И энергетических запасов. Определение центра масс СЭУ
Масса СЭУ складывается из следующих основных составляющих: главные двигатели, вспомогательное оборудование и механизмы, оборудование помещений машинной установки, системы СЭУ, валопровод и движители, жидкие грузы, запасные части.
В отечественной практике под массой СЭУ понимают сухую массу установки. Массы рабочих сред в элементах СЭУ, а также инструмента, расходных материалов и пр., как правило, отдельно не выделяют, а учитывают в составе аналогичных элементов нагрузки по судну в целом. Массу запасов рабочих сред учитывают отдельно от массы СЭУ, поскольку эти запасы определяются не только типом и мощностью ЭУ, но и дальностью и автономностью.
Массы энергетических запасов (топлива, масла, технической воды и сжатого воздуха) определяются среднеэксплуатационной рейсовой скоростью судна, его автономностью и дальностью плавания.
Общий запас топлива, кг:
где k, k', k" - количество главных, вспомогательных двигателей и автономных котлов; , - удельный расход топлива главными и вспомогательными двигателями, кг/кВт·ч; , - мощность главных и вспомогательных двигателей, кВт; Gк - часовой расход топлива автономными вспомогательными котлами, кг/ч; τпл – автономность плавания, ч.
Ёмкость запасных топливных цистерн, м3:
где kм – коэффициент, учитывающий "мертвый запас"; ρт - плотность топлива, кг/м .
Общий запас масла, кг:
где , - удельные расходы масла главных и вспомогательных двигателей, кг/кВт·ч; - количество масла, заливаемого в картер главного и вспомогательного двигателей, кг; - периодичность смены масла в главных и вспомогательных двигателях (для МОД – 500…550 ч, СОД – 250…300 ч, ВОД – 100…120 ч).
Суммарное количество масла, кг, заливаемое в картер главных и вспомогательных двигателей, определяют по уравнению
где - плотность масла, кг/м3; = (0,82…1,38) Ne 10-3 - ёмкость маслосборника главных двигателей, м3; = (0,55…0,8)Ne10-3 -ёмкость маслосборника вспомогательных двигателей,м3.
Ёмкость запасных масляных цистерн:
где - коэффициент, учитывающий "мертвый запас".
Основное оборудование размещают в МКО с учетом сохранения остойчивости судна, для чего центр масс ЭУ должен располагаться так, чтобы не создавался крен - дифферент и не ухудшалась остойчивость. Центр масс определяется по массе отдельных механизмов основного оборудования и по сумме моментов масс относительно трех плоскостей.
Отсчет координат ведут от центра массы агрегата, X - от плоскости мидель-шпангоута (или параллельной ей и проходящей через середину машинного отделения), Y – от диаметральной плоскости судна и Z - от основной плоскости судна.
С учетом знака координат моменты масс механизмов равны:
- по длине судна от плоскости мидель-шпангоута в нос +Мx = G(+X) и от мидель-шпангоута в корму
–Мx = G(−X);
- по ширине судна от диаметральной плоскости на правый борт +М =G(+Y) и на левый борт –М = G(−Y);
- по высоте судна от основной плоскости +Mz = G(+Z).
По суммарным моментам масс установки определяют координаты центра масс:
Расположение агрегатов основного оборудования и запасов топлива и смазки МКО судна должно быть таким, чтобы координаты центра масс Xс и Yс, определенные расчётом, были равны нулю. Расположение центра массы по высоте Zс относительно основной плоскости необходимо оценивать по расчётам остойчивости судна в целом. Подсчёт координат центра масс ЭУ производят по форме табл.5. Сведения о массе и габаритах с указанием расположения центра масс берутся из соответствующих альбомов или технической документации на поставку выбранного в проекте оборудования.
Таблица 5
Наименование агрегата | Масса, кг | Положение центра масс, м Момент, кН· м | |||||
по длине | по ширине | по высоте | |||||
x | Mx | y | My | z | Mz | ||
G1 … Gn | x1 … xn | Мx1 … Мxn | y1 … yn | Мy1 … Мyn | z1 … zn | Мz1 … Мzn | |