Не предусмотренных техническими условиями
И с х о д н ы е д а н н ы е (приложение 2.1; 2.2.)
1. Наименование груза ________________________________________________
2. Масса ___________________________________________________________ т.
3. Размеры, мм: длина _________________, ширина _______________________
высота _________________, диаметр _______________________
4. Дополнительные данные _____________________________________________
______
______
______
5. Максимальная скорость при перевозке 100 км/ч.
Т р е б у е т с я
1. Выбрать тип подвижного состава для заданного груза.
2. Установить порядок размещения груза на подвижном составе с учетом обеспечения устойчивости вагона с грузом и безопасности перевозки.
3. Произвести расчет сил, действующих на груз и на крепления, порядком, установленным в технических условиях.
4. Определить тип креплений и требуемое их количество.
5. Вычертить эскиз размещения груза на подвижном составе и показать его крепления.
6. Проверить соблюдение габаритности, а для грузов, выходящих за пределы габарита, определить вид и степень негабаритности.
7. Описать порядок приема груза к перевозке.
Задание выдал ________________________________
“ _______” ______________________________ 200 г.
Приложение 2.1.
Характеристика груза
№ п/п | Название груза | Сумма двух последних цифр шифра студента |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Металлическое изделие в ящичной упаковке формой прямоугольный параллепипед; Железобетонные изделие (рис. 1.1); Железобетонные изделия (рис. 1.2); Станок в деревянной обшивке (форма-параллепипед прямоугольный); Металлическая труба; Железобетонные трубы; Мостовая металлическая форма прямоугольного сечения; Стальной котел цилиндрической формы; Железобетонные изделия (поперечное сечение - равносторонний треугольник) (рис. 1.3); |
Окончание прил. 2.1.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. | Железобетонное изделие (поперечное сечение - трапеция) (рис. 2.4); Пролетное строение моста (железобетонное) (рис. 1.5); Мостовая железобетонная ферма (сечение - прямоугольник); Металлические изделия в ящичной упаковке (поперечное сечение - прямоугольник); Железобетонные изделия формой конус; Железобетонное изделие (рис.1.6); Металлические емкости формой полусферы; Железобетонные изделия (поперечное сечение - прямоугольник); Железобетонное изделия (поперечное сечение - прямоугольник); Железобетонное изделие (рис. 1.7). |
Приложение 2.2.
Характеристика груза
№ п/п | Разме-ры | сумма двух предпоследних цифр шифра студента | |||||||||||||||||||
груза | |||||||||||||||||||||
L B H n Qгр | 6.2 | 6.4 | 6.6 | 6.8 | 7.0 | 7.3 | 7.4 | 7.6 | 7.8 | 7.9 | 8.0 | 8.2 | 8.4 | 8.6 | 8.8 | 9.0 | 9.1 | 9.2 | |||
L B H a b n Qгр | 10.5 | 11.2 | 11.3 | 11.4 | 11.7 | 12.0 | 12.5 | 12.7 | 13.0 | 13.3 | 13.6 | 13.9 | 14.1 | 14.4 | 14.6 | 14.8 | 14.9 | 15.0 | |||
L B H a n Qгр | 4.0 | 4.3 | 4.6 | 4.8 | 5.0 | 5.2 | 5.5 | 5.7 | 5.9 | 6.0 | 6.2 | 6.4 | 6.6 | 6.8 | 7.0 | 7.2 | 7.4 | 7.6 | |||
L B H n Qгр | 10.5 | 11.5 | 12.0 | 12.5 | 12.8 | 13.0 | 13.5 | 14.0 | 14.5 | 14.8 | 15.0 | 15.7 | 16.3 | 16.7 | 17.3 | 17.5 | |||||
L D n Qгр | 11.0 | 11.5 | 12.0 | 12.5 | 13.0 | 13.5 | 13.7 | 14.0 | 14.5 | 15.0 | 15.5 | 16.0 | 16.5 | 17.0 | 17.5 | 18.0 | 18.3 | 18.6 | 19.0 | ||
L D n Qгр | 5.0 | 5.3 | 5.6 | 5.8 | 6.0 | 6.2 | 6.5 | 6.6 | 6.8 | 7.0 | 7.2 | 7.4 | 7.6 | 7.8 | 8.0 | 8.2 | 8.3 | 8.5 | 9.0 | ||
L В H n Qгр | 11.0 | 11.5 | 12.0 | 12.5 | 13.0 | 13.5 | 13.7 | 14.0 | 14.5 | 15.0 | 15.5 | 16.0 | 16.5 | 17.0 | 17.5 | 18.0 | 18.3 | 18.6 | 19.0 | ||
Продолжение прил. 2.2.
