Выбор средств вспомогательного транспорта
Подземный транспорт
На шахтах, разрабатываемых пологие пласты, рекомендуется применять следующие виды транспорта:
- в участковых горизонтальных выработках – конвейерный транспорт;
- в участковых и главных (капитальных) наклонных выработках с углами наклона до 16-18̊ – конвейерный транспорт;
- в выработках транспортного горизонта при больших грузопотоках и отсутствии криволинейности выработок – конвейерный транспорт;
- при малых грузопотоках, наличии криволинейности и большой протяженности выработок – локомотивный транспорт;
- в вертикальных межгоризонтных выработках – спиральные спуски.
Выбор средств главного транспорта
Выбор участкового и магистрального конвейерного транспорта при полной конвейеризации включает в себя [13, 14]:
- выбор типов конвейеров;
- определение эксплуатационной производительности конвейеров для установления допустимой длины;
- определение допустимой длины принятых конвейеров по графикам применимости.
Таблица 7.1
Исходные данные для расчета грузопотоков
Параметры | Забои | ||
№1 | №2 | №3 | |
Сменная добыча , т | 891,7 | 891,7 | 891,7 |
Продолжительность смены , ч | |||
Длина очистного забоя , м | |||
Вынимаемая мощность пласта , м | 2,2 | 2,2 | 1,65 |
Плотность угля в целике , т/м3 | 1,28 | 1,28 | 1,3 |
Насыпная масса угля , т/м3 | 0,85 | 0,85 | 0,85 |
Сопротивляемость угля резанию , Н/мм |
Продолжение табл. 7.1
Угол падения пласта , град | |||
Тип механизированного комплекса | М138/4 (2 тип) | М138/4 (2 тип) | М138/4 (2 тип) |
Тип комбайна | МВ570Е | МВ570Е | МВ570Е |
Схема работы комбайна | односторонняя | ||
Ширина захвата , м | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Коэффициент машинного времени | 0,22 | 0,22 | 0,24 |
Тип скребкового конвейера | КСЮ271 | КСЮ271 | КСЮ271 |
Скорость цепи конвейера , м/мин | 67,8 | 67,8 | 67,8 |
Рис. 7.1. Технологическая схема конвейерного транспорта.
7.1.1. Определение характеристики грузопотоков из очистных забоев.
Очистной забой №1
Средний минутный грузопоток за время поступления угля из очистного забоя определяется по формуле:
, (7.1)
где – сменная нагрузка на очистной забой, т;
– продолжительность смены, ч;
– коэффициент времени поступления угля из одного очистного забоя на транспортную систему.
При односторонней схеме работы комбайна с зачисткой величина определяется по формуле:
, (7.2)
где – продолжительность зачистки очистного забоя при обратном ходе в течение смены:
, (7.3)
где – длина очистного забоя, м;
– число циклов в смену, шт.;
– максимальная маневровая скорость выемочной машины по технической характеристике , м/мин.
Коэффициент машинного времени при резании определяется по формуле:
, (7.4)
где – максимальная скорость выемочной машины при резании, м\мин;
– время подготовительно-заключительных операций за один цикл , мин.
Число циклов в смену определяется отношением сменной нагрузки на очистной забой и количества угля, добываемого с одной стружки:
, (7.5)
где – вынимаемая мощность пласта, м;
– ширина захвата комбайна, м;
– плотность угля в целике, т/м3;
– коэффициент извлечения угля с учетом потерь .
.
Максимальная скорость выемочной машины при резании определяется по формуле:
, (7.6)
где – установленная мощность электродвигателя исполнительных органов (по технической характеристике выемочной машины), кВт;
– удельные энегргозатраты разрушения угля, кВт·ч/т.
м/мин,
,
мин,
,
т/мин.
Максимальный минутный грузопоток, который может поступить из очистного забоя.
При прямом ходе выемочной машины:
, (7.7)
где – максимальная скорость выемочной машины при резании, м/мин;
– расчетный коэффициент, учитывающий направление движения выемочной машины и скребковой цепи забойного конвейера;
– коэффициент погрузки; при односторонней работе выемочной машины .
Расчетный коэффициент определяется по формуле:
, (7.8)
где – скорость цепи конвейера, м/мин.
,
т/мин.
При обратном ходе выемочной машины (зачистке):
, (7.9)
где
, (7.10)
. (7.11)
м/мин,
,
т/мин.
По максимальному минутному грузопотоку из забоя проверяем правильность предварительного выбора скребкового конвейера по условию , где – приемная способность забойного конвейера. Так как это условие выполняется , значит, конвейер КСЮ271 принят правильно.
Расчеты для очистного забоя №2 аналогичны расчетам очистного забоя №1.
Очистной забой №3
Число циклов в смену:
.
Продолжительность зачистки очистного забоя при обратном ходе в течение смены:
мин.
Максимальная скорость выемочной машины при резании:
мин.
Коэффициент машинного времени:
.
При односторонней схеме работы комбайна с зачисткой величина равна:
.
Средний минутный грузопоток за время поступления груза:
т/мин.
Максимальный минутный грузопоток, который может поступить из очистного забоя.
Расчетный коэффициент равен:
.
Максимальный минутный грузопоток при прямом ходе выемочной машины:
т/мин.
Максимальный минутный грузопоток при обратном ходе выемочной машины:
т/мин.
По максимальному минутному грузопотоку из забоя проверяем правильность предварительного выбора скребкового конвейера по условию , где – приемная способность забойного конвейера. Так как это условие выполняется , значит, конвейер КСЮ271 принят правильно.
7.1.2. Выбор типов конвейеров
Конвейерную линию условно делим на расчетные участки. Участки 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-4, 8-9, 9-10 10-11 являются однопоточными, а участки 4-12, 12-13 – сборными. Выбор конвейера производим для каждого участка.
Участки 1-2, 5-6 и 8-9 – ярусные конвейерные штреки очистных забоев №1, №2 и №3 ( м, ).
Выбор конвейера по приемной способности.
По [13, табл. 5 прил. 2] находим параметры ленточного конвейера (с учетом места установки: стационарный или полустационарный), который бы обеспечил условие , т.е. приемная способность конвейера должна быть больше максимального минутного грузопотока.
Приемную способность, удовлетворяющую условию м3/мин, что при т/м3 соответствует т/мин, обеспечивают следующими параметрами конвейера:
мм – шириной ленты, м/с – скоростью ленты.
В соответствии с принятыми параметрами и исходя из условий эксплуатации на штреках (1-2 и 8-9) должны быть установлены стационарные ленточные конвейеры. Предварительно принимаем конвейер 2ЛТ100У-01 с мощностью привода 330 кВт.
Установление допустимой длины конвейера.
Принятие окончательного решения возможно после проверки: проходит ли предварительно выбранный конвейер 2ЛТ100У-01 по мощности привода и прочности тягового органа (ленты) с учетом конкретной эксплуатационной нагрузки и конкретного угла наклоны выработки.
Для этого определяем эксплуатационную нагрузку:
, (7.12)
где – расчетный коэффициент нагрузки.
Величину находим по [13, табл. 4 прил. 2], установив предварительно и по формулам:
, (7.13)
, (7.14)
где – продолжительность загрузки несущего полотна конвейера, мин;
– минутный коэффициент неравномерности.
Для очистного забоя №1 мин; ; ; т/ч. | Для очистного забоя №3 мин; ; ; т/ч. |
Для очистного забоя №1 по графику применимости ленточного конвейера 2ЛТ100У-01 при угле наклона и ожидаемой эксплуатационной нагрузке т/ч допустимая длина составляет 1900 м. Так как , то для участка 1-2 окончательно принимаем установку двух конвейеров 2ЛТ100У-01 на всю длину штрека 1950 м.
Для очистного забоя №3 по графику применимости ленточного конвейера 2ЛТ100У-01 при угле наклона и ожидаемой эксплуатационной нагрузке т/ч допустимая длина составляет 2020 м. Так как , то для участка 8-9 окончательно принимаем установку одного конвейера 2ЛТ100У-01 на всю длину штрека 1950 м.
При использовании ленточного конвейера унифицированного типажного ряда, отпадает необходимость выбора перегружателя, так как он входит в состав конвейера.
Оценим правильность выбора ленточного конвейера:
- по приемной способности конвейера
; (7.15)
- по эксплуатационной производительности конвейера
. (7.16)
,
,
,
.
Оба условия выполняются:
и
Конвейер выбран правильно.
Участки 2-3, 6-7 и 9-10 – конвейерные бремсберги м, ; м, , на которые поступает уголь из очистных забоев №1, №2 и №3.
Выбор конвейера по приемной способности.
По [13, табл. 5 прил. 2] находим параметры ленточного конвейера (с учетом места установки: стационарный или полустационарный), который бы обеспечил условие , т.е. приемная способность должна быть больше максимального минутного грузопотока.
Приемную способность, удовлетворяющую условию м3/мин, что при т/м3 соответствует т/мин, обеспечивают следующими параметрами конвейера:
мм – шириной ленты, м/с – скоростью ленты.
В соответствии с принятыми параметрами и исходя из условий эксплуатации на бремсбергах (2-3 и 9-10) должны быть установлены стационарные бремсберговые конвейеры. Предварительно принимаем конвейер 2ЛБ120М в сочетании с надвижным перегружателем КСП3.
Установление допустимой длины конвейера.
Принятие окончательного решения возможно после проверки: проходит ли предварительно выбранный конвейер 2ЛБ120М по мощности привода и прочности тягового органа (ленты) с учетом конкретной эксплуатационной нагрузки и конкретного угла наклоны выработки.
Для этого определяем следующие параметры:
Для участка 2-3 мин; ; ; т/ч. | Для участка 9-10 мин; ; ; т/ч. |
Для участка 2-3 по графику применимости ленточного конвейера 2ЛБ120М при угле наклона и ожидаемой эксплуатационной нагрузке т/ч допустимая длина составляет 1600 м. Так как , то для участка 2-3 принимаем установку одного конвейера 2ЛБ120М на всю длину бремсберга 1530 м.
Для участка 9-10 по графику применимости ленточного конвейера 2ЛБ120М при угле наклона и ожидаемой эксплуатационной нагрузке т/ч допустимая длина составляет 2400 м. Так как , то для участка 9-10 окончательно принимаем установку одного конвейера 2ЛБ120М на всю длину бремсберга 1700 м.
Оценим правильность выбора ленточного конвейера:
- по приемной способности конвейера
,
;
- по эксплуатационной производительности конвейера
,
.
Оба условия выполняются:
и
Конвейер выбран правильно.
Расчеты участков 3-4, 4-7 и 5-6 аналогичны расчетам участка 1-2. Расчет участка 6-7 – участку 2-3. Расчет участка 10-11 – участку 8-9. Значит, на таких участках будут стоять конвейеры, аналогичные рассчитанным участкам.
Участок 4-12 – наклонный квершлаг ( ). По нему транспортируется груз, поступающий с бремсберга №1 и №2 в пункте 4 и с бремсберга №3 – в пункте 11.
Участок 4-12 имеет два отрезка: 4-11 – длиной 170 м, который является сборным для двух грузопотоков из забоев №1 и №2, и 11-12 ( м), по которому транспортируются грузопотоки из всех трех забоев.
Определение максимального минутного грузопотока.
Рассчитываем для наиболее загруженного отрезка конвейера 11-12:
. (7.17)
Предварительно находим среднеквадратичное отклонение минутных грузопотоков за время поступления грузов по формуле:
. (7.18)
т/мин,
т/мин.
При одновременной работе трех очистных забоев вероятностный параметр составляет .
Тогда максимальный суммарный минутный грузопоток равен:
т/мин.
Выбор конвейера по приемной способности.
По [13, табл. 5 прил. 2] находим параметры ленточного конвейера, который бы обеспечил условие , т.е. приемная способность конвейера должна быть больше максимального минутного грузопотока, равного 27,37 т/мин.
Приемную способность, удовлетворяющую условию м3/мин, что при т/м3 соответствует 45,05 т/мин, обеспечивают следующими параметрами конвейера:
мм – шириной ленты, м/с – скоростью ленты.
В соответствии с принятыми параметрами и исходя из условий эксплуатации, для участка 4-12 предварительно выбираем стационарный ленточный конвейер 2ЛУ160Б с мощностью привода 1500 кВт.
Установление допустимой длины конвейера.
Принятие окончательного решения возможно после проверки: проходил ли предварительно выбранный конвейер 2ЛУ160Б по мощности привода и прочности конвейерной ленты с учетом конкретной эксплуатационной нагрузки и конкретного угла наклона выработки. Конвейер 2ЛУ160Б, установленный на всю длину участка 4-12, загружают двумя грузопотоками: в точках 4 и 11. Поэтому определяем приведенную эксплуатационную нагрузку:
, (7.19)
Для этого определяем эксплуатационную нагрузку от очистных забоев №1 и №2, действующую на участке 4-11:
. (7.20)
Предварительно определим коэффициенты неравномерности грузопотока и времени загрузки участка 4-11 конвейера по формулам:
, (7.21)
. (7.22)
,
.
Следовательно .
т/ч.
Определяем эксплуатационную загрузку от очистных забоев №1, №2 и №3, действующую на отрезке м:
. (7.23)
Суммарный средний минутный грузопоток определяется арифметическим сложением средних минутных грузопотоков:
. (7.24)
т/мин.
