Измененная редакция. Изм.
Таблица32
Категория дороги | Материал слоя покрытия | |
верхнего | нижнего | |
I, II | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I |
II | Горячие смеси для плотного дегтебетона типа Б, марки I | Горячие смеси для пористого дегтебетона марки I |
III | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I | Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I | Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II | |
IV | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III | Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II | - | |
Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II | ||
IV и первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге, поверхностной обработки (слоя износа) | - |
Примечания: 1.Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ9128-84, дегтебетонные - ГОСТ25877-83.
2. В районахIV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.
3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.
4. В районахI дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.
В районах I иV дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.
5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.
7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими,для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.
Таблица 33
Категория дороги | Материал |
I, II | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I |
III | Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II |
Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II | |
II - III | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге |
7.36. Материалы щебеночные,гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-94 и табл. 34*.
Таблица34
Показатели свойств обработанных материалов | Для покрытий со слоем износа из черных смесей | Для оснований | ||
Категория автомобильной дороги | ||||
IV, V | I, II | III | IV, V | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа | 6,0 - 4,0 | 4,0 - 7,5 | 4,0 - 7,5 | 2,0 - 6,0 |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, град. С, не менее: | ||||
от 0 до минус 5 | - | |||
от минус 5 до минус 15 | ||||
от минус 15 до минус 30 | ||||
ниже минус 30 |
7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно табл.35.
Таблица35
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, МПа | 6,0 - 4,0 | 4,0 - 2,0 | 2,0 - 1,0 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, МПа, не менее | 1,0 | 0,6 | 0,2 |
Коэффициент морозостойкости не менее | 0,75 | 0,7 | 0,65 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при укреплении грунтов неорганическими, медленно твердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут. |
7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими (дегтями, смолами) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигно-сульфоната технического (ЛСТ),следует применять согласно табл. 36.
Таблица36
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа | 4,0 - 2,5 | 2,5 - 1,5 | 1,5 - 1,0 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее | 1,0 | 0,6 | 0,4 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,85 | 0,8 | 0,7 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут. |
7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ(ПАВ), следует применять согласно табл. 37.
Таблица 37
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя | |
Для верхнего слоя основания или покрытия | Для нижнего слоя основания | |
Предел прочности на сжатие неводонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее | 1,2 | Не определяется |
То же, при 50 °С, МПа, не менее | 0,7 | То же |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее | 0,6 | 0,4 |
Набухание, % объема, не более | Не определяется | |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,6 | То же |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут. |
7.40. В Iдорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.
7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями (3 - 5 см ) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.
Таблица38
Виды укрепленных грунтов для устройства оснований | Категория дороги | Дорожно-климатическая зона |
Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36) | III, IV | II - IV |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35) | III - V | II - V |
Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавок ПАВ или активных веществ (см. табл. 37) | IV - V | IV, V |
7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.
Таблица 39
Виды укрепленных грунтов для устройства оснований | Категория дороги | Дорожно-климатическая зона |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими, I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий | I - III | I - V |
Грунты, укрепленные битумной эмульсией совместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более | I - III | I - V |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий | I - III | I - IV |
7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I- III категорий в I - III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 35).
Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 - 40 %, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.
7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.
Таблица40
Конструктивный слой дорожной одежды | Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон | ||||
I | II | III | IV | V | |
Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие | 50 -22 °С Полное | 25 -22 °С Полное | 25 -22 °С Полное | 15 -10 °С Капиллярное | 10 -5 °С Капиллярное |
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие | 25 -22 °С Полное | 15 -10 °С Полное | 15 -10 °С Полное | 10 -5 °С Полное | 5 -5 °С Капиллярное |
Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими | 30 -22 °С Полное | 15 -22 °С Полное | 15 -22 °С Полное | 15 -10 °С Полное | 10 -5 °С Капиллярное |
Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими | - | 10 -10 °С Полное | 10 -10 °С Полное | 5 -10 °С Капиллярное | - |
Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой | - | 15 -22 °С Полное | 10 -22 °С Полное | 10 -5 °С Капиллярное | 5 -5 °С Капиллярное |
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальтобетонное или монолитное цементобетонное покрытие | 15 -22 °С Полное | 10 -10 °С Полное | 10 -5 °С Полное | - | - |
Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных грунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев - не менее 0,65. 2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку - Нукус - Кзыл-Орда - Фрунзе. |
7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 - 70 (70 - 120) и 5 - 40мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ8267-93, ГОСТ3344-83, и табл.41.
Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ23558-79 и табл. 42.
Таблица 41
Показатели свойств щебня | Категория автомобильной дороги | ||
I, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | |||
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | |||
осадочных пород | |||
Марка по истираемости, не ниже | ИIII | ИIII | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | |||
от 0 до минус 5 | - | - | |
от минус 5 до минус 15 | - | ||
от минус 15 до минус 30 | |||
ниже минус 30 |
Таблица 42
Показатели свойств щебня | Категория автомобильной дороги | ||
I, II | III | IV, V | |
Марка по прочности пескоцемента на на сжатие | 60 - 100 | 60 - 75 | 40 - 60 |
Глубина укрепления, см | 10 - 15 | 5 - 10 | 5 - 10 |
Расход пескоцементной смеси, м3/100 м2 | 4 - 9 | 3 - 6 | 3 - 6 |
7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ8267-93, ГОСТ3344-83, фракций 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм - в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 7, 8 и 9 по ГОСТ25607-94.
Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43.Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.
Таблица 43
Показатели свойств каменных материалов | Для покрытий | Для оснований | ||
Категория автомобильной дороги | ||||
IV | V | I - III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | ||||
из осадочных пород | ||||
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | ||||
щебня из гравия | Др12 | Др16 | Др16 | Др24 |
Марка по истираемости | ИII | ИIII | ИIII | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | ||||
от 0 до минус 5 | - | |||
от минус 5 до минус 15 | ||||
от минус 15 до минус 30 | ||||
ниже минус 30 |
7.47. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ25607-94 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2, 4, 6 и 7 для оснований).
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.
Таблица44
Показатели свойств каменных материалов | Для покрытий | Для оснований | |||
Категория автомобильной дороги | |||||
IV | V | I, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | |||||
изверженных и метаморфических пород | |||||
осадочных пород | |||||
гравия и щебня из гравия | Др12 | Др16 | Др12 | Др16 | Др24 |
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | |||||
Марка по истираемости, не ниже | ИIII | ИIII | ИIII | ИIII | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | |||||
от 0 до минус 5 | - | - | |||
от минус 5 до минус 15 | - | ||||
от минус 15 до минус 30 | |||||
ниже минус 30 | |||||
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее |
В гравийный материал марки Др12и выше, содержащий более 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия ) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.
7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой(лещадной ) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I - III категорий - 35 %.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований - не ниже 2-ой марки.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах I-III категорий - не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, Vкатегорий - не ниже марки Пл3.
7.49. Песчано-гравийные(песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиямГОСТ25607-94 и табл.45.
Таблица45
Номер смеси | Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм | ||||||||
2,5 | 0,63 | 0,16 | 0,05 | ||||||
10-20 | 20-40 | 25-65 | 40-75 | 60-85 | 70-90 | 90-95 | 97-100 | ||
0-5 | 0-10 | 10-40 | 30-70 | 45-80 | 60-85 | 75-92 | 97-100 |
Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.
Щебень (гравий),содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-IIIкатегорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).
Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-93,содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе,пылевидноглинистых частиц не 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного - не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.
Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам,устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.
7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.
Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.
7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I-III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.