№ п/п | Разме-ры | Сумма двух предпоследних цифр шифра студента | |||||||||||||||||||
груза | |||||||||||||||||||||
L D n Qгр | 10.5 | 11.0 | 11.5 | 12.0 | 12.5 | 12.8 | 13.0 | 13.5 | 14.0 | 14.3 | 14.6 | 15.0 | 15.4 | 15.8 | 16.2 | 16.4 | 16.8 | ||||
L B H n Qгр | 11.0 | 11.3 | 11.6 | 11.9 | 12.2 | 12.4 | 12.6 | 12.8 | 13.0 | 13.3 | 13.6 | 13.9 | 14.1 | 14.3 | 14.6 | 14.9 | 15.0 | 15.2 | 15.5 | ||
L B H a n Qгр | 11.0 | 11.4 | 11.8 | 11.9 | 12.0 | 12.2 | 12.4 | 12.6 | 12.8 | 13.0 | 13.2 | 13.4 | 13.6 | 13.8 | 14.0 | 14.2 | 14.4 | 14.6 | 15.0 | ||
L B H hцт n Qгр | 11.0 | 11.4 | 11.8 | 11.9 | 12.0 | 12.2 | 12.4 | 12.6 | 12.8 | 13.0 | 13.4 | 13.5 | 13.6 | 13.8 | 14.0 | 14.2 | 14.4 | 14.6 | 15.0 | ||
L В H n Qгр | 10.5 | 11.0 | 11.5 | 12.0 | 12.5 | 13.0 | 13.5 | 14.0 | 14.5 | 15.0 | 15.5 | 16.0 | 16.5 | 17.0 | 17.5 | 18.0 | 18.5 | 18.0 | 19.0 | ||
L В H n Qгр | 6.0 | 6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6 | 6.7 | 6.8 | 7.0 | 7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 | 7.5 | 7.6 | 7.7 | 7.8 | 8.0 | ||
D(осн.) H n Qгр | 5.0 | 5.4 | 5.6 | 5.8 | 6.0 | 6.2 | 6.4 | 6.6 | 6.8 | 7.0 | 7.3 | 7.6 | 7.9 | 8.2 | 8.5 | 8.8 | 9.2 | 9.6 | 10.0 | ||
L В H a n Qгр | 11.0 | 11.5 | 11.6 | 11.8 | 12.0 | 12.3 | 12.5 | 12.9 | 13.4 | 13.6 | 13.8 | 14.1 | 14.4 | 14.8 | 15.0 | 15.3 | 15.6 | 15.9 | 16.0 | ||
Окончание прил. 2.2.
