Рассказывание по игрушкам и предметам.
Значение: в основе рассказывания детей по игрушкам лежит непосредственное их восприятие, что оказывает влияние на развитие детской наблюдательности и сенсорное воспитание. Занятия с игрушками носят творческий характер, способствуют развитию мышления и воображения. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать и пополнить словарь, вызывает положительные эмоции. Поэтому, она используется как средство обучения повествованию и описанию. Занятия с игрушками были разработаны Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой, О.И. Соловьевой.
Виды игрушек, используемые на занятиях: - дидактические: матрешки, башенки, пирамидки, -сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт, - готовые наборы игрушек с одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор, - наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки- связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры «Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.) Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Игра должна быть живой, ритмичной, эмоциональной, предусматривать активное участие каждого ребенка.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагается 5 - 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).
Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.
2. Сюжетные рассказы (повествования).
а) рассказ по набору игрушек - связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам.
б) рассказ по отдельной игрушке - это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц,
действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста: в описании научиться определять объект, его части, свойства, качества, действия с ним, в конце высказав оценочное суждение; в повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет, соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).