История возникновения и развития процесса унификации в международном воздушном праве
После Первой мировой войны во многих странах молодая авиация стала использоваться для воздушных перевозок – сначала внутренних, а затем и международных. Для урегулирования внутренних воздушных перевозок в национальных законодательствах были приняты специальные правила. Конечно, государства по-разному решали вопросы о заключении договора воздушной перевозки на основе авиабилета, об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и его багажу, о порядке возмещения такого вреда, о предъявлении пассажиром претензий к перевозчику и т.п.
Вначале такое многообразие национальных подходов не мешало осуществлению международных воздушных перевозок. Однако когда международное воздушное сообщение стало более активным, что было связано споявлением в начале 1920-х годов новых типов воздушных судов, способных осуществлять полеты на дальние расстояния, стало ясно, что несогласованность правового регулирования создает немалые юридические трудности. К примеру, в случае приобретения подданным Швеции авиабилета на рейс голландской авиакомпании из Лондона в Брюссель и причинения ему вреда в результате авиационного происшествия на территории Бельгии возникал вопрос о праве, которое должно применяться для решения вопросов ответственности авиаперевозчика: должно ли это быть право Англии, где куплен билет, Голландии – места регистрации перевозчика, Бельгии, где произошло авиационное происшествие, или Швеции, откуда родом пассажир. При пересадке с рейса одной авиакомпании на рейс другой нередко терялся багаж или ему причинялся вред, при этом разгорались споры об установлении ответственности конкретного перевозчика" за происшедшее и о праве, применимом к данному случаю. Эти сложности усугублялись, кроме того, характером различных требований к правам пассажира, формам и методам материального возмещения за вред, причиненный при воздушной перевозке. Специфика национальных законов не только вносила немалую путаницу в регулирование международных воздушных перевозок, она также наносила большой экономический ущерб авиакомпаниям, вынужденным тратить значительные средства на судебные тяжбы. Таким образом, различия правового регулирования в области воздушных перевозок стали серьезно тормозить развитие международных воздушных сообщений. Под влиянием этих негативных обстоятельств в октябре 1926 г. по инициативе Франции в Париже состоялась первая международная конференция по международному частному воздушному праву для обсуждения вопроса о правовом регулировании международных воздушных перевозок. Ее участники изучили подготовленный проект конвенции, одобрили его часть об ответственности авиаперевозчика при международных воздушных перевозках и направили его на доработку в специально созданный для этого рабочий орган – Международный технический комитет юристов-экспертов (СИТЕЖА). Последний предложил дополнить конвенцию унифицированными требованиями к пассажирскому билету и воздушно-транспортному документу (авианакладной), правам и обязанностям перевозчика, порядку предъявления пассажиром претензий к перевозчику, выбору пассажиром суда в случае возникновения спора.
4-12 октября 1929 г. в Варшаве состоялась вторая международная конференция по международному частному воздушному праву, завершившаяся принятием Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных ''воздушных перевозок, известной в юридическом и политическом мире как Варшавская конвенция [1]. Ее значение трудно переоценить: благодаря принятию этой конвенции были существенно упрощены правила и процедуры международных воздушных перевозок. Отметим, что долгое время в советской доктрине международного права, взявшей на веру ленинское утверждение о том, что ничего частного в международном праве нет и не может быть, игнорировался факт вклада международного публичного воздушного права в развитие международного частного воздушного права. Между тем международное авиационное сообщество неизменно называло все международные мероприятия в области международных воздушных перевозок, проводившиеся в 30-е, а затем 50-е, 60-е, 70-е и 90-е годы прошлого века, не иначе как международными конференциями по международному частному воздушному праву.
Исторически потребность в унификации законодательств в сфере международных воздушных перевозок объясняется необходимостью устранить ненужные преграды на пути установления и развития международных воздушных сообщений, составной частью которых являются международные воздушные перевозки.
Установление международных воздушных сообщений – это первичный этап, юридически открывающий доступ гражданских воздушных судов одного государства в воздушное пространство другого для целей перевозок пассажиров, багажа и грузов. Все это происходит на условиях взаимности. В рамках решения данной главной задачи определяется, кому государства доверят осуществление воздушного сообщения между собой, на каких условиях авиаперевозчики могут выполнять регулярные полеты и перевозки. Возникает конкретная юридическая среда, состояние которой зависит от многих внутренних и международных факторов. В 1920-е годы стало ясно, что многообразие национальных законов отрицательно сказывается на экономических интересах стран. Правовая взаимозависимость государств заставила их искать общий юридический язык в сфере международных воздушных перевозок.
Историческое значение Варшавской конвенции заключается в том, что она на долгие годы, если не навсегда определила общий подход государств к регулированию многих вопросов международных воздушных перевозок, ранее относившихся исключительно к внутренней компетенции каждого из них. Использование метода унификации в международном воздушном праве способствовало не только разработке правил международных воздушных перевозок. В 1930-е годы были приняты: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся возмещения вреда, причиненного воздушным судном третьим лицам на поверхности (1933 г., Рим), Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся помощи и спасания воздушных судов на море (1938 г., Брюссель). Причиной принятия этих конвенций было не многообразие национальных законов, а иные обстоятельства.
Дело в том, что воздушное судно было и остается источником повышенной опасности. В транспортных законодательствах государств этот факт особо оговаривается и учитывается. Законодатели обязаны сделать все возможное для предупреждения негативных последствий эксплуатации воздушного судна, поэтому в национальном праве к нему как к источнику повышенной опасности предъявляются особо строгие требования. Однако если авиапроисшествие все же происходит, приходится выяснять его причины, а также возмещать вред пассажирам и третьим лицам на поверхности. Все, что касается происшествий с воздушными судами на территории государств их регистрации, обычно регламентируется национальными законами и правилами. Сложнее, если речь идет об иностранном воздушном судне. Именно в таких случаях возникают вопросы о том, с кого и как спросить за вред, причиненный третьим лицам на поверхности. В национальных законодательствах этот вопрос не получил должного разрешения. Поэтому в международном воздушном праве было решено подвергнуть соответствующие национальные нормы урегулированию на основе унификации и выработать общий подход к пониманию того, как следует возмещать вред, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности на территории другого государства.
Отметим, что понятие «унификация» привнесено в международное воздушное право из международного морского права, но не механически. В международном воздушном праве оно обрело свою специфику, которая определяется предметом унификации и связанными с ним целями и задачами. В одном случае унификация позволяет устранить многообразие подходов к решению одинаковых задач в рамках национальных законодательств путем упрощения некоторых правил международных воздушных перевозок и создания единого правового пространства, не разделенного на национальные правовые обособления. В другом случае посредством унификации устанавливаются единообразные подходы к решению локальных проблем эксплуатации воздушных судов, занятых в международной аэронавигации: возмещение вреда, причиненного воздушным судном третьим лицам на поверхности, организация спасания воздушных судов на море.
Таким образом, в 1920-1930-е годы произошло приобщение международного воздушного права к процессу унификации. С тех пор унификация стала одной из его важнейших функций. Как показывает исторический опыт, основным предметом унификации в международном воздушном праве являются правила международных воздушных перевозок.