№ п/п | Разме-ры | Сумма двух предпоследних цифр шифра студента | |||||||||||||||||||
груза | |||||||||||||||||||||
D n Qгр | 7.0 | 7.2 | 7.4 | 7.6 | 7.8 | 7.9 | 8.1 | 8.1 | 8.3 | 8.4 | 8.6 | 8.8 | 9.0 | 9.2 | 9.3 | 9.5 | 9.7 | 9.9 | 10.0 | ||
L B H n Qгр | 11.0 | 11.4 | 11.8 | 12.0 | 12.3 | 12.6 | 12.9 | 13.1 | 13.4 | 13.5 | 13.8 | 14.0 | 14.2 | 14.8 | 15.0 | 15.3 | 15.6 | 15.8 | 16.0 | ||
L B H n Qгр | 7.2 | 7.4 | 7.6 | 7.8 | 8.0 | 8.2 | 8.4 | 8.6 | 8.8 | 9.0 | 9.2 | 9.4 | 9.6 | 9.8 | 10.0 | 10.2 | 10.4 | 10.6 | 10.8 | ||
L B H a n Qгр | 11.1 | 11.4 | 11.6 | 11.8 | 12.0 | 12.2 | 12.4 | 12.6 | 12.8 | 12.9 | 13.4 | 13.6 | 13.8 | 14.0 | 14.2 | 14.6 | 14.8 | 15.0 | 15.2 | ||
Условные
L – длина груза, мм;
B – ширина груза, мм;
H – высота груза, мм;
n – количество мест заданного груза;
Qгр – масса одного места груза, т;
hцт – высота центра тяжести груза, мм;
a, b – дополнительные данные согласно рисункам в приложении 8, мм.
Методические указания
к выполнению контрольной работы
Цель выполнения контрольной работы - помочь студенту закрепить теоретические знания, более глубоко изучить программный материал курса “Грузоведение”, привить практические навыки самостоятельного решения инженерных вопросов в области грузоведения.
При разработке контрольной работы должны быть обязательно учтены требования о повышении уровня сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности движения поездов, улучшения использования грузоподъемность вагонов.
К выполнению контрольной работы рекомендуется приступать после изучения рекомендованной литературы, прослушивания установочных лекций, выполнения практических работ.
1. Описание транспортной характеристики, классификации и свойств грузов.
Материал приведен в учебном пособии [3, п.1.1., 1.2.], который студент должен изучить и изложить.
2. Описание видов применяемой тары и упаковочных материалов рекомендуется осуществить, используя [3, 2.1.].
3. Транспортные характеристики для заданных грузов и их влияние на организацию перевозок. Материал по данному вопросу имеется в Правилах перевозок грузов ч. I и II [2], учебном пособии [3, Глава 3];
Характеристику надо дать по каждому из четырех заданных грузов.
Характеристика сыпучих и штучных массовых грузов.
Ископаемые угли, сланцы, торф, флюсы, руды и др, строительные грузы. Классификация осуществляется по гранулометрическому составу, сортам, маркам. Необходимо учитывать свойства грузов: сыпучесть, влажность, склонность к смерзанию, слеживанию, водообразованию, коэффициенту трения, теплопроводность и др. Эти свойства груза качественно влияют на организацию перевозок. Для эффективности перевозок осуществляются методы облагораживания топлива и руды: обогащение, брикетирование и косование, обезвоживание.
Для перевозки заданного груза, согласно прил. 1, необходимо принять вагон с указанной величиной технической нормы его загрузки. Далее необходимо подсчитать эксплуатационно-экономические показатели:
- технический коэффициент тары, отношение массы тары вагона qт к грузоподъемности Ргп кт = qт / Ргп (чем меньше технический коэффициент тары, тем лучше конструкция вагона для перевозки заданного груза)
- погрузочный коэффициент тары учитывает фактическое использование вагонов при перевозке конкретных грузов и определяется отношением массы тары вагона произведение грузоподъемности вагона на коэффициент ее использования l. кn = qт / /Pгп l .
Эти два коэффициента могут быть равны только при полном использовании грузоподъемности вагона, что возможно лишь для отдельных вагонов и грузов.
Основной показатель степени использования грузоподъемности вагона - это его средняя статическая нагрузка и коэффициент использования грузоподъемности.
Средняя статическая нагрузка вагона определяется
Рст = S Qсут / nпогр ,
где S Qсут - общее количество тонн, погруженных за определенный период
(сутки, месяц и т.д.) в подразделении (на станции и т.д.);
nпогр - число загруженных вагонов за этот же период времени.
Коэффициентом использования грузоподъемности вагона l называется отношение средней статистической нагрузки к грузоподъемности.
