Занятие 38. Форма: круг, квадрат, треугольник. Аппликация
1. Рассмотрите с ребенком картинки. Предложите ему назвать то, что изображено на каждой (елочка, домик, клоун).
2. Раскрасьте елочку, крышу домика и колпачок клоуна зеленым карандашом. Стену домика (квадрат) - красным, голову клоуна (круг) - желтым (раскрашивает взрослый).
3.Упражнение «Что это?».
Покажите ребенку на каждую геометрическую фигуру и спросите:
- Что это? (Это треугольник. Это квадрат. Это круг.) Затем, показывая на каждую фигуру, спросите:
- Какой это треугольник? (Это зеленый треугольник.)
- Какой это квадрат? (Это красный квадрат.)
- Какой это круг? (Это желтый круг.)
4.Аппликация.
Вырежьте из цветной бумаги такие же треугольники, квадрат и круг. Предложите ребенку выложить из вырезанных фигур такие же елочку, домик и клоуна, а затем приклеить получившиеся изображения на соответствующую картинку. При необходимости помогите ребенку.
После каждой аппликации необходимо задавать вопросы, добиваясь полных ответов. Обведите рукой треугольники (рис. а) и спросите:
- Какие это треугольники? (Это зеленые треугольники.)
- Что это? (Это елочка.)
Укажите на квадрат (рис. б):
- Какой это квадрат? (Это красный квадрат.)
Укажите на треугольник (рис. б):
- Какой это треугольник? (Это зеленый треугольник.)
Обведите рукой рисунок б и спросите:
- Что это? (Это домик.)
Укажите на треугольник (рис. в) и спросите:
- Какой это треугольник? (Это зеленый треугольник.)
Укажите на круг (рис. в) и спросите:
- Какой это круг? (Это желтый круг.)
Обведите рукой рисунок в, спросите:
- Кто это? (Это клоун.)
Задание 39. Звук «У» (знакомство)
1.Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение)
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык - убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
♦ Оближи верхнюю губу вправо-влево.
♦ Оближи нижнюю губу вправо-влево.
2. Дыхательная гимнастика «Снежинки летят».
Вырежьте снежинку из тонкой бумаги, прикрепите ее на ниточку. Предложите ребенку подуть, на снежинку так, чтобы она отлетала подальше. Научите его при этом дышать: вдох через нос, не поднимая плеч; выдох через рот, сделав губы трубочкой.
3. Пальчиковая гимнастика (5 раз каждое упражнение).
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Пальчики бегают по крышке стола.
♦ Сожми пальчики в кулачок и разожми.
4. Работа с картинкой.
Попросите ребенка произнести звук «У».
- Посмотри, Уля сделала губы трубочкой и произносит звук «У-у-у!». Ты тоже сделай губы трубочкой и произнеси: «У-у-у!»
5. Произнесите с ребенком звук «У».
- Послушай, как долго гудит паровоз: «У-у-у-у-у-у-у-у-у!» Погуди, как паровоз
- Послушай, как долго дудит дудочка: «У-у-у-у-у-у-у-у-у!» Подуди, как дудочка.
Задание 40. Одежда (знакомство)
1.Раскрасьте одежду: рубашку и шубу - желтым карандашом, шорты и куртку - синим, брюки и юбку- зеленым, кофту и платье - красным (раскрашивает взрослый).
2.Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку посмотреть на картинки, показать и ответить на вопросы:
- Где платье? (Вот платье.)
- Где шуба? (Вот шуба.)
- Где шорты? (Вот шорты.)
- Где юбка? (Вот юбка.)
- Где рубашка? (Вот рубашка.)
- Где куртка? (Вот куртка.)
- Где кофта? (Вот кофта.)
- Где брюки? (Вот брюки.)
- Где одежда? (Вот одежда.) (Ребенок обводит все картинки рукой.)
При затруднении обведите все картинки и скажите:
- Это все - одежда.
