Многоканальные стереофонические системы и раскадровка фильма.
Существуют некоторые особенности в построении кадра, связанные с локализацией шумовых эффектов в стереофонических фонограммах. В связи с тем, что при подготовке к съемкам не всегда учитывается движение камеры, направление кадра и особенности монтажа стереофонических эффектов, проанализируем на некоторых примерах, каким образом это учитывалось в фильме Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», в свое время совершившего переворот в сфере звукового оформления стереофонических кинофильмов и получившего «Оскара» за звук в 1995 году.
Френсис Коппола.«Апокалипсис сегодня».
Эпизод«Вертолетная атака».
Основой звукового решения этого знаменитого эпизода стала симфоническая фантазия Вагнера – «Полет валькирий» из оперы «Валькирия». Валькирии - мифические персонажи, возносящие души героев, погибших на полях сражений, в волшебную небесную страну. Вагнер был очень популярен в фашистской Германии и, в частности, его симфоническая фантазия «Полет валькирий», которая в высшей степени выражала воинственный дух немецкого народа. Может быть, именно поэтому музыка Вагнера была использована Копполой для вертолетной атаки американцев во Вьетнаме, чудовищной по своей жестокости и цинизму.
Эпизод начинается с очень общего, красивого плана огромного числа вертолетов, находящихся в розовом, утреннем небе. В тишине звучит со всех каналов нежная, спокойная, авторская музыка, подчеркивающая ужас и красоту этой воздушной армады. Кадры вертолетов укрупняются, и мы попадаем в кабину одного из вертолетов, готовящихся к атаке. Камера почти все время внутри вертолета поочередно берет крупные планы командира, членов экипажа и солдат, вооруженных автоматами. Мы видим, как майор отдает команды и хладнокровно шутит, поднимая дух подчиненных. По его приказу солдат включает магнитофон с фонограммой «Полета валькирий», - они приближаются к цели и эта музыка должна вселить в них уверенность в необходимости расправы с вьетнамцами с воздуха вплоть до их полного уничтожения. «Полет валькирий» звучит в вертолете как внутрикадровая музыка со среднего канала, чтобы с началом атаки перейти на все каналы и стать основой звукового решения эпизода.
Когда камера находится снаружи, - в кадре крупный план вертолета, двери которого открыты, и улыбающиеся солдаты, приготовившиеся к атаке. Звук мотора вертолета, записанный в кабине, соответствует положению камеры, и создавая эффект присутствия, постоянно идет со всех каналов и вынесен в зал, являясь второй основной составляющей фонограммы. В дальнейшем атака состоит из множества коротких крупных планов майора и солдат внутри кабины и общих, снятых сверху, с точки зрения экипажа, кадров того, что происходит на земле в результате страшной атаки. Камера большей частью статична, и если движется, то в том же направлении и с той же скоростью, что вертолет, с точки зрения которого снято происходящее внизу. Такая съемка и монтаж позволяют объединить огромное количество кадров в один эпизод, потрясающий своей цельностью и силой. Локализации звуковых эффектов нет, так как весь кошмар на земле снят по центру и звучит по центру. Такая композиция кадра была предусмотрена в раскадровках, так как в противном случае взрывы на земле, попадания снарядов, вспышки от зажигательных смесей звучали бы то справа, то слева, то по центру, следуя за изображением. При дробном монтаже и насыщенности событиями это привело бы к хаосу в звучании и дискомфорту для зрителей. Звук в эпизоде «Вертолетная атака», как и вообще в фильме Фрэнсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», произвел огромное впечатление на зрителей и профессионалов в кино именно потому, что звуковая композиция была разработана в подготовительном периоде вместе с изобразительным рядом. «Полет валькирий» был задуман еще в сценарии, так же, как и приказ командира о включении магнитофона и солдат, который его включает. Замечательная музыка Вагнера и низкий, выразительный звук мотора вертолета, постоянно идущие со всех каналов и вынесенные в зал, помимо мощного, эмоционального воздействия на зрителя, позволили авторам фильма создать цельное, красивое звуковое решение эпизода.
Мы остановимся еще на одном эпизоде фильма «Апокалипсис сегодня», имеющем иную конструкцию построения кадра, которая учитывает монтаж и локализацию звуковых эффектов.
Эпизод «Серфинг».Серфинг – вот о чем говорит командир вертолета, когда после воздушной атаки они идут на посадку вдоль берега океана, - площадку для вертолетов. После приземления, среди пожара и несчастья майор, отдавая команды, рассказывает солдатам о серфинге и советует покататься. Находясь постоянно в кадре, майор разговаривает со всеми, кто к нему обращается, - с военными, с вьетнамцами, которые просят о помощи, и со своими солдатами, продолжая рассказ о серфинге.