Использование грузоподъемности вагонов главным образом зависит от плотности груза, а так же соответствия вагонов характеру привозимых грузов, применение присбособлений, увеличивающий объем вагона, характера тары и упаковки, способов и условий погрузки груза. Плотность зависит от размеров кусков фракций и степени подготовки груза и перевозке.
Регулирование подачи вагонов под погрузку в соответствии с плотностью загружаемого груза и имеет большое значение. Вагоны с одинаковой грузоподъемностью имеют различный объем кузова для крытых вагонов 106 и 120 м3. Следовательно и различную удельную грузоподъемность (количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м3 геометрического объема кузова Руд = Ргп/Vпол, т/м3).
Поэтому для наилучшего использования целесообразно вагоны с наименьшей удельной грузоподъемностью подавать под погрузку более легковесных грузов. Целесообразно использовать вагон с более низким коэффициентом использования грузоподъемности направлять на более короткие расстояния, а с более высоким на дальние, это обеспечивает повышение средней динамической нагрузки груженого вагона.
åРL Р длгр
Рдинр.п. = ———————— = ———— ,
ånSгр + ånSпор 1 + aпор
Р дингр = Рдинр.п(1 + aпор )
где åРL - сумма т-км пробега;
ånSгр - сумма в-км пробега груженных вагонов;
ånSпор - сумма в в-км пробега порожних вагонов;
aпор - коэффициент вагоно - км порожнего пробега к груженым
вагоно-км.
Погрузку массовых грузов с относительно невысокой плотностью (некоторые сорта угля, руды, кокса, торфа и др.) грузят выше уровня бортов вагонов открытого типа (полувагоны) с “шапкой”, а при перевозке лесоматериалов и труб используют полностью габарит подвижного состава (см. рис. 2.5.), в том числе и суженую часть его.
Объем “шапки” для кусковых и сыпучих массовых грузов зависит при прочих равных условиях от высоты погрузки над уровнем бортов, а высота - от угла естественного откоса груза в движении, который колеблется в пределах от 30 (каменный уголь,
руда, известняк) до 40о (железняк, бурый уголь, торф). Для таких грузов, как торф, песок, он изменяется в зависимости от влажности.
Максимально допустимая высота “шапки”
В
Нмах = b —— tg a,
где В - внутренняя ширина, мм;
a- угол естественного откоса груза в движении, град;
b - коэффициент, учитывающий, что в верхней части “шапки” для
предохранения от утраты груза делается при погрузке площадки по дли-
не вагона (b = 0,8 ¸ 0,85).
Пример: ширина полувагона 2,87 м, a = 35о
Нмах = 0,85 ———— 0,7 = 854 мм.
Погрузочный объем полувагона или платформы при перевозке грузов с “шапкой”
Vпогр = Vб + Vш
где Vб - объем части груза в пределах бортов, м3;
Vш - объем груза, находящегося выше бортов (объем “шапки”), м3.
“Шапка” бывает двух видов: треугольное сечение и в виде трапеции.
Другая группа грузов: химические и вяжущие материалы имеют такие свойства, как агрессивность, гигроскопичность, склонность к распылению, загрязнению окружаюшей среды. Оказывают влияние на способы хранения и сохранность.
Лесоматериалы классифицируют по породам, степени обработки, размерам специальные свойства грузов: плотность, коэффициенты полнодревесности, влажность, запах, пожарная опасность, пороки древесины, цвет. Биологические процессы влияют на качество этих грузов.
К штучным строительным материалам относятся: кирпич, шифер, железобетонные изделия. Свойства: прочность, хрупкость оказывают влияние на виды упаковки и способы хранения, перевозки.
Металлы классифицируют по размерам, сортам, маркам. Склонность к коррозии. Эти свойства оказывают влияние на способы упаковки, пакетирования и хранения.
Характеристика нефтеналивных и опасных грузов.
