Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 3 страница
9 В заключение школьники говорят, на какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже, какие значения имеют (не требовать запоминания, использовать упр. 114), с какими предлогами употребляются, каким членом предложения являются. С целью обобщения сведений о винительном падеже используется рассказ учащихся с опорой на схему.
10. Домашнее задание: упр. 117.
11. Подведение итогов урока. 12.Рефлексия
Урок 7 ( 23 ) Тема:Творительный падеж имен существительных
Цель:
♦познакомить учащихся с творительным падежом имен существительных, вопросами, на которые он отвечает, его значением, предлогами, с которыми употребляется.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Школьники рассматривают рисунок (упр. 118), отвечают на вопросы, записывают по образцу предложения-ответы, определяют падеж использованных имен существительных. Отмечается, какие дополнительные значения, помимо предметности, приобретают существительные в форме творительного падежа: обозначают место действия (спрятались за домом, посадили перед школой); того, совместно с кем совершается действие (встретились с другом, посоветовался с мамой); инструмент (вспахали трактором, написал карандашом). В записанных предложениях учащиеся подчеркивают главные члены.
6. Четвероклассники читают текст упр. 119 и отвечают на вопрос: что узнали о творительном падеже? (Вопросы, значение имен существительных, предлоги, роль в предложении.)
Физкультминутка
7. Прочитав и отгадав загадки (упр. 120), дети объясняют написание пропущенных букв. В ходе списывания необходимо найти имена существительные в форме творительного падежа, выделить в них окончание. Школьники не только называют существительные в форме творительного падежа и их окончания, но и объясняют, как они определили падеж имени существительного. Затем среди существительных в форме творительного падежа отмечаются те, которые обозначают место действия. Читая упр. 119, дети знакомятся с тем, что еще могут обозначать имена существительные в форме творительного падежа.
8. Ученики читают стихотворение (упр. 121), находят имена существительные в форме творительного падежа, называют глаголы, которые требуют употребления существительных в творительном падеже (горжусь, творю, интересуюсь, восхищаюсь, дорожу). При наличии времени ребята составляют свои словосочетания из указанных глаголов с подходящими по смыслу именами существительными в творительном падеже.
9. Обобщение сведений о творительном падеже — ответы по традиционному вопроснику или рассказ о падеже по схеме.
10. Домашнее задание: упр. 122.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 8 ( 24 )
Тема:Предложный падеж имен существительных
Цель:познакомить учащихся с предложным падежом имен существительных, упражнять в нахождении существительных в данной форме в предложении, его значением, вопросами, на которые он отвечает, предлогами, с которыми употребляется.
♦ привести случаи употребления предлога об.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Учащиеся читают отрывок из стихотворения С. Михалкова (упр. 123), отвечают на вопросы к упражнению. Подчеркиваются имена существительные, которые включены в ответы на вопросы, определяется их падеж. Делается вывод о дополнительных значениях имен существительных в форме предложного падежа: они называют того, о ком говорят или думают; указывают место действия.
6. После чтения упр. 124 детям предлагаются вопросы: на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные в форме предложного падежа? За что падеж получил свое название? С какими предлогами он употребляется?
7. Выполняя упр. 125, учащиеся образуют словосочетания, записывают их, определяют падеж имен существительных, обозначают в них окончание. Устно называют имена существительные, которые указывают объект мысли, место действия.
Учитель обращает внимание детей на последние словосочетания (с глаголом рассказать),предлагает определить, с какого звука начинаются имена существительные, и указать, с каким предлогом они используются. Затем школьники возвращаются к группе словосочетаний с глаголом вспоминать,указывают, с какого звука начинаются имена существительные и какой предлог с ними употребляется. Делается вывод об употреблении предлогов ои об, читается обобщение на с. 79.
Физкультминутка
8. Работа над упр. 126: учащиеся называют признаки предложного падежа, перечисленные в стихотворении (вопросы, предлоги, значения). При наличии времени можно выделить глаголы, в сочетании с которыми имена существительные будут употребляться в форме предложного падежа: расскажу (о ком?), играю (где? в чем? на чем?), тружусь (где? на чем? в чем?), мечтать (о чем?), читать (о ком? о чем?). С этими глаголами составляются словосочетания.
