Катализатор в дизельном двигателе
В дизельных двигателях используются серийные ка-
тализаторы. Здесь невозможна регулировка состава
топливо-воздушной смеси так, как это делается с по-
мощью кислородного датчика е бензиновых двигате-
лях. Катализатор уменьшает содержание ядовитых
моноокислов углерода и углеводородов до того уров-
ня. который достигается с помощью регулируемого
катализатора в бензиновых двигателях. Кроме того,
уменьшается запах, характерный для дизельных дви-
гателей. Более высокое содержание окислов азота,
присущее дизельным двигателям, уменьшается с по-
мощью дополнительной системы рециркуляции выпу-
скных газов, см.п.7.
В автомобилях с катализаторами следует строго со-
блюдать определенные правила эксплуатации.
8.2. ОБРАЩЕНИЕ С АВТОМОБИЛЯМИ,
ОБОРУДОВАННЫМИ
КАТАЛИЗАТОРАМИ
Чтобы исключить выходы из строя кислородного дат-
чика и катализатора, необходимо строго соблюдать
перечисленные ниже положения:
Бензиновые двигатели
• Заправляйте в бак только бензин, не содержащий
свинец.
• Нельзя запускать теплый двигатель,толкая или
буксируя автомобиль. Используйте провод для под-
ключения стартера к вспомогательной аккумулято-
рной батарее. Несгоревшее топливо в момент
зажигания может привести к перегреву катализа-
тора и к его выходу из строя.
• При возникновении проблем с запуском двигателя
не держите без нужды слишком долго стартер
включенным, так как в момент включения стартера
впрыскивается топливо. Найдите неисправность и
устраните ее.
• Никогда не сжигайте до последней капли топливо
из топливного бака.
• В случае возникновения перебоев искрообразова-
ния, не давайте двигателю работать на высоких
оборотах, найдите неисправность и устраните ее.
• Используйте только предписанный тип свечей за-
жигания.
• Нельзя проверять искру, сняв наконечники свечей
зажигания.
• Нельзя проводить тест цилиндров на баланс,
отключив зажигание в одном цилиндре. В случае
отключения зажигания в одном цилиндре - через
тестер двигателя тоже - несгоревшее топливо по-
падает в катализатор.
Бензиновые и дизельные двигатели
• Не останавливайте автомобиль на сухой листве или
траве. Система выпуска отработанных газов в зоне
расположения катализатора очень горячая, она
продолжает излучать тепло и после выключения
двигателя.
8.3. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА СИСТЕМЫ
ВЫПУСКА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ
Внимание! В серийных моделях используются си-
стемы выпуска отработанных газов, состоящие из
двух частей, эта система в случае ремонта может
быть заменена системой выпуска отработанных га-
зов, состоящей из трех или четырех частей. В серий-
ных системах средний шумоглушитель нельзя заме-
нить отдельно, в случае ремонта необходимо менять
и два других шумоглушителя. Если необходимо за-
менить только дополнительный шумоглушитель, то
нужно разрезать систему выпуска отработанных га-
зов.
Снятие
• Отсоедините провод массы (-) от аккумуляторной
батареи.
Внимание! В результате стираются данные в элек-
тронных запоминающих устройствах, например, в
устройстве запоминания неисправностей двигателя
или код радиоприемника. Необходимо внимательно
прочесть раздел "Снятие и установка аккумуляторной
батареи", прежде чем ее отсоединять.
• Отсоедините заднюю часть системы выпуска отра- ботанных газов от ее передней части. |
• Поднимите автомобил.
• Все крепежные болты и гайки системы выпуска
отработанных газов обрызгайте аэрозояью, раство-
ряющей ржавчину. Аэрозоль должна некоторое
время воздействовать на ржавчину.
• Бензиновые двигатели: снимите кислородный дат-
чик -1-. Для этого отсоедините многополюсный
штекер - 2-; отсоединяя штекер, нельзя тянуть за
провод. Отвинтите кислородный датчик на перед-
ней выпускной трубе и снимите его вместе с упло-
тнением. Не касайтесь острия измерительного
зонда и не допускайте его загрязнения.
• Отвинтите переднюю выпускную трубу от коллек-
тора, она крепится двумя гайками -3-. Запомните
монтажное положение пружин.
• Проверьте резиновые элементы-держатели на на-
личие трещин. Для этого слегка нажмите выпуск-
ную трубу вниз. Осветите карманным фонариком
соединительные шланги, проверьте и, в случае не-
обходимости, замените их,
• Отсоедините выпускные трубы из всех резиновых
элементов-держателей и снимите их. Отсоедините
дополнительный глушитель от среднего глушителя,
см. следующуий раздел.