Указанные грузы имеют различные физические свойства и химический состав. Нефтепродукты имеют фракционный состав. Различная плотность, вязность, испаряемость. Электризация, коррозионное воздействие, температурные характеристики, токсичность. В Правилах перевозки грузов часть II дана характеристика опасных грузов, условия перевозки этих грузов, особенности оформления перевозочных документов.
Характеристика зерновых грузов и продуктов перемола
В пособии [3] показана классификация по культурам, процессов возникающих по биологическим и химическим факторам, которые существенно влияют на условия хранения, перевозки.
При решении вопросов, связанных с перевозкой грузов, следует обратить внимание на правильный выбор подвижного состава, контейнеризацию перевозок.
1.1. Классификация, характеристика и организация перевозок массового груза (приложение 1) приведена в [2, 3].
Народно-хозяйственное значение улучшение пользования грузоподъемности вагона в конечном итоге сводится к повышению статической нагрузки, что уменьшает потребность в вагонах для перевозки заданного груза, снижает эксплуатационные расходы.
Студент выбирает по своему шифру название груза (приложение 1.1), изучает материал по транспортной характеристики и ее влияние на организацию перевозок на основе [3, 2 и 3] и [2], дает описание этого материала в контрольной работе.
Пользуясь также приложением 1.1 необходимо выбрать тип вагона для его перевозки из двух вариантов.
Например задан груз: каменный уголь марки-длиннопламенный, который перевозится в четырехосных полувагонах грузоподъемностью 69 т и объемом кузова 74 м3. Требуется определить загрузку вагона по двум вариантам: 1-й погрузка осуществлена до верхних балок полувагона
Рст = V * Руд = 74 * 0,68 = 50,32 т и 2-й вариант при осуществлении погрузки вагона с “шапкой”. Но для этого надо определить объем трапецеидальной “шапки”. В [3] рекомендуется высоту “шапки” принять Н = 300 мм.
Рис. 1. Вид трапецеидальной “шапки”
a h
а
Lваг
в
В
l
Рис. 1.8. Вид трапецеидальной «шапки»
Н
Определим размеры верхней площадки трапеции из рис. 1.8. а = ——
tga
где a - угол естественного откоса, время движения в градусах a = 45о, tga= 1.
Следовательно a = 1м.
в = В - 2 * 1 = 2,77 - 2 = 0,77 м.
1 = L - 2 * 1 = 11,72 - 2 = 9,72 м.
Объем “шапки” трапецеидальной формы
Н 0,3
V = —— [L * В + (L + I) (В + в) + I * в] = —— [11,72 * 2,77 + (11,72 +
6 6
+ 9,72) (2,77 + 0,77) + 9,72 * 0,77] = 5,685 м3
Объем вагона с учетом “шапки” будет 74 + 5,685 = 79, 685 м3
Таким образом загрузка вагона осуществляется на основании сравнения показателей, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Расчет технических и эксплуатационных показателей вагонов
Наименова-ние груза | Род вагона | Масса та- ры вагона Qв, m | Техническая норма загруз- ки вагона Ртн, m | Грузоподъем-ность вагона Ргр п, m | Коэффици-ент использо- вания грузо- подъемности Ртн l= —— Ргр п | Техничес-кий коэф- фициент тары Qв Кт= —— Ргр п | Погрузочный коэффици-ент тары Qв Кп=—— Ргр п l | Годовая потребно- сть вагонов Qсут n= —— 365 Ргн | Отметки о наиболее экономи- ческом вагоне | |
Каменный уголь марки длинокамен- | I вариант | полува-гон | 50,32 | 0,74 | 0,33 | 0,432 | худший вариант | |||
ный | II вариант | ---- | 54,2 | 0,786 | 0,33 | 0,41 | лучший вариант |
Таким, образом, годовая экономия составит 14366 – 13469 = 897 вагонов.
Необходимый рабочий парк вагонов nв, выраженный в зависимости от производительности вагонов Ев.
åРL åРL (1 + aпор) 2000 * 1500 (1 + 0,39)
nв = _________ = _______________________ = ______________________________ = 256 ваг.
Ев Ртн * S 54,2 * 300