9. Дети читают текст упр. 127, определяют его тему, придумывают заголовок. Затем находят и выписывают словосочетания с именами существительными в форме предложного падежа, отвечают на вопрос: как определили, что имя существительное употреблено в форме предложного падежа?
10. Обобщение знаний о предложном падеже осуществляется по традиционному плану-вопроснику.
11. Домашнее задание: упр. 128.
12. Подведение итогов урока.
13.Рефлексия
Урок 9 ( 25 )
Тема: Определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам
Цель:обобщить знания учащихся о падежах имен существительных, алгоритме определения падежа существительного в предложении.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. При выполнении упр. 129 учитель предлагает детям вспомнить падежи и изменить по падежам (просклонять) имена существительные лиса, земля.
6. Систематизации знаний о падежах посвящено упр. 130. Рассмотрев таблицу на форзаце, школьники отвечают на вопросы упражнения и рассказывают о каждом падеже, опираясь на данные таблицы и схему ответа, которая использовалась на предыдущих уроках.
Физкультминутка
7. После чтения текста упр. 131 учащиеся выписывают существительное моресо словами, с которыми оно связано, и падежными вопросами, определяют падеж, обозначают окончание. Дети сами выстраивают алгоритм определения падежа имени существительного. Они уже много раз действовали в соответствии с этим алгоритмом и описывали его, отвечая на вопрос: как определили падеж имени существительного? Читается обобщение на с. 82.
8. Упражнение в определении падежей имен существительных (упр. 132).
9. Домашнее задание: упр. 133. Подготовиться к игре "Задание для товарища" (см. урок 11).
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 10
Тема:"Проверка знаний учащихся по разделу "Имя существительное".
С целью проверки качества усвоения изученного грамматического материала проводится контрольная работа. Примерный материал для контрольной работы:
1. Выписать имена существительные.
/ вариант. Добрый, краснеть, добро, бег, краснота, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис, дружно.
II вариант. Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, ожидание, ходить, встречи, родственники, охота, охотник, абрикос, охотно, футбол.-
2. Выписать имена существительные, поставив их в начальную форму.
/ вариант. По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами.
// вариант. Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали.
3. Списать предложение, подчеркнуть имена существительные, сверху обозначить их род и число.
/ вариант. Утром солнце позолотило яркими лучами косматые вершины елей.
// вариант. Поздним вечером тропа вывела группу лыжников к двум небольшим озёрам.
4. Списать предложение, подчеркнуть главные члены, выписать все словосочетания, обозначить (сверху) падеж имен существительных.
/ вариант. Вокруг деревушки зубчатой стеной поднимается хвойный лес.
// вариант. Седая вершина горы прячется в серых облаках.
Урок 26 Тема:"Именительный и винительный падежи".
Цель:
♦уточнить отличительные признаки именительного и винительного падежей, познакомить с приемами распознавания этих падежей.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Учитель совместно с детьми намечает задачи, решение которых будет способствовать устранению недочетов в их знаниях.
6.Отработка умения определять падеж имен существительных продолжается с помощью игры "Задание для товарища". Она может проводиться без подготовки: дети придумывают словосочетания и предлагают соседям по парте определить падеж входящих в их состав имен существительных. Однако более эффективной игра будет в том случае, когда задание ребята готовят дома. Каждый ученик выписывает на листок пять словосочетаний с именами существительными. На уроке соседи по парте обмениваются листками и определяют падеж существительных в словосочетаниях, подобранных товарищем. После выполнения работы организуется ее взаимопроверка. Такую игру можно проводить на каждом уроке.
7.Для организации словарно-орфографической работы учебник предлагает слова сверкатьи сиять.Они близки по значению: сверкать — ярко сиять переливчатым светом (о молнии, огне), блестеть (о глазах); сиять — испускать сияние, т. е. яркий свет, излучаемый или отражаемый чем-либо, блестеть. Можно записать недавно изученные словарные слова под диктовку (велосипед, страница, асфальт, автомобиль), познакомить с новыми словами (сверкать, сиять), затем предложить детям, используя словарные слова, составить предложения — ответы на вопрос: что сверкает? (Велосипед сверкает спицами. Автомобиль сияет на солнце. И т. д.)