По рации он обращается к экипажам истребителей, прося у них помощи и напалма для вьетнамских деревень. Вертолеты беспрерывно влетают в кадр, пролетая по экрану то справа налево, то слева направо. Они летят то на общем плане, за спиной у майора, то крупно, у него над головой. Звук их моторов, следуя за изображением, перемещается по экрану. Если вертолет появляется слева и улетает направо, то мы слыщим его сначала с динамика левой стены, затем с левого заэкранного канала, центрального, правого заэкранного канала и с правой стены. Весь эпизод длится около шести минут. Он снят очень длинными планами, камера статична, и все время держит майора в кадре в одном направлении. Такая постановка кадра, почти без обратных точек, позволила авторам использовать зффектный живой фон с постоянно движущимися вертолетами без потерь в монтаже. Любая обратная точка мгновенно перемещала бы вертолет, находящийся слева – на правую сторону экрана и наоборот. Перемещение звука подчеркнуло бы путаницу в изображении, и от локализации пришлось бы отказаться и дать звучание всех моторов по центру, значительно обеднив звуковое оформление. Этот эпизод мы привели в качестве примера, так как непонимание эффектов стереофонии встречается часто из-за недостаточной подготовленности к съемкам или из-за сознательного отказа от стереофонических эффектов в фильме.
5.Возможность увеличения объема информации за счет звука в режиссерской разработке. Источник звука в кадре и за кадром.
Возможность использования закадрового звука, который связан с сюжетом фильма, необходимо учитывать в режиссерской разработке или при написании сценария.
Одним из наиболее ярких примеров закадрового звука, как дополнительного источника информации, является фильм Отара Иосселиани «Сады осенью». Действие фильма происходит в интерьере, за исключением большого эпизода на натуре, в городе.
Эпизод «Ноги дамы».
В кадре площадь, на которой возбужденная, улюлюкающая и свистящая толпа, люди с микрофонами, выкрикивающие лозунги и произносящие речи, недовольные существующей властью и требующие перемен. Сирены полицейских машин, духовой оркестр, исполняющий интернационал, и марсельеза, звучащая на улицах города, гул голосов и скандирование - вот атмосфера этого эпизода.
Затем события переносятся в интеръеры дома правительства, куда отраженно доносятся звуки волнений то нарастая, то затихая, приближаясь и удаляясь по воле автора фильма. Почти весь фильм имеет это звуковое сопровождение, которое настолько убедительно, что воспринимается как вполне реальное, закадровое действие, параллельное основной интриге, связанной с приходом в правительственный дом нового главы, и развивающейся в этом доме. Толпы в кадре больше нет, лишь группа орущих людей, заполняющих открытые ворота дома правительства, появляется на экране два раза.
Такое использование звука, подчеркивая ироничное отношение автора к содержанию фильма, без дополнительных затрат увеличило объем событий и создало звуковое пространство, являющееся необходимой составляющей полноценного звукового оформления.
Для того, чтобы использовать в эпизоде закадровый звук, имеющий драматургическую нагрузку, предыдущий или последующий эпизоды должны содержать точный адрес его происхождения . Посмотрим, как это происходит в фильме режиссера Френсиса Копполы «Крестный отец»
Френсис Коппола«Крестный отец». «Кабинет Дона Карлеоне, свадьба».
Режиссер начинает фильм с этого эпизода, знакомя зрителя с Доном Карлеоне, его окружением, характером занятий и взаимоотношений с людьми. В кабинете своего дома Дон Карлеоне ведет деловые и дружеские беседы с посетителями. Толстые стены кабинета отделяют Дона Карлеоне от внешнего мира, откуда доносятся приглушенные звуки музыки. Он подходит к окну, выходящему в сад.
Мы видим праздник (свадьба его дочери) и много народа, - жених, невеста, семья, близкие друзья, гости, музыканты. Дон Карлеоне отходит от окна, и продолжает свои дела. Праздник происходит днем, в то время, когда он обычно работает. Встречи и разговоры - это и есть его работа, так как он глава одного из кланов итальянской мафии, существующей в Америке. Для зрителя так же важно то, что происходит в кабинете, как и свадьба, звуки которой туда проникают.