Установка
В случае необходимости замените резиновые держа-
тели.
Внимание! Резиновые держатели в зоне расположе-
ний катализатора выполнены из особого термостой-
кого материала. Поэтому здесь можно использовать
только предусмотренные держатели.
• Перед установкой коллектор, фланец передней вы-
пускной трубы и соединительный фланец очистите
стальной щеткой. Используйте при монтаже только
новые болты и гайки. На все болты и гайки нане-
сите слой высокотемпературной пасты (например,
пасты Ца,и1 Мс4у Ш-508-А5С), чтобы они легче
отвинчивались на более позднем этапе.
Внимание! Высокотемпературная паста не должна
попадать в систему выброса отработанных газов пе-
ред катализатором. Нельзя использовать жидкое
уплотнительное средство, так как в процессе эксплу-
атации катализатор будет загрязняться.
• Установите переднюю выпускную трубу с новым
уплотнением и прихватите ее болтами к коллектору.
Внимание! Новые распорные пальцы, пружины и
штифты можно смонтировать заранее, чтобы освобо-
дить сжатую пружину, нельзя вытягивать шпильку,
ослабляйте сжатую пружину, постепенно отпуская
гайку. Установите новые распорные пальцы на вы-
пускной коллектор и закрепите их штифтами.
• Установите заднюю выпускную трубу с новым упло-
тнением и прихватите ее болтами.
• Установите систему выпуска отработанных газов в
резиновые держатели. Согласуйте отдельные де-
тали системы между собой и сориентируйте ее
относительно днища автомобиля. Следите за тем,
чтобы резиновые элементы испытывали одинако-
вую нагрузку и не деформировались.
Внимание! Расстояние между системой выпуска
отработанных газов и всеми деталями автомобиля
должно составлять минимум 25 мм.
• Затяните крепления, соединяющие заднюю и пе-
реднюю выпускные трубы с моментом 40 Нм.
• Навинтите новые самоконтрящиеся гайки, крепя-
щие переднюю выпускную трубу на коллекторе, на-
винчивайте их до тех пор. пока гайки не соприко-
снутся с буртиком распорных пальцев, затем затя-
ните их с моментом 40 Нм.
• Осторожно установите кислородный датчик с но-
вым уплотнением, затяните его с моментом 60 Нм.
Подсоедините соединительный штекер.
• Опустите автомобиль на колеса.
• Подсоедините провод массы к аккумуляторной ба-
тарее. Настройте имеющиеся часы и задайте про-
тивоугонный код радио.
• Запустите двигатель и проверьте систему выпуска
отработанных газов на герметичность. Для этого
закройте тряпкой конец трубы. Если двигатель гло-
хнет, то система выпуска герметичная.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ГЛУШИТЕЛЯ
Снятие
• Поднимите автомобиль.
• Если в автомобиле установлена серийная система
выпуска отработанных газов, состоящая из двух ча-
стей, то необходимо разрезать промежуточную
трубу в точке, показанной на рис. Р-2615 или Р-
2616. см.п.8.
• Если в вашем автомобиле установлена система вы-
пуска отработанных газов, состоящая из трех час-
тей, то вам необходимо отвинтить 11-образную
скобу-держатель и освободить дополнительный шу-
моглушитель от соединительных шлангов.
• Нагрейте промежуточную трубу сварочным аппара-
том, если он у вас есть. При нагревании закройте
топливный бак листом асбеста. Снимайте дополни-
тельный шумоглушитель вращательными движени-
ями.
• Если нет сварочного аппарата, то необходимо раз-
резать промежуточную трубу в точке, показанной
на рис. Р-2615 или Р-2616; используйте для этого
ножовкку по металлу или абразивный круг. Остав-
шийся на промежуточной трубе фланец разрежьте
по длине и сбейте долотом.
Установка
• Если есть, то снимите заусенцы на переднем шу-
моглушителе с помощью трехгранного шабера или
наждачной бумаги.
• Установите и сориентируйте новый дополнитель-
ный шумоглушитель, слегка прихватите болтами
крепежную скобу (запчасть).
• Установите новые резиновые держатели.
• Затяните гайки крепежной скобы с моментом
40 Нм.
• Опустите автомобиль на колеса.
СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление состоит из нажимного и ведомого дисков
и системы выключения сцепления.
Нажимной диск сцепления жестко соединен с махо-
виком двигателя, а маховик крепится к фланцу ко-
ленчатого вала двигателя. Между нажимным диском
сцепления и маховиком расположен ведомый диск
сцепления, который прижимает нажимной диск сце-
пления к маховику. Ведомый диск сцепления распо-
ложен на шлицевом ведущем валу коробки передач.