8.Текст сказки о споре Кота и Плота (упр. 134) помогает детям убедиться в том, что неодушевленные имена существительные в именительном и винительном падежах склоняются одинаково — отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковую форму: И. п. (что?) плот; В. п. (что?) плот. Одушевленные имена существительные склоняются в этих падежах по-разному — отвечают на разные вопросы и имеют разную форму: И. п. (кто?) кот; В. п. (кого?) кота.
В ходе проверки выполнения упражнения учащиеся отвечают на вопросы: что обозначает имя существительное в именительном падеже? В винительном падеже? Каким членом предложения является? Употребляется ли с предлогом? Тем самым устанавливаются направления, по которым следует проводить сравнение именительного и винительного падежей.
9.Таблица на с. 84 обобщает выводы, сделанные ребятами в ходе наблюдений за именительным и винительным падежами. Учитель может предложить и другой путь различения именительного и винительного падежей — тот, что описан в сказке: вместо неодушевленного существительного в словосочетание подставить одушевленное. Если оно не изменяет начальную форму, это именительный падеж: растет (что?) лес, (кто?) брат. Если оно меняет начальную форму — это винительный падеж: люблю (что?) лес, (кого?) брата.
Физкультминутка
10.Герой шуточного стихотворения Э.Успенского "Память" (упр. 135) хвалит сам себя и самоуверенно утверждает, что любое предложение повторит без ошибок. Учащиеся отмечают комический эффект, который возникает в результате нетвердого запоминания текста, а также находят ошибку, свидетельствующую о невнимании героя к речевым нормам (в последней строке он пытается изменить наречие зря).Дети списывают стихотворение, обозначают падеж имен существительных, объясняют, по каким признакам определяли падеж неодушевленного существительного кактус.
11. Работа над упр. 136 помогает закрепить умение определять именительный и винительный падежи неодушевленных существительных. Учащиеся устанавливают, что существительные в форме именительного падежа обозначают предметы, которые сами совершают действие, а в форме винительного падежа — предметы, на которые направлено действие.
12. Дети читают текст "Синицы" (упр. 137), выписывают словосочетания с именами существительными в винительном падеже и доказывают правильность своего выбора.
13. Домашнее задание: упр. 138.
14. Подведение итогов урока.
15.Рефлексия
Урок 27. Тема:"Винительный и родительный падежи".
Цель:
♦ познакомить с приемами распознавания винительного и родительного падежей имен существительных,
♦ развивать умение определять эти падежи.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Дети читают стихи (упр. 139), определяют падеж выделенных имен существительных, называют окончания, объясняют, как распознавали родительный и винительный падежи (вопросы, предлоги, значение). Отмечается трудность, с которой пришлось столкнуться при выполнении задания: одушевленные имена существительные в данных падежах отвечают на вопрос кого? и имеют одинаковые окончания.
6.Учащиеся знакомятся с правилом на с. 87, отмечают сходство и различие между родительным и винительным падежами, что следует учитывать при определении падежа имен существительных.
7.Работая над упр. 140, ученики выписывают сначала словосочетания с именами существительными в родительном падеже, затем с именами существительными в винительном падеже. Различать падежи наравне с только что изученным приемом помогают и значения, которые имена существительные приобретают в данных падежных формах: в родительном падеже имя существительное указывает владельца и к нему можно ставить смысловой вопрос чей? — песня (чья?) соловья; в винительном падеже — лицо, на которое направлено действие, — послушать (кого?) соловья.
Физкультминутка
8.Учащиеся читают текст упр. 141, отвечают на вопрос: почему такому сильному животному, как лев, тоже приходится прятаться? Затем дети определяют, что данный текст представляет собой рассуждение (есть вопрос, есть ответ на него); выписывают выделенные словосочетания и в скобках указывают падеж имени существительного лев.В ходе проверки правильности выполнения задания дети отвечают на вопрос: как различали родительный и винительный падежи?
9.После чтения текста упр. 142 ученики устно определяют падеж выделенных имен существительных, действуя в соответствии с правилом и вспоминая значения падежа. Затем подбираются заголовки к тексту ("Больница для зверей", "Как лечат животных"), предлагаются варианты устранения повторов. После указанной предварительной работы текст записывается с выбранным заголовком.