3.Упражнение «Что это?».
Покажите на каждую картинку и спросите:
- Что это? (Это рубашка. Это шуба.) И т.д.
Затем обведите рукой все картинки и спросите:
- Что это? (Это одежда.)
Задание 41. Одежда (продолжение)
1.Рассмотрите с ребенком картинки, раскрасьте одежду (раскрашивает взрослый).
2.Упражнение «Что это?».
Попросите ребенка назвать одежду.
3.Игра «Магазин».
Прочитайте ребенку стихотворение и предложите поиграть в магазин:
Мама деток наряжает,
Им одежду покупает.
В магазин с тобой пойдем,
Там одежду мы найдем.
Предложите ребенку по каждой картинке ответить на вопрос:
- Что купила мама?
В заключение обведите рукой все картинки с изображением одежды и спросите:
- Что купила мама? (Мама купила одежду.)
Задание 42. Синий цвет
1.Раскрасьте первый ряд кубиков красным карандашом, а второй ряд - синим (раскрашивает взрослый, а ребенок помогает взять нужный карандаш: «Дай красный карандаш. Дай синий карандаш»).
2.Упражнение «Посмотри и скажи».
Предложите ребенку ответить на вопросы. Покажите на каждый кубик в первом ряду и спросите:
- Что это? (Это кубик.)
- Какой это кубик? (Это красный кубик.)
Затем обведите рукой все красные кубики и спросите:
- Что это? (Это кубики.)
Какие это кубики? (Это красные кубики.)
Покажите на каждый кубик во втором ряду и спросите:
- Что это? (Это кубик.)
- Какой это кубик? (Это синий кубик.)
Затем обведите рукой все синие кубики и спросите:
- Что это? (Это кубики.)
- Какие это кубики? (Это синие кубики.)
3.Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку показать и назвать нужную картинку:
- Где красный кубик? (Вот красный кубик.)
- Где красные кубики? (Вот красные кубики.)
- Где синий кубик? (Вот синий кубик.)
- Где синие кубики? (Вот синие кубики.)
4.Упражнение «Скажи, какой (какие)?».
Покажите на красный кубик и спросите:
- Какой это кубик? (Это красный кубик.)
Покажите на красные кубики и спросите:
- Какие это кубики? (Это красные кубики.)
Покажите на синий кубик и спросите:
- Какой это кубик? (Это синий кубик.)
Покажите на синие кубики и спросите:
- Какие это кубики? (Это синие кубики.)
Задание 43. Звук «У» (продолжение)
1.Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык - убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»),
♦ Оближи верхнюю губу вправо-влево.
♦ Оближи нижнюю губу вправо-влево.
2.Пальчиковая гимнастика (5 раз каждое упражнение).
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Подними руки над головой и опусти их, перебирая хаотично пальцами, - снег падает.
♦ Одна ладошка обнимает другую - лепи снежный ком.
3.Предложите ребенку вспомнить, как гудит паровоз, как дудит дудочка.
4.Игра «Громко - тихо».
Прочитайте ребенку стихотворение:
Самолет летит,
Очень громко гудит: «У-у-у-у-у!»
Попросите ребенка погудеть громко, как самолет: «У-у-у-у!»
Тихо ветер задувает
И снежинки поднимает: «У-у-у-у».
Попросите ребенка подуть тихо, как ветер: «У-у-у-у».
5. Игра «Волк и птичка».
Прочитайте ребенку стихотворение:
Попросите ребенка произнести звук «У» низким голосом, как волк, и тоненьким голоском, как птичка.
Серый волк в лесу живет,
Низким голосом поет: «У-у-у!»
Птичка на ветке его услыхала,
Тоненько «у-у-у-у» ему подпевала
6. Игра «Сова».
Предложите ребенку послушать стихотворение, а затем повторить, как по-разному ухает слова:
Там в лесу живет сова,
Громко ухает она.
-Ух!
- Ух! Ух!
-Ух! Ух! Ух!
Задание 44. Одежда. Фраза
1.Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый).
2.Упражнение «Покажи и скажи».
- Алик и Аня вместе с мамой покупали одежду.
На картинки посмотри,
Что купили, назови.
Попросите ребенка показать и ответить:
- Что купил Алик? (Алик купил рубашку. Алик купил шорты. Алик купил куртку.)
- Что купила Аня? (Аня купила кофту. Аня купила юбку. Аня купила шубу.)
- Затем обведите рукой всю одежду и спросите:
- Что купили дети? (Дети купили одежду.)
3.Упражнение «Что у кого?».
Попросите ребенка показать и сказать:
- Что у Алика? (У Алика рубашка. У Алика шорты. У Алика куртка.)
- Что у Ани? (У Ани кофта. У Ани юбка. У Ани шуба.)
4.Упражнение «Что надели (сняли) дети?».
Попросите ребенка ответить на вопросы и показать соответствующую одежду.
- Что надел Алик? (Алик надел рубашку (шорты, куртку).)
- Что надела Аня? (Аня надела кофту (юбку, шубу).)
- Что снял Алик? (Алик снял куртку (шорты, рубашку).)
- Что сняла Аня? (Аня сняла шубу (юбку, кофту).)
Задание 45. Пирамидки. Синий цвет
1. Раскрасьте одну пирамидку и все кольца красным карандашом, а другую пирамидку и все кольца - синим (раскрашивает взрослый, ребенок помогает выбрать нужный карандаш).
2. Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку рассмотреть пирамидки, ответить на вопросы и показать:
- Где красная пирамидка? (Вот красная пирамидка.)
- Где синяя пирамидка? (Вот синяя пирамидка.)
- Где красные кольца? (Вот красные кольца.)
- Где синие кольца? (Вот синие кольца.)
После этого покажите на красную пирамидку и спросите:
- Какая это пирамидка? (Это красная пирамидка.)
Затем покажите на синюю пирамидку и спросите:
- Какая это пирамидка? (Это синяя пирамидка.)
3. Игра «Собери пирамидку».
Возьмите красную и синюю пирамидки из четырех колец. Рассмотрите их вместе с ребенком. Предложите ему самостоятельно разобрать и собрать пирамидки. После этого покажите на красную пирамидку и спросите:
- Какую пирамидку ты собрал(а)? (Я собрал(а) красную пирамидку.)
Так же спросите про синюю пирамидку.
Задание 46. Одежда. Цвет. Фраза
1. Раскрасьте одежду: рубашку - желтым карандашом, шорты - зеленым, брюки - синим, юбку - синим, кофту - красным, платье - желтым (раскрашивает взрослый, ребенок помогает подбирать карандаши).
2.Упражнение «Что у кого?».
Предложите ребенку игровую ситуацию.
- Алик и Аня достали из шкафа свою одежду. Скажи:
- Что у Ани? Что у Алика? (У Алика рубашка. У Алика шорты. У Алика брюки. У Ани юбка. У Ани кофта. У Ани платье.)
3.Упражнение «Скажи, какая?».
Попросите ребенка ответить на вопросы и показать соответствующие картинки:
- Какая рубашка у Алика? (У Алика желтая рубашка.)
- Какие шорты у Алика? (У Алика зеленые шорты.)
- Какие брюки у Алика? (У Алика синие брюки.)
- Какая юбка у Ани? (У Ани синяя юбка.)
- Какая кофта у Ани? (У Ани красная кофта.)
- Какое платье у Ани? (У Ани желтое платье.)
Задание 47. Звук «У»(продолжение)
1. Сделайте с ребенком артикуляционную гимнастику (5 раз каждое упражнение):
♦ Широко открой рот - закрой.
♦ Покажи длинный язык - убери.
♦ Язык бегает вправо-влево.
♦ Покажи зубы.
