Расчет нормируемого расхода топлива для автобуса
Нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:
,
где - нормативный расход топлива, в литрах или м3;
- базовая норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или м3/100 км;
S - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;
Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Исходные данные:
автобус: Лиаз-5256.25(Caterpillar-6L) маршрут следования: Киров – Нагорск - Киров,
Решение
- базовая норма расхода диз. топлива на пробег для автобуса Лиаз-5256.25(Caterpillar-6L) составляет =22.5 л/100 км,
пробег автомобиля S= 139км,
- надбавка за работу в зимнее время составляет не более 12 процентов (для Кировской области), принимаем 10%,
- время работы отопителей Т=7ч,
- надбавка за работу в нижнегорье 5%
- норма расхода топлива на работу отопителей Нот=1,3л/час.
Нормируемый расход топлива составляет:
а) Период работы летний:
нормируемый расход топлива составляет:
QH=0.01*HS*S+HОТ*T+HOT*T=0.01*22.5*139*(1+0.01*5) =32.8л
б) Период работы зимний:
нормируемый расход топлива составляет:
QH=0.01*HS*S+HОТ*T+HOT*T=0.01*22.5*139*(1+0.01*5) +1.3*7=41.9л.
1.3 Расчет нормируемого расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей или автопоезда
Нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
,
- нормативный расход топлива, в литрах или м3;
S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Нзап - норма расхода топлива на пробег автопоезда:
, л/100 км или м3/100 км,
где - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м3/100 км;
- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т∙км или м3/100 т∙км,
- собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т∙км или м3/100 т∙км;
W - объем транспортной работы, т∙км,
,
где -масса груза,
Sгр - пробег с грузом,
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормы на 100 т∙км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:
- бензин -2 л;
- дизельное топливо -1,3 л;
- сжиженный нефтяной газ (гсн) - 2,5 л;
- сжатый природный газ (спг) - 2 м3;
- при газодизельном питании - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег (л/100 км или м /100 км) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах:
- бензина -2 л;
- дизельного топлива - 1,3 л;
- сжиженного газа - 2,5 л;
- природного газа - 2 м3;
-при газодизельном питании двигателя - 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Исходные данные:
автомобиль: Камаз-5320,
маршрут следования: Киров-Саратов-Волгоград-груз-100%, Волгоград-Саратов-Киров –груз-75 %
Решение
- базовая норма расхода дизельного топлива для автомобиля Камаз-5320 составляет =25 л/100 км;
- норма расхода диз. топлива на перевозку полезного груза составляет НW =1,3 л/100 т·км,
- пробег автомобиля S=2890 км,
- масса перевозимого груза 8 т,
- суммарная относительная надбавка к норме в процентах за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляет D=5%
- надбавку за работу в зимнее время принимаем 11%,
Т. к. автомобиль без прицепа с грузом то нормируемый расход топлива составляет:
,
объем транспортных работ
W= 1445*8+1445*6=20230т*км
а) Период работы летний:
нормируемый расход топлива составляет:
QH = 0.01(25*2890+1.3*20230) (1+0.01*5) = 1034.7 л.
б) Период работы зимний:
нормируемый расход топлива составляет:
QH = 0.01(25*2890+1.3*20230) (1+0.01*(5+11)) = 1443.2 л.
2.1.4 Расчет нормируемого расхода топлива для седельных тягачей
Нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
Исходные данные:
автомобиль: МАЗ-7310,
маршрут следования: Киров-Саратов-Волгоград-груз-100%, Волгоград-Саратов-Киров –груз-75 %
Решение
- базовая норма расхода дизельного топлива для седельного тягача автомобиля МАЗ-7310 составляет = 98 л/100 км;
- норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет НW =1,3 л/100 т·км,
-норма расхода дизельного топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа =1,3 л/100 т,
- пробег автомобиля S=2890 км,
- надбавку за работу в зимнее время принимаем 11%,
- масса перевозимого груза 20 т.
Нормируемый расход топлива составляет:
.
объем транспортных работ
W=1445*20+1445*15 =50575т*км
а) Период работы летний:
нормируемый расход топлива составляет:
Qн=0.01*(98*2890+1.3*50575) = 3489.7л.
б) Период работы зимний:
нормируемый расход топлива составляет:
Qн=0.01*(98*2890+1.3*50575)(1+0,01*11) = 3873.6л.