Если вы выжимаете педаль сцепления, то через тягу
сцепления и рычаг выключения сцепления отжимае-
тся подшипник выключения сцепления, причем он
отжимается против силы воздействия пружины нажи-
много диска сцепления.
Р-2809
1 - Ведомый диск сцепления
2 - Нажимной диск сцепления
3 - Механизм выключения сцепления
4 - Амортизатор
5 - Контропора для тяги сцепления
6 - Тяга сцепления
7 - Регулировочный винт
8 - Рычаг выключения сцепления
В результате ведомый диск сцепления, расположен-
ный между маховиком и нажимным диском сцепле-
ния, становится свободным, т.е. снимается силовое
замыкание между двигателем и коробкой передач.
Если вы снова отпустили педаль сцепления, то на-
жимной диск сцепления прижимает ведомый диск к
маховику. Снова создается силовое замыкание ме-
жду двигателем и коробкой передач, так как прижа-
тый нажимной диск сцепления жестко соединен за
счет шлицев с валом коробки передач.
При каждом нажатии и отпускании педали сцепления
возникает слабый шлифовальный процесс, в резуль-
тате чего стирается фрикционная накладка ведомого
диска. Таким образом, ведомый диск сцепления
представляет собой быстроизнашивающуюся деталь.
В среднем одного ведомого диска достаточно на
100000 км. Износ диска в значительной мере зависит
от нагрузки (езда с прицепом) и характера движения.
В связи с тем, что зазор педали сцепления при про-
грессирующем износе фрикционных накладок сце-
пления изменяется, то в рамках регулярного
техосмотра необходимо его проверять и в случае не-
обходимости регулировать.
9.1. СНЯТИЕ, УСТАНОВКА
И ПРОВЕРКА СЦЕПЛЕНИЯ
Снятие
• Снимите коробку передач, см.п 10.1.
• Для того, чтобы маховик не проворачивался в про-
цессе отвинчивания болтов, зубчатый венец махо-
вика необходимо заблокировать с помощью
отвертки и оправки.
• Накрест отпустите крепежные болты нажимного
диска сцепления на 1-1,5 оборота, в результате
нажимной диск должен стать свободным.
Внимание! Если вы сразу полностью отпустите бол-
ты, то можете повредить пружину мембраны.
• В заключение полностью вывинтите болты.
• Снимите нажимной и ведомый диски сцепления.
Внимание! Постарайтесь не уронить нажимной и ве-
домый диски сцепления в процессе их демонтажа, в
противном случае при монтаже могут возникнуть
различные проблемы.
• Протрите маховик тряпкой, смоченной бензином.
Проверка
• Диски сцепления, покрытые смазкой или с меха- ническими дефектами устанавливать нельзя. |
Если вы используете нажимной или ведомый диски,
бывшие в употреблении, то их необходимо проверить
перед установкой.
• С помощью штангенциркуля измерьте толщину
фрикционных накладок на дисках сцепления. Тол-
щина накладок до верха головок заклепок должна
составлять минимум 0.3 мм, в противном случае
ведомый диск замените. Если фрикционные накла-
дки потрескались, то ведомые диски тоже необхо-
димо заменить.
• Проверьте нажимной диск. Следы приработки на
концах пружины мембраны глубиной до 0.3 мм не
имеют значения.
• Проверьте на наличие трещин и прочность посадки
пружинные соединения между нажимным диском
сцепления и крышкой. Нажимные диски с повреж-
денными или болтающимися заклепками замените.
• Проверьте опорную поверхность нажимного диска
на наличие трещин, обгоревших мест и износа. На-
жимные диски, прогиб которых внутрь составляет
до 0.3 мм, можно устанавливать. Проверка выпол-
няется с помощью шаблона и линейки. Мелкие тре-
щины и канавки на маховике и нажимном диске
удаляются мелкой наждачной бумагой.
• Проверьте на наличие износа и следов приработки
окна в пружинах, торсионные пружины, крепежные
заклепки и ступицы.
Установка
• Проверьте легкоходность подшипника выключения
сцепления. Подшипник должен работать бесшумно.
• Прежде чем устанавливать новое сцепление, не-
обходимо без остатка убрать антикоррозионную
смазку с нажимного диска.
• Тщательно очистите внутренние шлицы ведомого
диска и шлицы ведущего вала коробки передач, а
также направляющую втулку подшипника выключе-
ния сцепления.
