Розничная торговля – это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого пользования.
Различают следующие виды розничных торговых предприятий:
1. Розничные предприятия самообслуживания.
2. Торговые предприятия со свободным отбором товаров.
3. Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием.
4. Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием.
Розничные торговые предприятия классифицируют по разным признакам:
1) по предлагаемому ассортименту:
- специализированные магазины;
- универмаги;
- универсамы;
- магазины товаров повседневного спроса;
- торговые комплексы;
- розничные предприятия услуг.
2) относительно внимания к ценам:
- магазины по сниженным ценам;
- склад-магазин;
- магазин – демонстрационный зал, торгующий по каталогу.
3) по характеру торгового обслуживания:
- торговля по заказам;
- торговые автоматы;
- торговля вразнос.
- 6 –
Различают следующие основные виды оптовиков:
1. Оптовики-купцы.
1.1. Оптовики с полным циклом обслуживания.
1.2. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания.
- за наличный расчет без доставки товара;
- коммивояжеры;
- организаторы;
- консигнаторы;
- посылторговцы.
2. Агенты и брокеры.
3. Оптовые отделения и конторы производителей. Закупочные конторы розничных торговцев.
4. Специализированные оптовики (скупщики сельскохозяйственной продукции).
Выводы:
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Использование посредников сулит производителю ряд преимуществ. Каналы товародвижения выполняют ряд функций. Каналы распределения характеризуются числом уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Традиционный канал распределения состоит из независимого производителя, одного или нескольких независимых посредников. ВМС состоит из производителя и посредников, действующих как единая система. Один из членов канала является либо владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Существует три основные типа ВМС:
1. Корпоративные ВМС.
2. Договорные ВМС. Выделяют три подтипа договорных ВМС: добровольные цепи розничных торговцев под контролем оптовиков; кооперативы розничных торговцев; организация держателей привилегий (система розничных держателей привилегий под эгидой производителя, система оптовиков – держателей привилегий под эгидой производителя, система розничных держателей привилегий под эгидой фирмы услуг).
3. Управляемая ВМС.
Между участниками одного канала, а также между разными каналами может наблюдаться и сотрудничество и конфликты, а также и конкуренция. Существуют также горизонтальные и многокальные маркетинговые системы.
Система каналов распределения зависит от ресурсов фирмы и складывается под влиянием местных возможностей и условий. Существует три подхода к определению числа посредников на каждом уровне канала: интенсивное распределение, распределение на правах исключительности, елективное распределение. Управление каналом распределения требует:
1) отбора участников канала;
2) мотивирования участников канала;
3) оценки деятельности участников канала.
Товародвижение – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим передвижением товаров от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Целью товародвижения является обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимальными издержками. Начинать надо с изучения потребностей клиентов и предложений конкурентов. Фирме необходимо изучить сравнительную значимость этих услуг для клиента. Затем вырабатываются цели системы товародвижения. После этого разрабатывается система, позволяющая достичь эти цели с минимальными издержками.
Основными вопросами при этом являются: обработка заказов; складирование; товарные запасы; транспортирование.
Розничная торговля – это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого пользования.
Большая роль в системе товародвижения также отводится оптовой торговли.