Дон Карлеоне подходит к окну, и мы снова видим семейный праздник, куда нас иногда переносит режиссер, знакомя с героями фильма. Можно сказать, что это обычный параллельный монтаж, но для нас важно, что эти события происходят рядом, благодаря закадровому звуку не прерываясь во времени. Эпизод длится около сорока минут, которые для зрителя пролетают незаметно. Деловую жизнь Дона Карлеоне сопровождает живой и разнообразный фон, доносящийся из сада, который едва слышен сквозь толстые стены кабинета и закрытые окна. Веселая свадьба звучит контрапунктом серьезным, а иногда и драматичным беседам Дона Карлеоне, в то же время давая глубину звуку. Так был задуман, разработан и осуществлен этот эпизод режиссером Френсисом Копполой.
« Весна, лето, осень, зима…и снова Весна.»режиссер Ким ки-дука.
«Колокольчик». Первая новелла фильма называется «Весна». После заставки с названием новеллы на экране возникает очень крупный план деревянных ворот со старинной росписью на них, изображающей самураев. Ворота медленно раздвигаются, и мы видим за ними озеро, посередине которого на общем плане - маленькая пагода на деревянной платформе. Ветра нет, тишина, слышен лишь щебет птиц, доносящийся из леса и слабый плеск воды.
Затем мы видим платформу с пагодой крупно. В пагоде старик, бьющий в колотушку и скультурное изображение китайского бога, - здесь живет священнослужитель. Старик перестает стучать и мы различаем очень тихий звон колокольчика. Интеръер пагоды и маленький мальчик, спящий на полу, тихая вода, далекие птички необычайно гармонируют с его нежным звуком. Старик выходит из пагоды. Он убирает свою крохотную территорию – платформу, стоящую на совершенно неподвижной глади озера. Колокольчик становится ярче, и наконец, мы видим его, висящим на углу изогнутой крыши пагоды. Он совершенно неподвижен, и звук происходит от язычка, который крутится вокруг своей оси, слегка задевая стенки колокольчика. Звон колокольчика будет сопровождать все новеллы фильма, несущие зрителю радость, печаль и скорбь. Весной он встречает нас нежным звуком в тишине и безветрии расцветающей природы. Летом колокольчик с трудом пробивается сквозь густой гомон птиц и плеск воды, осенью становится ярким, раскачиваясь на ветру, в негромком щебете птиц.
Четвертая новелла фильма - «Зима». Скованное льдом озеро с заброшенной пагодой посередине. Идет снег. Зимний воздух, слабый ветер и далекие, редкие галки в лесу, - эти звуки окружают молодого мужчину, идущего по озеру к пагоде. Старик состарился и умер, а мальчик, ставший юношей и покинувший старика, теперь возвращается, чтобы занять его место. Колокольчик встречает мужчину тихим звоном, усиливающимся, когда он приближается к пагоде, и этот звук красив и печален.
В фильме немного музыки. Колокольчик, висящий на крыше, придуман автором, и слышен постоянно, по его воле окрашивая остальные звуки нужными ему оттенками насторения.
«Кот». Третья новелла «Осень» очень печальна. После заставки раскрываются ворота, и мы видим за ними старика, идущего вдоль берега озера. За спиной у него рюкзак, снятый крупно, так что бы можно было разглядеть сидящего в нем кота. Теперь это его единственный друг и собеседник, - прошло время, мальчик стал юношей и уехал в город вслед за любимой девушкой.
Старик садится в лодку и быстро гребет к своей пагоде. Мы слышим скрип уключин и удары весел, плеск воды, иногда одинокую кукушку. Старик причаливает, выпускает из рюкзака кота и разворачивает газету, чтобы достать хлеб. На измятой странице - портрет молодого мужчины, это его повзрослевший мальчик. В заголовке написано, что он убил жену и находится в бегах. Старик поднимает глаза к небу, лицо его неподвижно, - раздается пронзительный, очень высокий звук скрипок, его подхватывает колокольчик, раскачиваясь на ветру. Кот начинает тоскливо мяукать. Очень мягко вступает оркестр.
Музыка продолжает звучать при появлении на берегу озера молодого мужчины, которого мы видели на портрете в газете, и заканчивается на плане старика у пагоды, встречающего его ласковым взглядом. Звенит колокольчик, плещутся волны о платформу, мяукает кот. Это мяуканье, протяжное и тоскливое, исходящее изнутри небольшого тела кота, сопровождает новеллу «Осень», полную отчаяния, хватая за сердце и придавая ей еще большую пронзительность.
Конец новеллы трагичен. Старик остается один. Полицейские увозят единственного на этом свете, близкого ему человека. Кота он отправляет с ними, принимая решение закончить свою жизнь.
Наверное, и кот, и колокольчик необходимы были автору в кадре, вместе с тем, дав ему возможность придать звуковому решению фильма дополнительную окраску. Их появление в фильме было продумано в подготовительном периоде, в режиссерской разработке.