Определение износа шин в целях определения их стоимости
Износ шин складывается из износа по глубине протектора и по сроку эксплу- атации.
Износ шин по глубине протектора:
Иш ф = [(Гн – Гф) / (Гн – Гд)] × 100% [%], (П 9.1)
где Гн– глубина протектора новой шины, мм;
Гф– фактическая глубина протекто- ра по беговой дорожке, имеющей макси- мальный износ, мм;
Гд – минимально допустимая глубина протектора, мм.
Износ шин (снижение остаточного ре- сурса) по сроку эксплуатации: за 3 года эксплуатации ресурс шины снижается на 10%; при эксплуатации шины свы- ше 3 лет до 5 лет снижение ресурса со- ставляет до 25%, свыше 5 лет – до 50%. Для шин, восстановленных наложением нового протектора, ресурс снижается на 50%.
В случае, когда шины АМТС имеют раз- личный износ, расчет износа производит- ся по каждой шине.
Маркировка шин
Шины обозначаются либо по европейскому стандарту, либо, реже, по американскому, либо по двойному, евро-американскому. Эти стандарты указываются на боковине шины буквенным обозначением.
Буква Е, обведенная в кружок, означа- ет европейский стандарт, т.е. шина серти- фицирована в соответствии со стандар- тами ЕСЕ (Economic Comission for Europe). Рядом в том же кружке ставят числа от 1 до 16 – код страны (16 европейских стран наделены правом проводить испытания и присваивать знак и номер технического контроля для автошин).
DOT – американский стандарт (((DDeeeppaaarrtt-- ment of Transportation).
Двойное обозначение Е и DOT – шины классифицированы по европейскому и американскому стандартам.
Некоторые надписи на боковине шины:
– Radial – радиальная;
– Tubeless (TL) – бескамерная;
– Tube Type – камерная;
– Steel – металлокордный брекер;
– Steel Belted – стальная окантовка;
– Side Facing Inwards – сторона, оооббррраа-- щенная внутрь;
– Side Facing Out – сторона, оооббррраащщщеенн-- ная наружу;
– All Terrain (AT) – вездеходная;
для всесезонных шин
– All Seasons (AS) или Any Weather (AW) – все сезоны или любая погода;
– Road + Winter (R + W) – дорога + зима;
для зимних шин
– Mud + Snow (Winter) – грязь + снег (зима).
Некоторые модели шин имеют индика- тор износа протектора – несколько меток (как правило, шесть) на каждой стороне шины в виде небольшого выступа на дне канавки протектора, задача которого по- казать допустимую степень износа шины. Если протектор стерся до этого места, шину надо менять. Метки обозначаются либо как TWI (Tread Wear Indicator), либо символом в виде стрелки.
Примеры маркировки в типоразмер- ной строке:
диагональная шина
175-13/6,95-13 И-166 78 S 169Бр125758,
110Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
где 175 и 6,95 – обозначение ширины профиля (определяется между наруж- ными сторонами боковин), мм и дюй- мы;
13 – величина монтажного диаметра диска, дюймы;
И-166 – модель шины;
78 – индекс грузоподъемности – ус- ловное обозначение допустимой массы, приходящейся на шину;
S – скоростной индекс – условное обозначение максимально допускаемой скорости;
169 – дата выпуска – 16 неделя 1999 года;
Бр – обозначение завода-изготови-
теля;
125758 – порядковый номер шины;
радиальная шина
205/70R14 88 Q,
где 205 – обозначение ширины профи- ля, мм;
70 – отношение высоты профиля к его ширине, %;
R – шина радиальной конструкции; 14 – величина монтажного диаметра
диска, дюймы;
88 – индекс грузоподъемности – ус- ловное обозначение допустимой массы, приходящейся на шину;
Q – скоростной индекс – условное обозначение максимально допускаемой скорости;
радиальная грузовая шина
11,00R20 (300R508),
где 11,00 и 300 – обозначение ширины профиля, дюймы и мм;
R – шина радиальной конструкции; 20 и 508 – величина монтажного ди-
аметра диска, дюймы и мм.
Таблица П 13.1.Скоростные индексы шин
Скоростная категория | F | G | J | K | L | M | N | P |
Максимальная скорость, км/ч | ||||||||
Скоростная категория | Q | R | S | T | H | V | W | Y |
Максимальная скорость, км/ч |
Таблица П 13.2.Индексы грузоподъемности шин
Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг | Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг | Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг |
1 000 | |||||
1 030 | |||||
1 060 | |||||
1 090 | |||||
1 120 | |||||
1 150 | |||||
1 180 | |||||
1 215 | |||||
1 250 | |||||
1 285 | |||||
1 320 |
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости 111
восстановительного ремонта и оценки
Таблица П 13.2.Окончание
Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг | Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг | Индекс грузо- подъемности | Допустимая масса, при- ходящаяся на шину, кг |
1 360 | |||||
1 400 | |||||
1 450 | |||||
1 500 | |||||
1 550 | |||||
1 600 | |||||
1 650 | |||||
1 700 | |||||
1 750 | |||||
1 800 | |||||
1 850 | |||||
1 900 | |||||
1 950 | |||||
2 000 | |||||
2 060 |
112Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки