тоннеле:
27.2.1. При непосредственной угрозе подвижному составу и пассажирам машинист должен принять меры к остановке поезда до зоны задымления, очага загорания или пожара.
27.2.2. Машинист докладывает об этом поездному диспетчеру, даёт заявку на включение аварийного и рабочего освещения, а также на снятие напряжения с контактного рельса. Далее, машинист затормаживает состав стояночным тормозом и после снятия напряжения с контактного рельса и установки переносного заземляющего устройства, принимает меры к ликвидации очага загорания, при необходимости эвакуирует пассажиров из поезда на станцию или по приказу поездного диспетчера вывозит пассажиров на станцию.
27.2.3. При отсутствии непосредственной опасности для движения поездов машинист должен проследовать опасное место без остановки, сообщив поездному диспетчеру место обнаружения и возможную причину задымления, загорания или пожара.
27.3. В вагоне, при нахождении поезда на станции:
27.3.1. При нахождении поезда на станции и получении сообщения о задымлении, загорании или пожаре машинист должен немедленно открыть двери в поезде, затормозить головной вагон стояночным тормозом, сообщить об этом поездному диспетчеру, потребовав от него снятия напряжения с контактного рельса. До получения приказа о снятии напряжения машинист направляется к месту возгорания с огнетушителем ОВЭ-6. Использование огнетушителя ОВЭ-6 при наличии высокого напряжения осуществляется с соблюдением мер личной безопасности. При невозможности ликвидации очага возгорания огнетушителем ОВЭ-6 до снятия высокого напряжения машинист возвращается в кабину управления для получения приказа о снятии напряжении и, убедившись в его отсутствии, устанавливает закоротку установленным порядком.
27.3.2. Далее машинист приступает к ликвидации очага загорания.
27.4. В вагоне, при въезде в тоннель части состава:
27.4.1. Если при отправлении со станции поезд въехал в тоннель частью вагонов и машинист увидел сам или получил сообщение о загорании в поезде, необходимо остановить поезд, применив экстренное торможение до знака «Предельное место применения экстренного торможения». Доложить поездному диспетчеру о случившемся и дать заявку на осаживание поезда на станцию. Если поезд проследовал знак «Предельное место применения экстренного торможения», машинист не применяет экстренного торможения и принимает меры к скорейшему выводу поезда на станцию или открытый участок.
27.4.2. Получив приказ диспетчера, машинист, отключает поездные устройств АЛС-АРС, нажимает на ПБ, подает звуковой сигнал (два длинных свистка) и осаживает поезд на станцию со скоростью не более 5 км/час, контролируя беспрепятственное движение по зеркалам заднего вида.
27.4.3. После остановки на станции машинист действует согласно п.27.3.1.
27.5. В вагоне, при следовании поезда по перегону:
27.5.1. При получении сообщения о задымлении, загорании или пожаре машинист должен наблюдать вдоль поезда, доложить о сообщении и результатах наблюдения поездному диспетчеру, принять меры к быстрейшему выводу поезда на станцию или на ближайший открытый участок.
27.5.2. При наличии помощника машиниста он направляется в вагон, где обнаружено задымление для ликвидации загорания первичными средствами пожаротушения.
27.5.3. После остановки на станции машинист действует согласно п.27.3.1
27.5.4. При невозможности продолжить движение, в случае вынужденной остановки поезда на перегоне, а также при выводе поезда на открытый участок и явной угрозе безопасности пассажиров, машинист должен доложить об этом поездному диспетчеру и затребовать снятия напряжения с контактного рельса, взять состав на стояночный тормоз и дать заявку на включение аварийного и рабочего освещения. После снятия напряжения с контактного рельса и получения приказа об этом машинист устанавливает закоротку и действует по обстановке, высадив пассажиров и организовав их вывод на станцию, принимает меры к ликвидации задымления, загорания или пожара.
27.6. На электроподвижном составе при следовании по соединительной ветви из электродепо:
27.6.1. При обнаружении задымления, загорания или пожара машинист должен остановить состав, доложить поездному диспетчеру и запросить у него устное распоряжение (приказ) на возвращение электроподвижного состава на парковые пути. Получив распоряжение (приказ) на возврат состава, машинист должен перейти в другую кабину управления и выводить состав на парковые пути, где остановиться головным вагоном по заходу в электродепо в районе пожарного проезда, затормозить головной вагон стояночным тормозом и запросить у поездного диспетчера снятие напряжения с контактного рельса. После получения приказа о снятии напряжения с контактного рельса и установки закоротки (установить таким образом, чтобы между закороткой и первой колёсной парой не было изолирующего стыка), машинист приступает к ликвидации загорания.
27.6.2. Если, по сложившейся обстановке, перейти в другую кабину управления не представляется возможным, доложить об этом поездному диспетчеру и запросить разрешение (приказ) на осаживание состава на парковые пути. Получив устный приказ поездного диспетчера, машинист должен отключить устройства АЛС-АРС и осадить состав на парковые пути, подавая сигнал «Общая тревога», со скоростью не более 5 км/час, где остановиться головным вагоном по заходу в электродепо в районе пожарного проезда, затормозить головной вагон стояночным тормозом и по телефону тоннельной связи запросить снятие напряжения с контактного рельса. После подтверждения приказа о снятии напряжения с контактного рельса и установки закоротки, машинист приступает к ликвидации загорания.
27.6.3. В случае невозможности продолжить движение из-за потери управления поездом (составом), рекомендуется машинисту, при выходе из случая неисправности действовать вплоть до «электрического сечения» поезда (состава).
27.7. На электроподвижном составе при следовании по соединительной ветви между линиями метрополитена:
27.7.1. При обнаружении задымления, загорания или пожара на подвижном составе машинист должен доложить поездному диспетчеру об этом и принять все меры к быстрейшему выводу состава на ближайшую станцию или наземный участок.
27.7.2. По прибытии состава на станцию машинист действует согласно п.27.3.1, а на наземном участке машинист затормаживает головной вагон стояночным тормозом, снимает напряжение с контактного рельса установленным порядком и после установки закоротки приступает к ликвидации загорания.
27.7.3. Решение о применении воды для тушения пожара на подвижном составе принимает только машинист. Использование воды для тушения пожара на электрооборудовании подвижного состава допускается только после обесточивания электрических цепей вагона, а при тушении аккумуляторной батареи и тяговых двигателей изолирования («электрического сечения») его от других вагонов. После ликвидации пожара с применением воды, перед передачей заявки о подаче напряжения на контактный рельс, на неисправном вагоне необходимо отжать башмаки токоприёмников. Скорость следования состава с отжатыми башмаками токоприемников не более 35 км/час.