Момент возникновения опасной обстановки, создаваемой действиями пешеходов
Опасная обстановка, создаваемая действиями пешеходов, возникает в момент, когда для предотвращения происшествия водитель должен немедленно принять необходимые меры, если он может обнаружить следующие обстоятельства:
¾ пешеход находится в пределах опасной зоны;
¾ пешеход может попасть в опасную зону, если не остановится или не изменит темпа движения;
¾ переходящий проезжую часть пешеход - может быть вынужден в создавшейся обстановке изменить темп или направление движения и оказаться в опасной зоне (например, увеличить интервал с другим транспортным средством, поднять упавшую вещь и т.п.);
¾ находящийся на проезжей части пешеход ведет себя неуверенно, вероятные его действия неопределенны;
¾ пешеход, находящийся на проезжей части на близком расстоянии от полосы движения транспортного средства, не замечает его приближения и может начать движение в опасном направлении;
¾ пешеход, пропускающий данное транспортное средство, оказался в полосе его движения (или в непосредственной близости от нее) и может совершить движение в опасном направлении;
¾ переходя проезжую часть, пешеход оказался в потоке транспортных средств (даже за пределами полосы движения данного транспортного средства);
¾ на проезжей части (или вблизи от нее) находятся дети, увлеченные подвижными играми (на коньках, санках, велосипедах и т. п.), которые могут оказаться в опасной зоне;
¾ дети дошкольного возраста (независимо от их поведения) находятся на таком расстоянии от полосы движения транспортного средства, при котором не исключается возможность их попадания в опасную зону за время сближения с ними.
Следует считать, что опасность для движения транспортного средства действиями пешеходов и детей не создается при следующих обстоятельствах:
¾ пешеход к моменту сближения с ним транспортного средства при избранной скорости не успевает достичь опасной зоны или успевает выйти за ее пределы даже при движении транспортного средства без торможения (если, конечно, водитель не может обнаружить обстоятельств, которые могли бы повлиять на характер действий пешехода);
¾ пешеход, пропускающий транспортное средство, находится на безопасном расстоянии от полосы его движения, а водитель не может обнаружить обстоятельств, которые могли бы вынудить пешехода совершить движение в опасном направлении;
¾ дети школьного возраста в спокойном состоянии находятся за пределами проезжей части;
¾ дети дошкольного возраста находятся под присмотром взрослых. В непосредственной близости от полосы движения транспортного средства действия взрослых должны исключать возможность попадания ребенка в опасную зону (взрослые удерживают детей за руку и т. п.).
* *
Опасная обстановка, требующая от водителя принятия немедленных мер, может возникать также, когда водитель хотя и не видит препятствия, но по различным признакам может предусмотреть его появление (например, выкатившийся на проезжую часть мяч, пешеходы, выбегающие один за другим из-за ограничивающего обзорность препятствия, и т. п.). В этих случаях опасная обстановка возникает в момент, когда водителю следует немедленно принять необходимые меры для предотвращения происшествия, если в это время он может обнаружить такие признаки.
Следует также считать, что опасная обстановка возникает во всех случаях, когда водитель лишен возможности наблюдать за дорожной обстановкой в направлении движения транспортного средства (например, при ослеплении, ограниченной видимости и обзорности, движении задним ходом, и т. п.), если не исключена возможность попадания препятствия в опасную зону.
При приближении к участкам с повышенной опасностью для движения, а также в случаях, когда водитель, согласно Правилам движения, должен соблюдать особую осторожность, ему следует принимать меры, уменьшающие вероятность возникновения опасной обстановки: повысить внимание (это сокращает время реакции водителя), снизить скорость движения, увеличить интервал и т. п.
Необходимо иметь в виду, что приведенные ситуации являются лишь типичными, позволяющими эксперту прийти к правильному выводу о моменте возникновения опасной обстановки в большинстве случаев. Однако, в отдельных случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия, при решении вопроса о моменте возникновения опасной обстановки эксперт может прийти к иным выводам.
Так, если пешеход переходит проезжую часть широкой улицы слева направо и может оказаться в опасной зоне, опасная обстановка возникает в момент, когда еще возможно предотвратить наезд. Однако если он спокойно приближается к островку безопасности, на котором, пропуская транспортные средства, остановились другие пешеходы, трудно предполагать, что он пройдет островок, не обращая внимания на надвигающуюся опасность. В этом случае опасность для движения может возникать с момента начала движения пешехода от островка безопасности, когда предотвратить наезд уже нельзя.
Опасная обстановка не возникает, если перебегающий дорогу пешеход успевает выйти за пределы опасной зоны. Однако если пешеход бежит, чтобы остановить транспортное средство, опасная обстановка возникает в момент, когда по характеру действий пешехода води гель мог определить его намерения.
ГЛАВА VIII
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РАСЧЕТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
При экспертных исследованиях те или иные величины могут быть определены путем расчетов различными методами. Выбор метода зависит от того, насколько точно при проведении исследования необходимо учесть влияние различных обстоятельств происшествия на результаты расчетов. Целесообразно пользоваться максимально простым методом, позволяющим в то же время дать правильный ответ на вопрос.
Так, для решения вопроса о превышении водителем разрешенной на данном участке скорости движения необходимо установить, какова могла быть скорость этого транспортного , средства во время происшествия. Если возможные значения действительной скорости определяются по длине следа юза, нет необходимости учитывать влияние сопротивления воздуха, потерю энергии при ударе о препятствие и даже влияние угла подъема дороги в тех случаях, когда результаты расчета без учета этих обстоятельств позволяют сделать вывод о превышении водителем разрешенной скорости движения, так как результаты расчетов с учетом указанных обстоятельств будут подтверждать тот же вывод.
Нет необходимости в проведении точных расчетов также и тогда, когда разница между сопоставляемыми величинами оказывается достаточно большой.
Так, если значение скорости, полученное путем приближенного расчета, в несколько раз меньше разрешенной на данном участке, нет необходимости в более точных расчетах (с учетом, например, влияния сопротивления воздуха или незначительного угла подъема), так как на выводы эксперта это, очевидно, не окажет влияния.
Сложность экспертного исследования зависит не только от того, насколько полно эксперт учитывает влияние различных обстоятельств происшествия на результаты расчетов, но также и от того, как он проводит исследование: один и тот же результат может быть получен как путем сложных расчетов с большим числом промежуточных операций, так и путем сравнительно простого подсчета по конечной формуле.
Чтобы сократить объем исследовательской части заключения эксперта и облегчить органам следствия и суду ее оценку, целесообразно пользоваться рекомендованными для экспертной практики конечными формулами.
Ниже приведена методика расчетов при решении некоторых вопросов автотехнической экспертизы.