Коэффициенты и для отрезка :
,
.
Следовательно .
т/ч.
Приведенная эксплуатационная нагрузка, действующая на участке 4-12 составит:
т/ч.
По графику применимости определяем допустимую длину конвейера. С учетом эксплуатационной нагрузки и угла наклона выработки допустимая длина конвейера составляет м. Так как (775>537) м, то на участке 4-12 устанавливаем один конвейер 2ЛУ160Б (на всю длину выработки).
Оценим правильность выбора ленточного конвейера:
- по приемной способности конвейера
;
- по эксплуатационной производительности конвейера
.
Оба условия выполняются:
Конвейер выбран правильно.
Аккумулирующий бункер.
Предназначен для глубокого усреднения поступающего грузопотока или аварийного аккумулирования груза с целью компенсации (исключения) простоев по вине транспорта.
В данном проекте применяем горный бункер, так как это не ограничивается отсутствием необходимого перепада высот между точками загрузки и выгрузки материала, малым сроком службы, требованиями к сортности угля и физико-механическими свойствами транспортируемого угля, свойствами боковых пород, горным давлением и экономическими факторами [15].
Вместимость аккумулирующего бункера (минимальная) определяется по формуле:
, (7.25)
где – расчетный коэффициент, учитывающий число конвейеров в подбункерной линии; – сквозной бункер при числе конвейеров в подбункерной линии – 1-2.
т.
Принимаем т.
В аккумулирующий бункер поступает грузопоток с конвейера, установленного на участке 4-12. Характеристики грузопотока следующие:
т/мин; т/мин.
Для обеспечения глубокого усреднения грузопотока производительность разгрузки аккумулирующего бункера должна обеспечивать пропуск среднего грузопотока, т.е.
. (7.26)
т/ч.
Производительность разгрузки аккумулирующего бункера задается питателем. Причем при выборе питателя должно выполняться условие .
По [13, табл. 4, 5, 6 прил. 3] выбираем питатель ПЛ-10, у которого м3/ч. Для того, что бы выполнилось условие, необходимо принять два питателя, тогда , т.е. .
Минутный грузопоток на участке 12-13 составит:
. (7.27)
т/мин.
По [13, табл. 5 прил. 2] находим параметры подбункерного конвейера, которые обеспечили выполнение условия:
. (7.28)
Приемная способность м3/мин т/мин обеспечивается параметрами конвейера:
мм – ширина ленты; м/с – скорость ленты.
В соответствии с принятыми параметрами и с учетом места установки выбираем ориентировочно ленточный конвейер 2ЛУ120Б.
Эксплуатационная нагрузка на этот конвейер определяется по формуле:
. (7.29)
Расчетный коэффициент определяем исходя из величин и .
. (7.30)
.
, (7.31)
мин.
Следовательно .
т/ч.
По графику применимости конвейера 2ЛУ120Б при т/ч и допустимая по мощности и прочности тягового органа длина конвейера составит 530 м.
Так как (530<805) принимаем решение: установить в наклонном стволе два конвейера 2ЛУ120Б длиной 402,5 м каждый.
Правильность выбора подтверждается:
и . (7.32)
;
.
Выбор средств вспомогательного транспорта
В качестве вспомогательного транспорта для перевозки оборудования, материалов и людей по участковым ходкам, конвейерному бремсбергу и выемочным штрекам принимается подвесная монорельсовая дорога «SCHARF» («Шарф») немецкого производства с дизелевозом DLZ-110F.
Применение монорельсовых подвесных дорог с дизелевозами целесообразно при перевозке людей и доставке материалов по разветвленным горным выработкам, имеющим большую протяженность и переменные углы наклона. Конструкция дизелевоза позволяет эксплуатировать его в горных выработках опасных по газу, с содержанием метана в рудничной атмосфере не более 1,5% СН4.
Для организации бесперебойной работы вспомогательного транспорта в горных выработках при доставке оборудования, материалов и перевозке людей в подготовительные и очистные забои проектом предусматривается приобретение трех дизелевозов. Монорельсовая подвесная дорога прокладывается по следующим выработкам:
– вспомогательному путевому стволу;
– капитальному квершлагу;
– путевому ходку;
– конвейерному и вентиляционному штрекам лав.
Площади поперечных сечений всех выработок обеспечивают требуемые по ПБ зазоры между габаритами подвижного состава монорельсовой дороги, крепью и оборудованием. Углы наклона всех выработок не превышают предельных значений применения принятого проектом оборудования (для данного дизелевоза допустимый угол пути равен 25°).