• Шлицы ведущего вала и направляющую втулку
смажьте тонким слоем специальной смазки
(Мюго1иЬе С1.-261). При этом необходимо смазы-
вать всю поверхность шлицев.
Внимание! Нельзя наносить слишком много смазки,
так как в процессе эксплуатации автомобиля изли-
шек смазки будет выброшен на трушиеся поверхно-
сти, в результате чего уменьшится эффективность
сцепления. В случае использования доугих сортов
смазки могут возникнуть проблемы с переключе-
нием.
9.2. СНЯТИЕ, УСТАНОВКА
И ПРОВЕРКА ПОДШИПНИКА
ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ
Если слышится шум в подшипнике в разъединенном
состоянии, т.е. педаль сцепления выжата до упора.
то это означает, что подшипник выключения сцепле-
ния дефектный.
Снятие • Снимите коробку передач. |
Р-28Ю
• Ведомый диск сцепления на глаз разместите по
центру нажимного диска. Лучше все-таки центри-
ровать диск с помощью подходящей оправки, на-
пример НА2ЕТ 2174, или с помощью старого
ведущего вала коробки передач. Мастерские фир-
мы Рога' имеют для этих целей специальный ин-
струмент 16-067. Если ведомый диск сцепления
расположен не по центру, то на более позднем
этапе нельзя будет установить ведущий вал короб-
ки передач.
• Нажимной диск с отцентрованным ведомым диском
установите в соответствующие подгоночные штиф-
ты на маховике.
• Установите крепежные болты для нажимного диска
сцепления, сначала затяните их рукой, затем на-
крест поэтапно затягивайте болты на 1-1,5 обо-
рота, делайте это до тех пор, пока нажимной диск
не будет прочно сидеть на маховике.
Внимание! Следите за тем, чтобы нажимной диск
при затяжке болтов равномерно и без заусенцев втя-
гивался в маховик. Момент затяжки крепежных бол-
тов нажимного диска 30 Им.
• Выньте центровочную оправку.
• Установите коробку передач, см.п.10.1.
• Проверьте регулировку сцепления, см.п.9.3.
• Подшипник выключения сцепления сверху и снизу
отсоедините от вилки подшипника и снимите его с
ведущего вала коробки передач.
ЗХ-2802
• Сожмите и одновременно поворачивайте подшип-
ник выключения сцепления. Если подшипник шу-
мит, то его необходимо заменить.
Внимание! Подшипник смазан долговременной
смазкой, его не нужно ни очищать, ни смазывать.
• Проверьте скользящие поверхности на наличие
износа, коррозии и дефектов.
Установка
• Все опорные и касательные поверхности смажьте
высокотемпературной пастой МоЗг В случае не-
обходимости уберите содержащие смолу остатки
пасты.
Внимание! Нельзя наносить слишком толстый слой
смазки, так как при установленном сцеплении изли-
шек смазки может попасть на трущиеся поверхности.
• Установите подшипник выключения сцепления и
соедините его с вилкой.
• Установите коробку передач, см.п.9.3.
9.3. ПРОВЕРКА/
РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ
В связи с тем, что модели Рогд-Мопдео не оснаща-
ются автоматической регулировкой сцепления, зазор
сцепления необходимо регулировать после каждого
ремонта и при каждом техосмотре.
Проверка
г"^ | ||||
л | ||||
/ / | ||||
/ / | ||||
I/ | ||||
-> ч | ||||
\ г*—А | ||||
Р2813 |
Выжмите до упора педаль сцепления и запишите
расстояние между центром педали сцепления и пра-
вым углом напольного коврика (первый размер).
• Отпустите педаль, оставьте линейку на прежнем
месте. Отведите линейку к центру педали сцепле-
ния, считайте и запишите расстояние (второй раз-
мер).
• Разность между двумя величинами должна состав-
лять 140-150 мм. В противном случае отрегули-ру-
йте тягу сцепления.
Регулирование
• Снимите воздушный фильтр в мотором отсеке.
чтобы открылся доступ к рычагу сцепления на ко-
робке передач, см.п.5.6.
• Отпустите контргайку -1-.
• Отрегулируйте путь перемещения педали на резь-
бовой части -2- тяги.
• Проверьте положение педали, в случае необходи-
мости заново отрегулируйте ее.
• Затяните контргайку.
• Установите воздушный фильтр.
Внимание! Если вы меняли тягу, то после регули-
ровки педали сцепления необходимо сделать про-
бную поездку или выжать педаль примерно 10 раз.
Повторите проверку, в случае необходимости откор-
ректируйте регулировку.
