Измененная редакция. Изм. „

Таблица32

Категория дороги Материал слоя покрытия
верхнего нижнего
I, II Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I
II Горячие смеси для плотного дегтебетона типа Б, марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона марки I
III Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II
IV Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II -
Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II
IV и первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге, поверхностной обработки (слоя износа) -

Примечания: 1.Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ9128-84, дегтебетонные - ГОСТ25877-83.

2. В районахIV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.

3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.

4. В районахI дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.

В районах I иV дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.

5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.

7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими,для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.

Таблица 33

Категория дороги Материал
I, II Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I
III Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II
Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II
II - III Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге

7.36. Материалы щебеночные,гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-94 и табл. 34*.

Таблица34

Показатели свойств обработанных материалов Для покрытий со слоем износа из черных смесей Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV, V I, II III IV, V
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа 6,0 - 4,0 4,0 - 7,5 4,0 - 7,5 2,0 - 6,0
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, град. С, не менее:        
от 0 до минус 5 -
от минус 5 до минус 15
от минус 15 до минус 30
ниже минус 30

7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно табл.35.

Таблица35

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, МПа 6,0 - 4,0 4,0 - 2,0 2,0 - 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, МПа, не менее 1,0 0,6 0,2
Коэффициент морозостойкости не менее 0,75 0,7 0,65
Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при укреплении грунтов неорганическими, медленно твердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.

7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими (дегтями, смолами) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигно-сульфоната технического (ЛСТ),следует применять согласно табл. 36.

Таблица36

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа 4,0 - 2,5 2,5 - 1,5 1,5 - 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее 1,0 0,6 0,4
Коэффициент морозостойкости, не менее 0,85 0,8 0,7
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.

7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ(ПАВ), следует применять согласно табл. 37.

Таблица 37

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя
Для верхнего слоя основания или покрытия Для нижнего слоя основания
Предел прочности на сжатие неводонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее 1,2 Не определяется
То же, при 50 °С, МПа, не менее 0,7 То же
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее 0,6 0,4
Набухание, % объема, не более Не определяется
Коэффициент морозостойкости, не менее 0,6 То же
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут.

7.40. В Iдорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.

7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями (3 - 5 см ) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.

Таблица38

Виды укрепленных грунтов для устройства оснований Категория дороги Дорожно-климатическая зона
Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36) III, IV II - IV
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35) III - V II - V
Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавок ПАВ или активных веществ (см. табл. 37) IV - V IV, V

7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.

Таблица 39

Виды укрепленных грунтов для устройства оснований Категория дороги Дорожно-климатическая зона
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими, I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий I - III I - V
Грунты, укрепленные битумной эмульсией совместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более I - III I - V
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий I - III I - IV

7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I- III категорий в I - III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 35).

Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 - 40 %, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.

7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.

Таблица40

Конструктивный слой дорожной одежды Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон
I II III IV V
Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие 50 -22 °С Полное 25 -22 °С Полное 25 -22 °С Полное 15 -10 °С Капиллярное 10 -5 °С Капиллярное
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие 25 -22 °С Полное 15 -10 °С Полное 15 -10 °С Полное 10 -5 °С Полное 5 -5 °С Капиллярное
Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими 30 -22 °С Полное 15 -22 °С Полное 15 -22 °С Полное 15 -10 °С Полное 10 -5 °С Капиллярное
Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими - 10 -10 °С Полное 10 -10 °С Полное 5 -10 °С Капиллярное -
Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой - 15 -22 °С Полное 10 -22 °С Полное 10 -5 °С Капиллярное 5 -5 °С Капиллярное
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальтобетонное или монолитное цементобетонное покрытие 15 -22 °С Полное 10 -10 °С Полное 10 -5 °С Полное - -
Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных грунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев - не менее 0,65. 2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку - Нукус - Кзыл-Орда - Фрунзе.

7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 - 70 (70 - 120) и 5 - 40мм.

Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ8267-93, ГОСТ3344-83, и табл.41.

Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ23558-79 и табл. 42.

Таблица 41

Показатели свойств щебня Категория автомобильной дороги
I, II III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:      
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
осадочных пород
Марка по истираемости, не ниже ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:      
от 0 до минус 5 - -
от минус 5 до минус 15 -
от минус 15 до минус 30
ниже минус 30

Таблица 42

Показатели свойств щебня Категория автомобильной дороги
I, II III IV, V
Марка по прочности пескоцемента на на сжатие 60 - 100 60 - 75 40 - 60
Глубина укрепления, см 10 - 15 5 - 10 5 - 10
Расход пескоцементной смеси, м3/100 м2 4 - 9 3 - 6 3 - 6

7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ8267-93, ГОСТ3344-83, фракций 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм - в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 7, 8 и 9 по ГОСТ25607-94.

Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43.Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.

Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.

Таблица 43

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV V I - III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:        
щебня из изверженных и метаморфических пород
из осадочных пород
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
щебня из гравия Др12 Др16 Др16 Др24
Марка по истираемости ИII ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:        
от 0 до минус 5 -
от минус 5 до минус 15
от минус 15 до минус 30
ниже минус 30

7.47. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ25607-94 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2, 4, 6 и 7 для оснований).

Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.

