Воздушная транспортная система
Железнодорожная транспортная система
Достоинства:
- высокая провозная пропускная способность;
- регулярность перевозок не зависит от климатических условий;
- невысокая себестоимость перевозок.
Недостатки:
- большие капитальные вложения;
- невысокая скорость доставки (280км в сутки)
- отсутствие подъездных путей на предприятиях.
- хищения и потери
- длительные простои
Морская и речная транспортная система
Достоинства:
- высокая провозная способность;
- небольшие капитальные вложения;
- невысокая себестоимость.
Недостатки:
- сезонность работы;
- небольшая скорость перевозки;
- необходимость создавать большие портовые хозяйства.
Автомобильный транспорт
Достоинства:
- большая маневренность и подвижность;
- высокая скорость доставки грузов
- доставка без промежуточных перегрузов
- возможность малого грузооборота на короткие расстояния.
Недостатки:
- низкая производительность труда;
- высокая стоимость
- состояние дорожной сети.
Трубопроводная транспортная система
Достоинства:
- самая низкая себестоимость;
- низкие капитальные вложения;
- возможность повсеместного использования.
Недостатки:
- узкая специализация.
Воздушная транспортная система
Достоинства:
- высокая скорость доставки грузов;
- большая дальность.
Недостатки:
- очень высокая себестоимость.
- зависимость от погоды
- ограниченность объема перевозки
При выборе транспортной системы необходимо учитывать следующие факторы:
a) размещение производства;
b) характер груза (вес, объем, консистенция)
c) количество отправляемых партий
d) особенности различных видов транспорта;
e) сферы их использования;
f) скорость и надежность доставки;
g) снижение потерь.
Материально-техническая база транспорта включает:
1.транспортные средства;
2.технические устройства и сооружения;
3.ремонтные предприятия;
4.путевое хозяйство;
5.средства связи.
Основные показатели работы транспортных систем:
1. Железнодорожный транспорт:
· грузоподъемность – количество груза, которое может быть погружено в вагон;
· вместимость – длина*ширина*высота;
· технический коэффициент тары вагона. Чем ниже коэффициент, тем эффективнее используется мощность. Кт = Рт/g, где Рт – тара вагона; g - грузоподъемность
· погрузочный коэффициент тары вагона. Чем выше коэффициент, тем выше эффективность использования. Кп = Рт/Ргр, где Ргр – масса груза
· коэффициент удельной грузоподъемности. Чем ниже коэффициент, тем шире номенклатура груза. Куд= g/Пв, где Пв – объем вагона
Экономические показатели:
· коэффициент использования грузоподъемности Кгр = Ргр/g
· коэффициент вместимости Кв = Пгр/Пв, где Пгр – объем груза в вагоне
Кгр и Кв должны стремиться к 1, следовательно увеличится эффективность использования.
2. Водный транспорт:
· водоизмещение – объем, масса, которая измещается судном;
· грузоподъемность – перевозная способность. Дпол = Вп – Во, где Вп – водоизмещение с полным грузом, Во – водоизмещение без груза
· грузовместимость:
- одинарная грузовместимость (все грузовые помещения используются одновременно);
- составная грузовместимость (помещения используются по очереди).
3. Автотранспорт
Ездка – законченный цикл транспортной работы
te= tпогрузки +tразгрузки +tдвижения с грузом +tдвижения без груза
Оборот – включает одну или несколько ездок, при этом подвижной состав должен вернуться в необходимую точку (перевоз всего объема груза).
Все технико-экономические параметры можно разделить на 2 группы:
1) показатели, характеризующие степень использования автотранспорта:
· коэффициент технической готовности. αт = Аг.э./Ас, где Аг.э. – число автомобилей, готовых к эксплуатации, Ас – списочное число автомобилей
· коэффициент использования автотранспорта. αи = Аэ/Ас, где Аэ – число автомобилей в эксплуатации, Ас – списочное число автомобилей
· коэффициент использования грузоподъемности. γс = Qф /Qв, где Qф – количество фактически перевезенного груза, Qв – количество груза, которое возможно перевезти
· коэффициент использования пробега. β = lгр/lобщ, где lгр – груженый пробег, lобщ – общий пробег
· техническая скорость. Vt = lобщ / tдвижения
· эксплуатационная скорость. Vэк = lобщ / tнаряда (~20 км/ч)
2) результаты работы автотранспорта
· производительность подвижного состава на время в наряде. Q = g * γс * n, где n – количество ездок
· себестоимость перевозки.
Sполная = Sпеременные + Sпостоянные + Sпогрузки-разгрузки + Sдорожные
-3-
Маршруты движения автотранспорта
Транспортная логистика должна построить модель транспортного обслуживания потребителей. Эта модель состоит из 2-х этапов:
1) создание рациональных маршрутов перевозки
2) составление графиков доставки продукции потребителям
Маршрут движения – путь следования подвижного состава при выполнении перевозки.
Маршруты бывают:
- маятниковые – маршруты, при которых путь следования автотранспорта между двумя грузовыми пунктами неоднократно повторяются. Они бывают:
- с обратным холостым пробегом (β≤0,5)
- с обратным не полностью груженым пробегом (0,5< β <1)
- с обратным груженым пробегом (β=1)
- кольцевые – следование автомобилей по замкнутому кругу, соединяющему несколько поставщиков.
При составлении маршрута необходимо учитывать 2 критерия:
1) наибольшая производительность подвижного состава
2) наименьшая себестоимость перевозок
Первый этап:
I Методика составления маятниковых маршрутов.
1 этап. Необходимо составить матрицу для составления оптимального маршрута
Пункт назначения | Кол-во груженых ездок | Разность |
Б1 | lоБ1 Q1 lАБ1 | lоБ1 – lАБ1 |
Б2 | lоБ2 Q2 lАБ2 | lоБ2 – lАБ2 |
… | … | … |
Бn | lоБn Qn lАБn | lоБn – lАБn |
Q – количество ездок
lоБ1 – расстояние от пункта назначения до автотранспортного предприятия (базы)
lАБ1 – расстояние от пункта потребления (А) до пункта назначения (Б1)
2 этап. Необходимо определить время для выполнения каждой ездки.
Если ездка не последняя, то время ездки определяется по формуле:
Если ездка последняя, то время ездки определяется по формуле:
3 этап. Построение маршрута. При разработке маршрутов сначала выбирается пункт назначения с минимальной разностью (lоБi – lАБi), которое принимается конечным пунктом маршрута. Этот пункт исключается из оставшихся и опять выбирается пункт с наименьшей разностью, он предпоследний и т.д.
При составлении маршрута необходимо учитывать баланс времени (т.е. время в наряде).