Б) Числовые значения для индивидуальных заданий
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению контрольных работ по дисциплине «Металлоконструкции подъемно-транспортных машин»
для студентов заочной и дистанционной форм обучения
Направление подготовки - 051000.62 Профессиональное обучение
(по отраслям)
Профиль подготовки - «Машиностроение и материалообработка»
Профилизация «Подъемно-транспортное оборудование»
Екатеринбург
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
В контрольной работе требуется произвести расчет на прочность металлоконструкции мостового двухбалочного крана, схема которого приведена на рисунке 1 (из аналогичных конструкций состоят мосты козловых кранов).
Исходные данные, необходимые для расчета:
А) Для всех вариантов:
1. Режим работы – средний.
2. Материал главных и торцевых балок – Ст.3.
Основные допускаемые напряжения:
- на растяжение, сжатие, изгиб sТ = 210 МПа;
- на срез τ = 130 МПа.
Условие прочности : s ≤ sТ / n = [s],
где sТ – предел текучести, n = 1,3…1,4 - коэффициент запаса прочности. [s] = 210 / 1,3 = 161 МПа; [sср] = 130 / 1,3 = 100 МПа
3. Вес тележки GТ = 0,3Q;
4. Вес моста GМ = 0,8…1,2 Q [1].
Б) Числовые значения для индивидуальных заданий
Столбец выбирается по последней цифре зачетной книжки
Вариант | ||||||||||
Длина пролета L, м | ||||||||||
Вес груза Q, т | ||||||||||
Скорость подъема V, м/мин | ||||||||||
Высота подъема h, м | 5,0 | 6,0 | 5,2 | 4,8 | 5,5 | 4,5 | 4,0 | 5,8 | 6,2 | 6,0 |
ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ РАЗМЕРОВ БАЛОК МОСТОВОГО ДВУХБАЛОЧНОГО КРАНА
Соотношения размеров приняты по рекомендациям [1].
1. Пролет подкрановых путей - L. При проектировании служит главным исходным размером.
2. База крана – С. Принимается в пределах: С = (0,17…0,22 L), что обеспечивает движение кранового моста без перекосов.
3. Колея тележки – А. Принимается в пределах А = (0,08…0,1) L.
При больших высотах подъема в связи с увеличением габаритов барабана размер А принимают до 0,15L.
4. Скосы в нижних поясах пролетных балок принимают в пределах
0,15 L для снижения веса и удобства стыковки с концевыми балками.
5. Высота концевой балки НК принимается в пределах 0,5 Н, а ее ширина - Д – принимается в зависимости от расстояния между полубуксами колес.
Для предварительной компоновки элементов коробки двухбалочного моста (мостового крана, перегружателя, козлового крана) принимаются следующие соотношения [2]:
Высота балки (общая) Н = ( 1/16 …1/20 ) L ;
Ширина балки В = (0,5…0,3) Н ³ 350 мм ;
Толщина пояса d П = 0,02 В ³ 5 мм :
Толщина стенки d С = 0,006 Н ³ 5 мм.
Определив основные размеры балок моста, производят расчеты на прочность и устойчивость по максимальным нагрузкам рабочего состояния крана. При этом если принятые решения не соответствуют условиям прочности, то необходимо проработать иной вариант металлоконструкции: изменить размеры балок, профили сечений, материалы, виды сварных швов.
Прочность сварных швов монтажных стыков принимается равной прочности основного металла моста.
Выполнение работы оформляется в соответствии с требованиями к технической документации на листах формата А4 с применением чертежного инструмента, либо компьютерной графики и должно содержать:
- необходимые рисунки, схемы, исходные данные.
- уравнения, расчеты, анализ полученных результатов.
В конце работы приводится список литературных источников, используемых студентом.
Текст пояснительной записки выполняется чернилами синего или черного цвета, графический материал – простыми карандашами при помощи чертежных принадлежностей. Использование цветных карандашей и фломастеров не допускается.
Защита домашних заданий проводится в форме беседы или тестирования, и призвана выявить уровень знаний студента по защищаемой теме.