10.Домашнее задание: упр. 143
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 28 Тема:"Винительный и предложный падежи".
Цели:
♦научитьразличать винительный и предложный падежи имен существительных, упражнять учащихся в определении этих падежей.
♦ Учить правильно употреблять предлоги с именами существительными
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Перед чтением отрывков из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А. Пушкина (упр. 144) предлагаю детям вспомнить содержание сказки, ее действующих лиц. Затем ребята читают отрывки и говорят, какому герою принадлежат приведенные слова или чьи действия описываются. Далее определяются падежи выделенных имен существительных. Устанавливается, что существительные в винительном и предложном падежах могут употребляться с одинаковыми предлогами: в и на. Отмечаются признаки, по которым различаются эти падежи. Это вопросы — падежные и смысловые, а также значения: В. п. — направление движения или действия (несет куда? на свет); П. п. — место действия (милее где? на свете).
В заключение читается вывод на с. 90.
6.Перед выполнением заданий к упр. 145 предлагаю учащимся вопросы: какое настроение вызывает стихотворение? В каком смысле употребил автор название стихотворения "Муха-чистюха"? (В ироническом.) Затем дети дополняют словосочетания, данные в учебнике, существительными из стихотворения, определяют их падеж. Отмечается, что имена существительные в винительном падеже обозначают время действия, в предложном падеже— место действия. При наличии времени словосочетания можно записать.
Физкультминутка
7.Ученики составляют словосочетания (упр. 146), употребляя имена существительные с предлогами в, на, определяют падеж существительных и указывают их значение: В. п. — направление движения или действия, П. п. — место действия.
В словосочетании "надеяться на успех, на выигрыш" существительные обозначают предмет, подвергающийся действию, т. е. предмет, на который направлено действие, направление действия.
8.Упр. 147. Прочитав текст, дети определяют его тему и основную мысль, придумывают заголовок ("Ельник", "Ельник-спаситель", "Теплый дом" и т. п.). Затем списывают текст с придуманным заголовком и сверху указывают падеж выделенных имен существительных.
Текст о ельнике может быть использован для написания изложения по следующему плану:
1.Лесная красавица.
2.Тёплый ельник.
3.Летят птицы в ельник.
9.Домашнее задание: упр. 148.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 29 Тема:"Три склонения имен существительных".
Цель:
♦познакомить с тремя склонениями существительных.
♦ дать понятие о начальной форме имени существительного
♦ учить различать существительные 1-го, 2-го. 3-го склонений
♦ учить определять склонение имён существительных
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Дети читают шуточное стихотворение А. Грачева (упр. 149), выписывают существительное котвместе с падежными вопросами, обозначают окончания и отвечают на вопросы: как называется изменение существительных по падежам? Почему необходимо склонять имена существительные?
6.После того как учащиеся рассмотрят таблицу склонения имен существительных (упр. 150), ставятся вопросы: все ли существительные имеют одинаковые окончания, т. е. склоняются одинаково? Какие из имен существительных имеют одинаковые окончания? На сколько групп можно разделить существительные по одинаковым падежным окончаниям?
Учитель обращает внимание на именительный падеж (начальную форму) существительных каждой группы и предлагает определить их род и окончание в этой форме. Делается вывод о том, какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями в начальной форме) относятся к первой, второй и третьей группам. Ученики высказывают предположения, почему необходимо это деление (если существительные каждой группы имеют одинаковые падежные окончания, то, определив, к какой группе относится имя существительное, мы сможем правильно писать его падежные окончания).
7.Информация о типах склонений имен существительных содержится на с. 95. Дети читают текст и пересказывают его по вопросам: на сколько склонений делятся имена существительные? Какие существительные (род, окончания в начальной форме — именительном падеже) относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?
Физкультминутка
8. Выполнение упр. 151 сопровождается комментированием. Например: дочка — имя существительное женского рода с окончанием -а в начальной форме, относится к 1-му склонению и т. д. В заключение отмечается, какие сведения необходимы для определения склонения имени существительного. Делается вывод: существительные женского рода могут относиться к разным склонениям в зависимости от того, какие окончания они имеют в начальной форме. Обобщение производится с помощью вопросов: какие имена существительные женского рода относятся к 1 -му склонению? К 3-му склонению?