9.4. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ
Нвмспраииость | Причина неисправностиМетод устранения ---------------------------------------------------------- | |
Рывки при включении сце- пления | Неисправна подвеска двигателя или !■ Проверьте, при необходимости замените коробки передач | |
Ослаблено крепление коробки передач | ■ Подтяните болты крепления | ||
Неправильно уложен трос привода сцепления | ■ Проверьте направление троса, при необходимости приведите в порядок | |
Неравномерно отходит нажимной диск | ■ Замените нажимной диск | |
Нефирменный ведомый диск | ■ Установите фирменный ведомый диск | |
Изношены или замаслены накладки ведомого диска | ■ Проверьте накладки ведомого диска | |
Одностороннее размыкание сцепления | ■ Проверьте вилку выключения сцепления и выжимной подшипник | |
Сцепление пробуксовывает | Изношены накладки ведомого диска | ■ Проверьте толщину накладок ведомого диска, при необходимости замените |
Недостаточное усилие диафрагменной пружины | • Замените нажимной диск | |
Затвердели или замаслились накладки | ■ Замените ведомый диск | |
Сцепление перегревается | ■ Установите фирменные детали |
Неисправность | Причина неисправности | Метод устранения |
Затрудненное переключение передач или передачи сов- сем на включаются (непо- лное выключение сцепления) | Накладки склеились продуктами износа | ■Замените ведомый диск |
Ведомый диск заел на первичном валу. шлицы сухие или слиплись | ■ Очистите шлицы и смажьте молибденовой смазкой Мо8г | |
Боковое биение ведомого диска | ■ Проверьте ведомый диск | |
Дефект нажимнсго диска | ■ Замените нажимной диск | |
Затрудненный ход педали сцепления, необычный шум при нажатии и отпускании педали | Заедание педали на оси. затрудненное перемещение троса | ■ Смажьте или замените детали |
Изношен выжимной подшипник | ■ Замените выжимной подшипник | |
Ослабились детали корзинки сцепления | ■ Отремонтируйте сцепление | |
Возрастающий или убываю- щий шум при движении авто- мобиля накатом или под нагрузкой, или же если авто- мобиль катится при выклю- ченном сцеплении | Заедание гасителя колебаний ведомого диска | ■ Замените ведомый диск |
Ослабли заклепочные соединения сцепления | ■ Замените сцепление | |
Слишком большой дисбаланс сцепления | ■ Замените сцепление и ведомый диск. |
10. МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ/
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробку передач можно снимать без снятия двига-
теля для ее ремонта или замены, или если требуется
снять сцепление. Так как не рекомендуется ремонти-
ровать коробку передач и привод колес в домашних
условиях, то ниже описано только снятие агрегата в
сборе. На автомобиле устанавливается механическая
коробка передач МТХ-75 или автоматическая коробка
СЕМЕ производства ЮНО.
10.1. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
• Зафиксируйте радиатор вверху, так как нижнее крепление снимается. Для фиксации вставьте про- волоку в верхнее крепление радиатора. |
Коробка передач снимается вниз. Для сня_ия необхо-
дима подходящая подъемная платформа или смотро-
вая яма с подъемником и деревянными подкладками.
Автоматическая коробка снимается в основном ана-
логично механической, обращайте внимание на осо-
бые указания.
Снятие
• Отсоедините провод массы (-) от аккумуляторной
батареи.
Внимание! В результате стираются данные в элек-
тронных запоминающих устройствах, например, в
устройстве запоминания неисправностей двигателя
или код радиоприемника. Необходимо внимательно
прочесть раздел "Снятие и установка аккумуляторной
батареи", прежде чем ее отсоединять.
• Ослабьте гайки амортизационных стоек, отвернув
их на пять оборотов, гайки полностью не отворачи-
вайте. Шток амортизатора при отворачивании
удерживайте ключом с внутренним шестигранни-
ком.
Снимите воздушный фильтр и впускную трубу, • Снимите правый и левый полуосевые карданные
см.п.5.6. валы, см.п.11.8.
• Отсоедините провод массы -1- на коробке пере-
дач.
• Разъедините штекер -2- выключателя фонаря зад-
него хода.
Выверните болты кожуха колесной ниши. Вывер
ните крепление -2- кожуха клинового ремня и сни
мите его.
ВЕ13 16-4 | |||||
Отверните накидную гайку -А- вала привода спидо- метра, извлеките вал. Разъедините соединение штекера провода -В- датчика спидометра. |
Отсоедините трос привода сцепления от рьчага -1-,
при этом надавите немного рукой рычаг в направле-
нии троса.
Отсоединимте трос от держателя -2- и отложите его
в сторону.
• Снимите нижний кожух радиатора.