Основные конструкционные элементы и группы сооружений
Автомобильная дорога – это комплекс инженерных сооружений, оборудования и устройств, которые обеспечивают независимо от времени года, суток и погодных условий, возможность бесперебойного, безаварийного и комфортабельного движения автомобилей с расчетными нагрузками и скоростями движения.
Инженерные сооружения, которые формируют автомобильную дорогу называются дорожными сооружениями.
Дорожные сооружения классифицируют по признакам их назначения и разделяют на две основные группы:
а) основные - предназначенные для пропуска транспортных потоков;
б) вспомогательные - предназначенные для обеспечения работы основных сооружений, а также автомобилей, водителей и пассажиров.
К основным сооружениям относят земляное полотно, проезжую часть, обочины, эстакады, путепроводы.
Земляное полотно - это часть местности, на которой расположена дорога. В пределах земляного полотна размещают проезжую часть и обочины.
Путепровод – сооружение мостового типа, которое устраивается для пересечения автомобильных дорог, железных дорог или улиц в разных уровнях.
Эстакада – сооружение мостового типа, построенное взамен высокой насыпи.
К вспомогательным сооружениям относят:
1) водоотводные – канавы, кюветы, лотки, дренажи;
2) водопропускные – трубы и мосты.
3) защитные – подпорные стенки, противооползневые устройства, галереи, тоннели, снегозащитные сооружения;
4) сооружения дорожно-эксплуатационной службы;
5) сооружения автотранспортной службы;
6) сооружения и устройства для организации дорожного движения;
7) сооружения службы ДПС;
8) сооружения архитектурно - эстетического назначения.
Автомобильный транспорт занимает весомую часть среди других видов транспорта и имеет рациональную область использования.
Лекция№3: «Характеристика транспортных потоков на дорогах. План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно. Искусственные сооружения, условия их использования. Размеры пассажиропотока на автомобильном транспорте».
План:
1) Характеристика транспортных потоков на дорогах
2) Классификация автомобильных дорог
3) План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно
4) Искусственные сооружения, условия их использования
Разработка инженерных мероприятий по организации дорожного движения возможна только при наличии информации о характере транспортных и пешеходных потоков, а также условиях, в которых происходит движение. На основе исследований дорожного движения выбраны многочисленные критерии для его описания. При рассмотрении показателей дорожного движения выделяют те из них, которые первичные и определяют потребность в перевозках пассажиров и грузов. Часто применяются показатели: состав потока, плотность, скорость, продолжительность задержек. Na – количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчётного периода – год, месяц сутки, час, 15 мин. На УДС можно выделить отдельные участки и зоны где движение максимальное, а на других участках – минимальное. Такая пространственная неравномерность отражает неравномерность размещения грузов и пассажиров. Важнейшим значением в проблеме организации движения имеет неравномерность движения в течение года, месяца, суток, в пиковый период. Под пиковым периодом подразумевается время, в течение которого интенсивность измерения по малым отрезкам времени значительно превышает среднюю интенсивность периода наибольшего оживленного движения. Период наибольшего оживленного движения – обычно 16 часов, отрезок времени в течение суток (с 6 утра до 20 часов). Временная неравномерность характеризуется соответствующими коэффициентами: коэфф.часовой неравномерности ( Кнч=12 Naм/Naг), коэфф.суточной неравномерности (Кнч = 24 Naч/Naс), где 12 – число месяцев, 24 – число часов в сутки, Naм – интенсивность движения за сравнит месяц авто/час, Naг – то же, на за год, Naч – то же, но за час, Naс – то же, но за сутки. Неравномерность транспортного потока проявляется и в пространстве: п длине магистрали и по встречным направлениям. Для характеристики пространственной неравномерности транспортного или пешеходного потока могут быть определены соответствующие коэффициенты. Наиболее часто интенсивность движения транспортных средств характеризует его часовое значение. При этом, наибольшее значение в час пик. Т.к. именно в этот период возникают наиболее сложные задачи. Интенсивность часа пик в различные дни недели, месяцы, годы. На дорогах с более высоким уровнем интенсивности меньше неравномерности движения и стабильное значение пикового периода. Особое влияние на формирование потока в городе имеет городской пассажирский транспорт. При этом важным моментом является то, что подвижной состав городского транспорта имеет различные габариты, поэтому при смешанном потоке движения на городских магистралях интенсивность измеряется в приведенных единицах.
Показатель интенсивности движения в условных приведенных единицах:
Nпр = ∑ Ni*Кпр,
где Ni – интенсивность движения авто данного типа,
Кпр – коэффициент приведения.
Плотность транспортного потока – пространственная характеристика, определяющая степень стесненности движения, степень загрузки полосы дороги, количество транспортных средств на 1 км протяженности дороги (концентрация потока). Предельная плотность - неподвижное состояние колонны авто, расположенную вплотную друг к другу. Для современных авто – 200 авто/ км. Т.к. движение невозможно, то 200 авто/км – чисто теоритическое значение. Наблюдения показали, что для легковых авто при колонном движении 100 авто/км, что и принимается как макс возможная плотность потока. При использовании показателей плотности потока необходимо учитывать коэффициент привидения, иначе результаты макс интенсивности для различных потоков могут привести к несопоставимым результатам. В зависимости от плотности потока можно разделить условия движения по степени стесненности: свободное, частично связное, насыщенное, колонное, перенасыщенное. Численные величины транспортного потока характерны для каждых из условий в значительной степени они зависят от плана и профиля, скоростей потока и состава. Наиболее объективное определение – кривая определяющая изменение.в практике организации принято характеризовать скорость движения мгновенными значениями. При доставке грузов – скорость сообщения. Скорость транспортных средств в современном движении определяет водитель – звено в системе АВД. Водитель стремиться выбрать наиболее характерный скоростной режим исходя из минимально возможных затрат времени, обеспечивающих безопасность движения. Потери времени для транспорта :
Т∆═t∆×Na×T.
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках в зависимости от расчетной интенсивности и их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на следующие категории:
Категория дороги | Расчетная интенсивность движения, авт./сут. | Значение автомобильных дорог. | |
приведенная к легковому автомобилю | в транспортных единицах | ||
I-а | свыше 14000 | свыше 7000 | Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения). |
I-б, II | свыше 14000 св.6000 до 14000 | свыше 7000 св.3000 до 7000 | Автомобильные дороги общегосударственного значения ( не отнесенные к I-ой категории), республиканского, областного (краевого) значения. |
III | св. 2000 до 6000 | св. 1000 до3000 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения ( не отнесенные к I-б и II-ой категории), дороги местного значения. |
IV | св. 200 до 2000 | св. 100 до 1000 | Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II-ой и III категориям) |
V | до 200 | до 100 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям). |
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно. Искусственные сооружения, условия их использования
3.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный угол,% | Наименьшее расстояние видимости, м | |||
для остановки | встречного автомобиля | ||||
- | |||||
3.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог - 15 м.
3.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20 ‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков.
3.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
3.5 На затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.