Таблица46
Условия движения | Характеристики участков дорог | Коэффициент сцепления |
Легкие | Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 %, с элементами поперечного профиля, соответствующими нормами табл. 4, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3 | 0,45 |
Затрудненные | Участки на кривых в плане радиусом от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузи в пределах 0,3-0,5 | 0,5 |
Опасные | Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5 | 0,6 |
Примечание: Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2. |
Указанные в табл. 46значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:
устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;
устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;
специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.
7.52. Для дорог III и IVкатегорий на участках с легкими условиями движения (по табл. 46 ) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д.
Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций,площадках отдыха и т. п.
Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25 - 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных («шумовых») полос на подходах (на расстоянии 250 - 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 - 7 м, расстояние между полосами - от 30 м в начале до 10 -15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).
7.53*. При проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция в качестве материала слоя или расклинивающего материала при устройстве щебеночных оснований следует применять материал непосредственно с технологических линий завода. По химическому составу материал должен содержать сульфата кальция (СаSО4) в пересчете на сухое вещество не менее 90 %, пятиокиси фосфора (Р2О5)не более 5 %, химически связанной воды - не более 7 %.
Пределы прочности образцов фосфополугидрата сульфата кальция, приготовленных и испытанных по ГОСТ23558-94 в возрасте 28 сут, должны характеризоваться следующими показателями: на сжатие - 2; 4; 6; 7,5 МПа, на раскалывание - 0,3; 0,6; 1,0; 1,3 МПа, растяжение при изгибе - 0,6; 1,2; 2; 2,5 МПа соответственно.
Водостойкость уплотненного материала в возрасте 28 сут должна отвечать требованиям ГОСТ25607-94. Коэффициент размягчения, определяемый как частное от деления прочности образца на сжатие, испытанного в водонасыщенном состоянии, к прочности образца в сухом состоянии, должен быть не менее 0,7. По морозостойкости, определяемой по ГОСТ23558-94, материал должен иметь марку Мрз 15 или Мрз 25.
Основание из фосфополугидрата сульфата кальция следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 °С.
Область применения фосфополугидрата сульфата кальция в зависимости от его прочности и морозостойкости следует назначать в соответствии с п.7.36 и табл. 34, а также в соответствии с п.7.45 и табл. 42.
Фосфополугидрат сульфата кальция для достижения максимальной прочности основания следует укладывать и уплотнять при оптимальной влажности (20-25 %) в течение суток после выпуска с химического завода.
При использовании материала с влажностью выше оптимальной (25-35 %) он должен быть распределен, взрыхлен для доведения до влажности, близкой к оптимальной, и после этого уплотнен. При этом все работы должны быть закончены не позднее трех суток со дня выпуска фосфополугидрата сульфата кальция с завода.
Прочность основания в этом случае уменьшается на 20-30 % в зависимости от срока окончания всех работ.
При расчете потребности материала коэффициент уплотнения следует принимать равным 1,5-2,5 и уточнять пробным уплотнением. Для улучшения сцепления слоев дорожной одежды в поверхностный слой основания следует втоплять щебень фракции 10-20 или 20-40 мм(1 м3 на 100 м3 поверхности). Во 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения основание снизу и сверху следует защищать гидроизолирующими прослойками.
МОСТЫ, ТРУБЫ И ТОННЕЛИ
8.1. Мосты, путепроводы,виадуки, эстакады и трубы на автомобильных дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП2.05.03-84*.
8.2. Автодорожные тоннели следует проектировать в соответствии с требованиями ГОСТ24451-80 и СНиП32-04-97.
8.3. Расчетная интенсивность движения для автодорожных тоннелей определяется в соответствии с пп. 1.6, 1.7. Для автодорожных тоннелей перспективный период следует принимать не менее 30 лет.
8.4. Мосты и тоннели на автомобильных дорогах, а также участки подходов к ним следует проектировать с соблюдением требований единообразия условий движения на дорогах.
8.5. На участках подходов к тоннелям проезжую часть следует выделять разметкой в виде сплошной линии на расстоянии не менее 250 м от их порталов, выполняемой по кромке проезжей части.