Таблица44

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV V I, II III IV, V
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:          
изверженных и метаморфических пород
осадочных пород
гравия и щебня из гравия Др12 Др16 Др12 Др16 Др24
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии
Марка по истираемости, не ниже ИIII ИIII ИIII ИIII ИIV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:          
от 0 до минус 5 - -
от минус 5 до минус 15 -
от минус 15 до минус 30
ниже минус 30
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее

В гравийный материал марки Др12и выше, содержащий более 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия ) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.

7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой(лещадной ) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I - III категорий - 35 %.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований - не ниже 2-ой марки.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах I-III категорий - не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, Vкатегорий - не ниже марки Пл3.

7.49. Песчано-гравийные(песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиямГОСТ25607-94 и табл.45.

Таблица45

Номер смеси Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм
2,5 0,63 0,16 0,05
10-20 20-40 25-65 40-75 60-85 70-90 90-95 97-100
0-5 0-10 10-40 30-70 45-80 60-85 75-92 97-100

Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.

Щебень (гравий),содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-IIIкатегорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).

Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-93,содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе,пылевидноглинистых частиц не 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного - не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам,устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.

7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.

7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I-III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.

Таблица46

Условия движения Характеристики участков дорог Коэффициент сцепления
Легкие Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 %, с элементами поперечного профиля, соответствующими нормами табл. 4, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3 0,45
Затрудненные Участки на кривых в плане радиусом от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузи в пределах 0,3-0,5 0,5
Опасные Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5 0,6
Примечание: Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Указанные в табл. 46значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

7.52. Для дорог III и IVкатегорий на участках с легкими условиями движения (по табл. 46 ) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д.

Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций,площадках отдыха и т. п.

Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25 - 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных («шумовых») полос на подходах (на расстоянии 250 - 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 - 7 м, расстояние между полосами - от 30 м в начале до 10 -15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).

7.53*. При проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция в качестве материала слоя или расклинивающего материала при устройстве щебеночных оснований следует применять материал непосредственно с технологических линий завода. По химическому составу материал должен содержать сульфата кальция (СаSО4) в пересчете на сухое вещество не менее 90 %, пятиокиси фосфора (Р2О5)не более 5 %, химически связанной воды - не более 7 %.

Пределы прочности образцов фосфополугидрата сульфата кальция, приготовленных и испытанных по ГОСТ23558-94 в возрасте 28 сут, должны характеризоваться следующими показателями: на сжатие - 2; 4; 6; 7,5 МПа, на раскалывание - 0,3; 0,6; 1,0; 1,3 МПа, растяжение при изгибе - 0,6; 1,2; 2; 2,5 МПа соответственно.

Водостойкость уплотненного материала в возрасте 28 сут должна отвечать требованиям ГОСТ25607-94. Коэффициент размягчения, определяемый как частное от деления прочности образца на сжатие, испытанного в водонасыщенном состоянии, к прочности образца в сухом состоянии, должен быть не менее 0,7. По морозостойкости, определяемой по ГОСТ23558-94, материал должен иметь марку Мрз 15 или Мрз 25.

Основание из фосфополугидрата сульфата кальция следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 °С.

Область применения фосфополугидрата сульфата кальция в зависимости от его прочности и морозостойкости следует назначать в соответствии с п.7.36 и табл. 34, а также в соответствии с п.7.45 и табл. 42.

Фосфополугидрат сульфата кальция для достижения максимальной прочности основания следует укладывать и уплотнять при оптимальной влажности (20-25 %) в течение суток после выпуска с химического завода.

При использовании материала с влажностью выше оптимальной (25-35 %) он должен быть распределен, взрыхлен для доведения до влажности, близкой к оптимальной, и после этого уплотнен. При этом все работы должны быть закончены не позднее трех суток со дня выпуска фосфополугидрата сульфата кальция с завода.

Прочность основания в этом случае уменьшается на 20-30 % в зависимости от срока окончания всех работ.

При расчете потребности материала коэффициент уплотнения следует принимать равным 1,5-2,5 и уточнять пробным уплотнением. Для улучшения сцепления слоев дорожной одежды в поверхностный слой основания следует втоплять щебень фракции 10-20 или 20-40 мм(1 м3 на 100 м3 поверхности). Во 2-м и 3-м типах местности по условиям увлажнения основание снизу и сверху следует защищать гидроизолирующими прослойками.

МОСТЫ, ТРУБЫ И ТОННЕЛИ

8.1. Мосты, путепроводы,виадуки, эстакады и трубы на автомобильных дорогах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП2.05.03-84*.

8.2. Автодорожные тоннели следует проектировать в соответствии с требованиями ГОСТ24451-80 и СНиП32-04-97.

8.3. Расчетная интенсивность движения для автодорожных тоннелей определяется в соответствии с пп. 1.6, 1.7. Для автодорожных тоннелей перспективный период следует принимать не менее 30 лет.

8.4. Мосты и тоннели на автомобильных дорогах, а также участки подходов к ним следует проектировать с соблюдением требований единообразия условий движения на дорогах.

8.5. На участках подходов к тоннелям проезжую часть следует выделять разметкой в виде сплошной линии на расстоянии не менее 250 м от их порталов, выполняемой по кромке проезжей части.

Наши рекомендации