Задачи и функции дорожных центров ФТО
ДЦФТО являются основным звеном системы транспортного обслуживания. Они не имеют статуса юридического лица, а являются подразделениями железнодорожного транспорта, находясь в подчинении ЦФТО. Основными задачами ДЦФТО являются:
- обеспечение совместно с причастными службами дороги комплексного транспортного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта;
- увеличение доходов железные дороги от перевозок грузов и оказания услуг;
- обеспечение оперативного учета доходных поступлений, полноты и своевременности расчетов с пользователями;
- организация работы региональной агентской сети и технических центров по обработке перевозочных документов;
- организация взаимодействия с экспедиторскими, операторскими, страховыми компаниями, таможенными органами;
- разработка и реализация новых видов транспортных услуг;
- реклама предоставляемых ДЦФТО услуг.
Через свою агентскую сеть и другие подразделения ДЦФТО осуществляет следующие функции:
- организация маркетинга по привлечению грузов (изучение товарного и транспортного рынков региона, формирование спроса и стимулирование сбыта транспортных услуг и т. п.);
- разработка предложений по расширению ассортимента и повышению качества предоставляемых услуг, по оптимизации транспортных связей, совершенствованию системы взаимодействия с пользователями услуг;
- оформление и согласование договоров на организацию перевозок грузов и комплексное транспортное обслуживание;
- формирование оперативного и месячного планов перевозок грузов;
- реализация гибкой тарифной политики и контроль правильности и своевременности расчетов с клиентами;
- контроль выполнения условий заключенных договоров;
- организация управления контейнерным парком;
- информирование пользователей услуг по организационно-техническим вопросам, касающимся предоставления транспортных услуг;
- организация совместно с юридической службой дороги актово-претензионной работы в пределах компетенции ДЦФТО;
- реклама транспортных услуг и расширение агентской сети.
Задачи и функции ЦФТО
Основные задачи ЦФТО:
– организация совместно с причастными департаментами и управлениями МПС России и железными дорогами комплексного транспортного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта от приема заявки на перевозку до выдачи груза;
– повышение доходности железнодорожного транспорта от перевозок грузов и оказания услуг;
– организация маркетинга на российском и международном рынках целью изыскания и привлечения грузов на железнодорожный транспорт;
– обеспечение полноты и своевременности расчетов с пользователями услуг железнодорожного транспорта за перевозки грузов;
– координация работы СФТО по организации, предоставлению и расширению перечня предоставляемых услуг в международном и внутреннем железнодорожном сообщениях.
Основные функции ЦФТО:
1) в области транспортного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта:
– организация комплексного предоставления услуг пользователям железнодорожного транспорта, сбора, обработки, рассмотрения и согласования заявок на перевозку грузов в международном и внутреннем железнодорожном сообщениях;
– обеспечение контроля и анализа выполнения заключенных договоров (контрактов, соглашений) и принятых заявок на перевозку грузов;
– разработка в установленном порядке примерных форм договоров (контрактов, соглашений) с грузоотправителями и экспедиторскими организациями;
– координация и реализация договорных работ на организацию перевозок грузов, комплексное транспортное и информационное обслуживание пользователей услуг железнодорожного транспорта, в том числе с применением электронного документооборота;
– подготовка предложений по ценовой политике на информационные и дополнительные услуги, участие в их согласовании в установленном порядке;
– контроль за выполнением структурными подразделениями СФТО договоров (контрактов, соглашений), правил, инструкций, других нормативных актов, ведение справочника исключительных тарифов, действующих в рамках реализации гибкой тарифной политики;
2) в области маркетинга:
– изучение конъюнктуры российского и международного рынка транспортных услуг и производства продукции с целью привлечения грузов на железнодорожный транспорт;
– анализ факторов, влияющих на динамику перевозок грузов, повышение конкурентоспособности российских железных дорог на рынке транспортных услуг и увеличение объемов перевозок грузов благодаря применению гибкой тарифной политики;
– организация взаимодействия со смежными видами транспорта по привлечению внешнеэкономических и транзитных грузов на железнодорожный транспорт;
– организация и координация рекламной деятельности в СФТО;
3) в области планирования перевозок грузов:
– организация и осуществление планирования перевозок грузов в вагонах и контейнерах во всех видах железнодорожных сообщений, разработка месячных планов перевозок грузов по сети железных дорог Российской Федерации с учетом рационального использования подвижного состава;
– обеспечение разработки и согласования с иностранными железными дорогами, федеральными органами исполнительной власти объемов перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении (включая страны СНГ), планирование перевозок экспортно-импортных грузов через морские, речные порты и пограничные переходы с учетом их пропускной и перерабатывающей способности;
4) в области контроля оплаты перевозок грузов:
– работа по совершенствованию системы расчетов за перевозки грузов;
– организационная и методическая работа по внедрению технологии автоматизированной обработки перевозочных документов и проведение расчетов за перевозки грузов;
