Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов

Опыт выдающихся автогонщиков России, победителей и призеров многих международных соревнований, позволяет систематизировать десятки элементарных, сложных и уникальных приемов водительского мастерства. Достигнутые ими результаты способны принести большую пользу миллионам водителей, для которых эксперимент на дороге может окончиться трагически из-за отсутствия необходимых навыков скоростной езды. Предлагаемые в книге рекомендации можно обобщить в двух разделах. Первый предполагает действия, предохраняющие от попадания в критические ситуации, второй – контраварийные приемы управления. Среди тех и других есть варианты, вполне доступные даже для малоподготовленного водителя, хотя нужно отметить, что некоторые наиболее эффективные приемы требуют высокого уровня профессионального мастерства и систематической тренировочной работы.

ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru При подходе к повороту попытайтесь определить крутизну дуги (категорию поворота) и его сложность (длину дуги, форму искривления, характер покрытия, наличие обочины, наклон полотна дороги, вид неровностей). Сосредоточьтесь, чтобы не ошибиться и не занизить категорию поворота.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Определите критическую скорость приближающегося поворота и сравните ее с фактической вашего автомобиля, чтобы выбрать оптимальный способ торможения: либо малоинтенсивный, либо экстренный. Учтите собственные возможности (мастерство).
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Занижая скорость перед неизвестным поворотом, вы потеряете меньше 1 с, потому что сможете раньше начать ускорение на выходе. Зато вы приобретете запас безопасности, который исключает возможность попадания в критическую ситуацию.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Перед входом в поворот сместите автомобиль к наружной стороне полотна дороги, чтобы увеличить радиус движения и уменьшить действие центробежной силы. Если дорога двухполосная с встречным движением, то смещение выполняется на занимаемой полосе.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Продолжать интенсивное торможение и пытаться одновременно перейти на дугу практически невозможно. Вначале заканчивайте одну операцию, а затем переходите к другой. Дотормаживать можно на дуге поворота, но вначале выполните вход.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Включите понижаюшую передачу в фазе подхода, пока автомобиль устойчив на дороге. В повороте это действие может нарушить устойчивость.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Если вы сомневаетесь, на какой передаче преодолевать поворот, страхуйтесь от критической ситуации включением более низкой передачи. Это позволит вам сохранить мощность двигателя в режиме относительно высокой частоты врашения коленчатого вала.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Перед началом маневра загрузите передние колеса весом автомобиля, применив для этого один из вариантов торможения: двигателем (резко прекратить подачу топлива); включением понижающей передачи; рабочим тормозом (ступенчатый или прерывистый прием). Обязательно приурочьте маневр к моменту растормаживания в последнем тормозном усилии.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru После начала входа в поворот тотчас дайте тягу на ведушие колеса (мягко нажмите на педаль управления подачей топлива). Этим вы повысите управляемость автомобиля и возможность противодействовать центробежной силе.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Не стремитесь сразу перейти на внутренний радиус. Уменьшая радиус, вы увеличиваете центробежную силу и создаете себе трудности во второй части поворота. Постройте траекторию с максимальным радиусом (сглаживающую траекторию), начиная и завершая поворот по наружной стороне и в самой крутой части переходя внутрь.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Если автомобиль подходит к повороту на завышенной передаче, включить понижающую передачу, соответствующую определенной категории поворота, можно уже на дуге. Но включение должно быть "мягким", чтобы не возникало ускорения или замедления, которое приведет к заносу автомобиля.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Не применяйте на повороте при критической скорости импульсных приемов торможения (ступенчатого и прерывистого). Эти приемы могут многократно провоцировать потерю устойчивости автомобиля из-за кратковременного или длительного блокирования колес. Воспользуйтесь плавным торможением с небольшим постоянным усилием, но помните, что его возможности ограничены. Вы сможете погасить излишнюю скорость на дуге не более 20 км/ч.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Опасайтесь неровностей под наружными колесами автомобиля. Эти колеса обеспечивают устойчивость. Подскок или проваливание колеса в яму могут спровоцировать боковое скольжение. Неровность на повороте лучше преодолеть по прямой, используя для этого траекторию "двойного хода" . Эта траектория предусматривает два мини-поворота и переходную прямую или кривую между ними.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru На переднеприводном автомобиле резкое кратковременное закрытие дросселя на дуге вызывает соскальзывание задней оси. Этим моментом можно воспользоваться, чтобы переориентировать автомобиль внутрь поворота. Однако вслед за этим должна последовать тяга, чтобы создать стабилизирующий момент и повысить устойчивость автомобиля.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Проходите крутой поворот скоростным способом не по классической дуге, а по многограннику (ломаной траектории). Такая траектория позволит вам избежать грубой ошибки. Достигайте этого короткими импульсами руления с амплитудой менее 1 см и переменным дросселированием.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Прежде чем увеличить частоту вращения коленчатого вала до максимальной, поставьте автомобиль на выходе из поворота на четыре точки опоры, добившись одинаковой загрузки всех колес. Для этого нужно выровнять его и сместить к наружной стороне поворота.

КОНТРАВАРИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Если до входа в поворот вам не удалось погасить критическую скорость, то прекратите торможение и резко введите автомобиль на дугу, направляя его к внутренней обочине. Центробежная сила тотчас сорвет его в боковое скольжение, которое и позволит погасить излишнюю скорость.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Когда автомобиль скользит передними колесами, не делайте ошибок, поворачивая рулевое колесо на более крутой угол и тем более нажимая на тормозную педаль. Уменьшите (!) угол поворота колес, загрузите передние колеса торможением и делайте повторный вход.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Если вы попали в ситуацию, связанную с боковым скольжением (сносом) или вращением автомобиля, и,борясь за его устойчивость, потеряли мощность, попытайтесь перейти на более низкую передачу, чтобы вернуть автомобилю мощность.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Опасайтесь перехода бокового скольжения автомобиля во вращение. Исключите в такой ситуации торможение и резкое дросселирование. Воспользуйтесь быстрым выключением - включением сцепления. Этот прием позволит вам выровнять скорость врашения всех колес.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Сохраняйте постоянную устойчивую тягу двигателя на дуге. Догружать скользящее переднее колесо и останавливать скольжение задних колес можно коротким "прикрытием газа" . Полностью прекращая дросселирование, вы провоцируете потерю устойчивости и управляемости автомобиля.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Реагируйте на возникший занос резким рывковым рулением в сторону заноса и быстрым возвратом (выравниванием) рулевого колеса в исходное положение.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru При заносе переднеприводного автомобиля необязательно реагировать поворотом рулевого колеса в сторону заноса. Для выравнивания можно использовать скольжение передней оси, вызываемое резким дросселированием.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Управляемый занос в повороте на скользкой дороге может принести двойную пользу: позволит снизить скорость автомобиля и поможет противодействовать центробежной силе, если вы увеличите частоту вращения коленчатого вала двигателя. Однако, чтобы использовать его во благо, необходимо обладать мастерством для стабилизации автомобиля в таком неустойчивом состоянии.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Занос может перерасти во вращение; если вы опоздаете с реакцией, выполните стабилизирующие действия с малой скоростью или резко увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Реагируя на занос с опозданием при закрытом дросселе, вы рискуете вызвать занос в противоположную сторону. Не ждите его возникновения и опережайте рывковым рулением в тот момент, когда автомобиль меняет направление заноса и как бы "зависает" в неустойчивом положении.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Занос может перейти в неуправляемое боковое скольжение, если вы торможением заблокируете все колеса. Как при заносе, так и при вращении не следует пользоваться тормозной педалью. Положение автомобиля регулируется только дросселированием и скоростным рулением.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Если вас развернуло в заносе на 180 градусов, тотчас выключите сцепление, а если не успели, поверните рулевое колесо до упора в сторону вращения. Так вы "довернете" автомобиль до угла 360 градусов и сможете вновь двигаться в прямом направлении.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Помните, что очень опасно после неожиданного вращения или критического заноса оказаться поперек дороги как в потоке автомобилей, так и на узкой проезжей части. Блокируя дорогу, вы вынуждаете других водителей совершить столкновение. Используйте инерцию вращения или приемы руления и дросселирования, чтобы "довернуть" автомобиль до угла 180 или 360 градусов. Если даже ваш автомобиль окажется на встречной полосе, то его намного легче обьехать, чем когда он блокирует дорогу.
Глава 7. Практические рекомендации по безопасному и скоростному прохождению поворотов - student2.ru Когда после совершенной вами ошибки автомобиль вынесет с полотна дороги и два наружных колеса окажутся в глубоком кювете, не пытайтесь тотчас вернуть его на дорогу резким поворотом рулевого колеса. В неустойчивом положении глубокого наклона такое действие приведет к опрокидыванию. Вначале верните автомобилю устойчивость, а затем пытайтесь возвратить его на дорогу.

Теpмины

Захват - действие по сжатию кистью рулевого колеса (при перехватах).

Выравнивание - возврат рулевого колеса в исходное положение после поворота (вращения).

Доворот - продолжение вращения рулевого колеса на дополнительный угол.

"Маятник" - ритмичное руление, включающее в себя поворот на заданный угол и выравнивание без паузы между движениями.

Перехват - смена положения рук на рулевом колесе.

Перенос - элемент перехвата.

Перекат - способ перехвата при рулении одной рукой в нижнем секторе рулевого колеса (перехват в контакте с рулевым колесом).

Перекрестный перехват - перехват, при котором одна рука располагается над другой.

Руление - техника управления рулевым колесом для поддержания или изменения траектории автомобиля либо его стабилизации при потере поперечной устойчивости.

Круговое руление - руление, обеспечивающее поворот рулевого колеса на угол 360 гpадусов и более.

Скоростное руление - руление, обеспечивающее вращение или повороты рулевого колеса с максимальной скоростью для стабилизации автомобиля при заносе, вращении или опрокидывании.

Силовое руление - руление с приложением к рулевому колесу максимальной силы.

Рывок - импульсное приложение максимальной силы для поворота рулевого колеса на небольшой угол.

Хват - положение кистей рук, сжимающих и удерживающих рулевое колесо.

Закрытый (основной) хват - положение кисти руки, удерживающей рулевое колесо сверху. При этом большой палец располагается внутри обода рулевого колеса, остальные пальцы сжимают его снаружи.

Открытый хват - неправильное (ошибочное) положение кисти руки, удерживающей рулевое колесо. При этом все пальцы сжимают его снаружи.

Наши рекомендации