9.Дети читают мужские имена (упр. 152) — неполные и с уменьшительно-ласкательным значением, подбирают к ним полные имена, записывают их в два столбика, обозначая окончания. Затем определяют, к какому склонению относятся существительные каждого столбика. Итоги работы подводятся по вопросам: что нужно знать, чтобы определить склонение имени существительного? К какому склонению могут относиться существительные мужского рода? Какие из них относятся к 1 -му склонению? Ко 2-му склонению?
10.Учащиеся читают правило на с. 96, приводят свои примеры.
В конце урока школьники упражняются в определении склонения имен существительных. Материалом для такой работы могут служить словарные слова, в число которых включаются и те, с которыми учащиеся познакомились на уроке: фонарь, почтальон.
11.Домашнее задание: упр. 153.
12. Подведение итогов урока.
13.Рефлексия
Урок 30 Тема:"Три склонения имен существительных".
Цель:
♦познакомить с алгоритмом определения склонения существительного в предложении,
♦ практиковать в определении склонения имени существительного,
♦ упражнять в его использовании при определении склонения конкретных существительных.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Дети читают текст упр. 154, определяют его тему, подбирают заголовок. Затем находят в тексте существительные, записывают их в начальной форме, обозначают окончание и указывают склонение. Отмечается, что для определения склонения существительного в предложении необходимо сначала поставить имя существительное в начальную форму.
6.Чтение вывода на с. 97 и соединение его с правилом на с. 96. Таким образом, выстраивается алгоритм действий по определению склонения существительного:
1) поставить имя существительное в начальную форму;
2) определить род;
3) выделить окончание;
4) по роду и окончанию определить склонение: имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению; мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е — ко 2-му склонению; имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце) — к 3-му склонению.
7.Упр. 155 выполняется в соответствии с заданиями к нему. Целесообразно списывание текста сопроводить устным комментированием, тогда дети много раз проговорят алгоритм определения склонения имени существительного.
Физкультминутка
8.После чтения стихотворения (упр. 156) учащиеся объясняют, как они понимают выражение "не забудь про воробья". Можно предложить детям послушать последние строчки стихотворения В. Приходько:
Он на юг не зван, не прошен.
Видно, родственников нет.
В холода насыплешь крошек
воробьишке на обед?
Учащиеся получают задание найти просьбу-вопрос, которая содержится в тексте, и готовятся рассказать о том, как они зимой помогают птицам.
Затем дети находят в тексте существительные и выписывают их в три столбика — по склонениям, обосновывают свои действия, применяя алгоритм определения склонения существительного.
9.Домашнее задание: упр. 157.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 31 Тема:"Три склонения имен существительных".
Цель:совершенствовать умение определять склонение существительных.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Учащиеся читают стихотворение "Времена года" (упр. 158); высказывают свое мнение о том, кто является матерью (Земля, Природа); выписывают существительные в начальной форме в три столбика — по склонениям. Перед выполнением грамматического задания целесообразно повторить алгоритм определения склонения имени существительного.
6.Учитель читает стихотворение Т. Волжиной "Оладушки", просит детей высказать свое отношение к описанной ситуации.
Мы просили бабушку:
—Испеки оладушки.
—Ладно, внуки, испеку.
Ты, Алеша, сей муку.
Маша, тесто заводи,
Лида, сахару клади.
Ваня хворост нарубил,
Вася печь нам растопил,
Петя лил на сковородку
Масло в самую середку.
Вышло блюдо — первый класс!
Аи да бабушка у нас!
Учащиеся объясняют значение выражений "тесто заводи", "блюдо — первый класс". Затем учитель повторно читает стихотворение, а дети на слух находят в нем имена существительные, определяют их склонение, обосновывая свой выбор.
7.В задании к упр. 159 школьникам предлагается, пользуясь планом, рассказать о том, какие блюда они умеют готовить. Учитель выслушивает несколько устных рассказов. Например:
"Я умею готовить жареный картофель. Для его приготовления нужны картофель, масло, соль. Сначала я чищу картофель, мою и режу его. Потом ставлю сковороду на огонь, лью на нее масло и кладу картофель. Изредка поворачиваю его. Когда картофель покроется золотистой корочкой, солю его. Блюдо можно подавать на стол".