Защита домашних заданий без пояснительной записки или графического материала не допускается. Пояснительная записка и графический материал, оформленные небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями, к защите не допускаются.
ПРИМЕР РАСЧЕТА
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Вес груза Q = 20 т;
Вес тележки GТ = 0,3Q = 6 т;
Вес моста GМ = 0,8 ∙20 =16 т;
Пролет L = 12 м;
Высота подъема груза h = 6,2 м;
Скорость подъема – 15 м/мин / 60 с = 0,25 м/с.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ
· База крана С = 0,2 L = 0,2 · 12 = 2,4 м.
· Колея тележки А = 0,1 L = 1,2 м.
· Скосы 0,15 L = 0,15 · 12 = 1,8 м.
· Высота главной балки (общая) Н = 1/16 L = 12 /16 = 0,7 м
· Высота концевой балки НК = 0,5 Н = 0,35 м
· Ширина балки В = 0,4 Н = 0,4 · 1,2 = 0,48м ( ³ 350 мм)
· Толщина пояса d n = 0,02 В = 0,02 · 0,48 = 9,6 (³ 5 мм)
· Толщина стенки d С = 0,006 Н = 4,2 мм - принимаем 5 мм..
3. ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ГЛАВНОЙ БАЛКИ НА ИЗГИБ:
Расчетная схема с указанием размеров балки и действующих сил приведена на рисунке 2.
Определяем коэффициент динамичности исходя из условий работы.
При работе механизма подъема могут иметь место два случая:
1 случай-резкий отрыв груза от земли (подъем с подхватом);
2 случай-разгон при подъеме или торможение при опускании груза на весу.
Динамика учитывается коэффициентом, на который умножается вес груза, включая вес грузозахвата. Тогда усилие в канате будет равно:
Smax = Y QK / i , где i – кратность полиспаста подвески груза.
Коэффициент динамичности Y1 определяют для мостовых кранов по формуле: - для I варианта нагрузки Y1 =1 + 1,25 V ;
- для II варианта нагрузки Y11 =1 + 2,4 V;
(V – номинальная скорость подъема, м/с).
Для заданных условий примем вариант II.
Y11 =1 + 2,4 V = 1 + 2,4 · 0,25 м/с = 1,6.
Нагрузка на одну половину двухбалочного моста:
R = 0,5 (Y ·Q + GТ) · 9,8 = 0,5 (1,6 ·20 000 + 6 000) · 9,8 = 186 200 Н.
Распределенная нагрузка:
q = 0,5 GМ 9,8 / L = 0,5 · 16 000 · 9,8/ 12 = 6 533 Н.
Максимальный изгибающий момент, действующий на балку, когда тележка находится посередине пролета:
,
где а - половина базы тележки [2]
а =А / 2 = 1,2 / 2 = 0,6 м или1,2 А / 2 = 0,72 м
После подстановки числовых значений получаем :
Напряжения изгиба:
.
Рис. 2. Расчетная схема для главной балки. F1 , F2 – силы давления колес тележки;
R – равнодействующая, расположена посередине базы тележки.
Определяем момент сопротивления сечения одной балки моста относительно оси х-х:
Wx-x = 2Jx-x / H
Осевой момент инерции:
,
hc = H - 2d n = 0,7 м – 2 ·0,01 = 0,68 м - высота стенки балки.
Произведя расчеты, (размеры удобнее перевести в см), получим:
Jx-x = 137186 cм 4 , тогда :
Wx-x = 2 · 137 186 см4 /48 см = 5716 см3 = 5716 · 10-6 м3.
Вычисляем напряжение изгиба:
.
Условие прочности на изгиб главной балки выполняется.
4. ПРОВЕРКА ГЛАВНОЙ БАЛКИ НА УСТОЙЧИВОСТЬ
Как известно из сопротивления материалов, потеря устойчивости заключается в изменении формы длинных и тонких стержней, колонн, балок и т.д. Нижний пояс балки может подвергаться сжатию от продольного усилия (торможение тележки) и выпучиваться в сторону; при этом получаем косой изгиб, изображенный на рисунке 3.