♦ Улыбка (произносить «И») - трубочка (произносить «У»).
♦ Оближи верхнюю губу вправо-влево.
♦ Оближи нижнюю губу вправо-влево.
2.Игра «Снежки летят».
Предложите ребенку положить на ладошку маленький комочек ваты и подуть на него. Вдох
через нос, не поднимая плеч; выдох через рот, сделав губы трубочкой, произнести звук «У».
3.Пальчиковая гимнастика (5 раз каждое упражнение).
Сделайте с ребенком упражнения для развития мелкой моторики кистей рук:
♦ Прижми пальчики по одному к середине ладошки, начиная с большого. Затем разожми
все пальчики и пошевели ими.
4.Игра «Громко - тихо».
Прочитайте ребенку стихотворения и попросите погудеть тихо, как ветерок, и громко, как паровоз.
Уля на дудочке Тихо играет, И ветерок тихо Ей подпевает: «У-у-у». | Паровоз стоит, Очень громко он гудит: «У.у.у!» |
5. Игра «Долго - коротко». - Слоненок тоже умеет произносить звук «У». | |
Опускает слоненок хобот вниз и коротко произносит: «У!» | Поднимает слоненок хобот вверх и долго произносит: «У-у-у-у-у- у-у». |
- Произнеси «У», как слоненок, коротко и долго.
6. Игра «Подарки».
- У Ули день рождения. Назови подарки, которые ей подарили. Делай губы трубочкой, произнося звук «У».
Задание 48. Обувь (знакомство)
1.Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый).
2. Упражнение «Покажи и назови».
Предложите ребенку посмотреть на картинки, показать и ответить на вопросы:
- Где сапоги? (Вот сапоги.)
- Где валенки? (Вот валенки.)
- Где ботинки? (Вот ботинки.)
- Где туфли? (Вот туфли.)
- Где тапки? (Вот тапки.)
- Где обувь? (Вот обувь.) (Ребенок обводит все картинки рукой.)
При затруднении обведите рукой все картинки и скажите:
- Вот обувь.
3. Упражнение «Что это?».
Покажите на каждую картинку и спросите:
- Что это? (Это сапоги. Это валенки.) И т.д.
Затем обведите рукой все картинки и спросите:
- Что это? (Это обувь.)
Задание 49. Обувь. Глаголы
1.Раскрасьте картинки (раскрашивает взрослый).
2. Упражнение «Кто что обувает?».
- Таня и Ваня собираются гулять.
- Рассмотри картинки и ответь:
- Что обувает Таня? (Таня обувает сапоги.)
- Что обувает Ваня? (Ваня обувает валенки.)
- Аня и Алик собираются в гости.
- Рассмотри картинки и ответь:
- Что обувает Аня? (Аня обувает туфли.)
- Что обувает Алик? (Алик обувает ботинки.
3.Упражнение «Кто что снимает?».
- Что снимает Таня? (Таня снимает сапоги.)
- Что снимает Ваня? (Ваня снимает валенки.)
- Что снимает Аня? (Аня снимает туфли.)
- Что снимает Алик? (Алик снимает ботинки.)
4.Упражнение «Кто что обувает?».
- Что обувает Таня? (Таня обувает тапки.)
- Что обувает Ваня? (Ваня обувает тапки.)
- Что обувает Аня? (Аня обувает тапки.)
- Что обувает Алик? (Алик обувает тапки.)
5. Упражнение «Кто что чистит?».
Посмотри на картинки (обвести рукой первые две картинки) и ответь:
- Что чистит Таня? (Таня чистит сапоги.)
- Что чистит Ваня? (Ваня чистит валенки.)
Посмотри на картинки (обвести рукой следующие две картинки) и ответь:
- Что чистит Аня? (Аня чистит туфли.)
- Что чистит Алик? (Алик чистит ботинки.)
Задание 50. Синий цвет. Согласование прилагательного