– контроль полноты, своевременности оплаты перевозок грузов, выполнение железными дорогами плана по взиманию выручки от перевозок грузов и оказанию дополнительных услуг. Анализ расчетов и подготовка предложений по полному взиманию провозных платежей;
– участие в разработке нормативных документов, связанных с расчетами за перевозки грузов;
– оперативный контроль за расчетами по перевозкам грузов во внутригосударственном и международном сообщениях;
5) в области тарифной политики:
– участие в разработке международных и региональных тарифных соглашений по перевозке грузов на основе Тарифной политики железных дорог государств СНГ;
– разработка предложений к Тарифной политике железных дорог государств СНГ на перевозки грузов в международном сообщении, действующей в рамках Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств СНГ;
– выполнение по поручению Тарифной конференции функций управления делами Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств СНГ;
– анализ действующих тарифов на грузовые перевозки и подготовка предложений по повышению их эффективности с целью увеличения объемов перевозок грузов;
– анализ предложений о предоставлении конкурентоспособных тарифных ставок на перевозку грузов и подготовка для рассмотрения в установленном порядке материалов и проектов решений;
6) в области внешнеэкономической деятельности:
– реализация стратегии внешнеэкономической деятельности ОАО «Российские железные дороги» по кругу вопросов, находящихся в компетенции ЦФТО;
– участие в переговорах, конференциях, совещаниях с представителями иностранных железных дорог, международных организаций и фирм;
– подготовка предложений и участие в разработке новых и совершенствовании действующих договоров (контрактов, соглашений), правил, тарифов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих организацию международных железнодорожных грузовых перевозок.
В других областях деятельности ЦФТО осуществляет:
– взаимодействие СФТО с федеральными органами исполнительной власти, иностранными железными дорогами, организациями других видов транспорта;
– разработку нормативно-правового и методического обеспечения СФТО;
– разработку и внедрение на железных дорогах единой организационно-функциональной структуры, технологического и технического обеспечения СФТО, проведение мероприятий по ее совершенствованию.
Единая структура Системы фирменного транспортного обслуживания позволяет эффективно использовать технические средства и персонал в информационно-технологическом пространстве российского железнодорожного транспорта.
7. МАРКЕТИНГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Финансовое состояние предприятий в условиях конкуренции находится в большой зависимости от их возможностей прогнозирования конъюнктуры и потребностей рынка, способности быстрого приспособления к изменению спроса и условий "окружающей среды", возможности активного воздействия на динамику и направление этих изменений. Для железнодорожного транспорта в силу его естественного монополизма во многих сегментах рынка грузовых перевозок, низкой эластичности спроса на перевозки сырьевых грузов, относительной стабильности транспортных связей, это положение не было актуальным до момента исчерпания резервов, осознания опасностей и угроз экстенсивного развития, как для самого железнодорожного транспорта, так и для других отраслей экономики и безопасности страны. Опыт работы отрасли в условиях рыночной экономики определил необходимость усиления роли планирования не только основной деятельности, но и сбыта железнодорожной продукции.
В этой связи актуальными становятся задачи:
– укрепления и развития организационной структуры, обеспечивающей эффективную реализацию маркетинговых принципов управления отраслью;
– методологического аппарата проведения маркетинговых исследований на железнодорожном транспорте;
– корпоративной системы управления маркетингом, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений в вопросах формирования маркетинговой стратегии и тактики работы железных дорог на рынке транспортных услуг.
Фундаментом маркетингового подхода к управлению экономикой железнодорожного транспорта становятся:
– разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание "открытой" системы, оперативно реагирующей на изменение условий окружающей среды;
– разработка организационной структуры, соответствующей условиям рыночной среды; подготовка кадров, способных осуществить трансформацию железнодорожного транспорта из обособленного перевозчика, выполняющего перевозки "от станции к станции" в заинтересованного партнёра (обеспечивающего комплексное транспортное обслуживание с высоким уровнем качества);
– проведение регулярных исследований: транспортного рынка, спроса на перевозки грузов и возможностей его удовлетворения на различных уровнях экономической системы (отдельных предприятий клиентуры и станций; регионов и обслуживающих их железных дорог; экономики страны в целом и российских железных дорог); разработка на их основе пассивных и активных прогнозов развития экономических систем;
– разработка комплексной системы мероприятий, направленных на формирование и управление спросом на услуги железных дорог, стимулирование всех участников процесса перевозок, способствующих переходу на новый качественный уровень взаимоотношений с клиентами;
– разработка механизмов регулирования предложения услуг железнодорожного транспорта, исходя из объективных причин изменения потребностей клиентов и сезонных колебаний спроса на перевозки;
– разработка системы обеспечения своевременной доставки сырья, материалов, запасных частей и комплектующих изделий для нужд производственно-промышленного комплекса страны и вывоза готовой продукции для последующей ее реализации на внутрироссийском и зарубежных рынках.