Рис. 3. Деформация балки под действием продольной силы (косой изгиб).
Коробчатые балки имеют при равных площадях поперечных сечений осевой момент инерции JК >>, чем двутавровые, поэтому при сжатии они устойчивее. Для коробчатых балок [6]
Определяем напряжение от скручивания [2]
j б = 0,85 – коэффициент уменьшения допускаемых напряжений. Берется из СНиП. Для режима IIа - торможение при передвижении [4] :
М = qL2/8 ,
где q=0,5 GM /L (см. рис. 2);
W = 2JK /h
Подставив числовые значения, производим проверку на устойчивость.
Сжатый пояс балки можно закреплять дополнительно не только на концах, но и по длине, (если пролет большой). Также, если есть настил, препятствующий повороту балок, то расчет на устойчивость не производится.
5. РАСЧЕТ ТОРЦЕВЫХ БАЛОК НА ИЗГИБ
Торцевые балки изгибаются в вертикальной плоскости под действием опорных давлений главных балок. Эти давления можно считать равными для обеих сторон моста [3]. Поперечная сила Fп распределяется поровну между опорами главных балок, как показано на рисунке 4.
Рис. 4 - Расчетная схема для торцевой балки
Расчет производят по формуле
.
Изгибающий момент для торцевой балки двухбалочного моста:
МИ = 0,5 FП (С – A) ,
где А – расстояние между опорами, т.е. колея тележки.
МИ = 0,5 ·280 000 (2,4 -0,6) = 252 кН м .
Осевой момент инерции торцевой балки (высота ее НК = 0,35м = 35 см) рассчитывается по той же формуле, что для главных балок:
Момент сопротивления сечения:
Wx-x = 2Jx-x / HК = 2 · 34685см4 / 35 см = 1982 см3 .
Напряжения изгиба в торцевой балке:
Торцевые балки подвергаются еще и изгибу в горизонтальной плоскости при торможении тележки и при перекосе моста, поэтому при расчете их принимают повышенный запас прочности n = 1,7. Допустимые напряжения на изгиб для нашего примера: [sи] = 210 МПа / 1,7 = 131 МПа..
6. ПРОВЕРКА СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ НА СРЕЗ
Для сварных балок обязательна проверка касательных напряжений с наибольшей перерезывающей силой, т.е. в области присоединения главных балок к торцевым, когда тележка установлена в крайнем положении. Торцевые балки служат опорами для главных балок, при этом полагаем, что нагрузка от веса моста между четырьмя опорами распределена равномерно, а вес тележки с грузом воспринимается одной торцевой балкой. Расчетная схема изображена на рисунке 5.
|
Рис. 5. Расчетная схема для проверки на срез.
F1 , F2 – силы давления колес тележки; l – расстояние между опорами балки;
Для двухбалочного моста перерезывающая сила будет равна:
.
Для коробчатого сечения напряжение можно рассчитывать упрощенно по формуле:
;
,
где допускаемое напряжение на срез [τ] = 130 / 1,3 = 100 МПа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Майзель В.С. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин. Учеб. пособ. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1966., 182 с.
2. Андрианов Е.Н. Металлические конструкции ПТМ. Методические указания по курсовому проектированию металлических конструкций ПТМ. С-Пб, 2004., 50с.
3. Справочник по кранам: В 2 т. Т 1. Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций / Под общ. ред. М.М.Гохберга. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. - 536 с., ил.
4. Гохберг М.М., Ворожцов А.Г. Причины образования остаточных прогибов пролетных балок мостовых металлургических кранов//Металлургия и горнорудная промышленность. 1986. №3. с. 54-55.
5. Справочник по кранам. В 2 т. Т 2. Характеристики и конструктивные схемы кранов. Крановые механизмы, их детали и узлы. Техническая эксплуатация кранов/ Под общ. ред. М.М.Гохберга. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1988. 559 с., ил.