Отказ двигателя (двигателей)
8.2.3.1. При отказе двигателя на воздушном судне с одним двигателем на высотах до 100 м (в том числе - на взлете) командир воздушного судна обязан немедленно произвести вынужденную посадку перед собой, избегая столкновения с препятствиями.
Если отказ двигателя произошел на высотах более 100 м, командиру воздушного судна разрешается выбрать площадку, более пригодную для вынужденной посадки.
8.2.3.2. При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне с несколькими двигателями командир имеет право:
- произвести посадку вне аэродрома вылета;
- слить часть топлива или сбросить груз для улучшения условий полета;
- использовать любой режим работающих двигателей;
- в маршрутном полете продолжить полет до ближайшего аэродрома (независимо от его ведомственной принадлежности) и произвести на нем посадку.
На воздушных судах с тремя или более двигателями в случае выключения в полете экипажем одного двигателя по признакам отказа (кроме пожара) командиру воздушного судна предоставляется право продолжить полет до аэродрома назначения.
Если продолжение полета на работающих двигателях (двигателе) не представляется возможным и возникла реальная угроза безопасности полета, командир воздушного судна обязан:
- выполнить необходимые действия в соответствии с требованиями РЛЭ;
- включить сигнал бедствия;
- произвести посадку на любом аэродроме, в том числе на аэродроме вылета или вне аэродрома, если в конкретно сложившейся обстановке такая посадка представляет меньшую угрозу безопасности, чем полет до ближайшего аэродрома.
4. Расчёт количества заправляемого топлива
Количество топлива, которое необходимо заправить в баки самолета перед вылетом (mзап), чтобы выполнить полет на заданную дальность, необходимо определять как :
mзап = mрас + mзен + mн.о. + mанз. ,
где mрас - расход топлива в полете от момента взлета ВС до момента посадки с учетом влияния эквивалентного ветра по маршруту полета, кг;
mзем = 150 кг - количество топлива, расходуемое двигателями при работе на земле; mн.о. = 110 кг - невырабатываемый остаток топлива;
mанз = 700 кг - аэронавигационный запас топлива.
Следует помнить, что для каждого типа ВС имеются свои особенности в методике определения количества топлива, представленной в РЛЭ.
Расход топлива в полете необходимо определять по графикам в зависимости от дальности L , высоты полета H и эквивалентного ветра (W - V). Аэронавигационный запас топлива (АНЗ) при расчете следует брать исходя из условия, что планируемый полет предполагается выполнять с учетом варианта, задаваемого преподавателем на основе Приказа Госавиаслужбы №295 от 28.04.2005г. [9]:
а) полет с запасным аэродромом;
б) полет без запасного аэродрома;
в) полет на изолированный аэродром.
Потребную заправку топлива определяем следующим образом:
1) Находим по табл. 6.5 величину эквивалентного ветра, при угле ветра 80 град: W-V=5 км/ч.
2) Определяется по графику (рис. 6.1) количество топлива, расходуемого за полет:
а) откладываем на горизонтальной оси заданное расстояние, составляющее 400 км (точка 1);
б) от точки 1 вдоль линий, наклоненных вправо (для встречного ветра), проводим линию до значения W-V=5 км/ч (точка 2);
в) от точки 2 проводим вертикальную линию до пересечения с линией заданной высоты горизонтального полета 5400 м (точка 3). В точке 3 получаем количество расходуемого за полет топлива, равное 1000 кг.
3) Находим сумму аэронавигационного запаса, невырабатываемого остатка и количества топлива, расходуемого на земле (в течение 15 мин):
700 кг+110 кг+150 кг=960 кг.
4) Потребная заправка составит:
mзап = 1000 кг+960 кг=1960 кг.
5. Расчёт коммерческой нагрузки
Максимально допустимая коммерческая нагрузка лимитируется по условию безопасного взлета и посадки и определяется в зависимости от максимально допустимых взлетной и посадочной массы ВС для фактических метеорологических условий и характеристик ВПП аэродрома вылета, запасных и посадки
mком. max = mвзл. max - (mнеиз. + mзап.),
где mвзл. max = 21 000 кг - максимально допустимая взлетная масса ВС (из задания);
mнеиз. = 14 643 - неизменная масса ВС;
Неизменная масса включает в себя:
· массу пустого ВС 14 150 кг;
· массу снаряжения 133 кг;
· массу экипажа 3 чел. 240 кг;
· массу бортпроводников, продуктов питания, напитков, литературы 120 кг.
Масса снаряженного ВС состоит из пустого самолета, массы эксплуатационного оборудования (масло для силовой установки, оборудование буфета (кухни), жидкость в санузлах, бытовое, аварийно-спасательное, служебное, кислородное и вспомогательное оборудование). Однако, в РЛЭ различных типов ВС, могут быть приняты другие обозначения и распределения масс. В ПЗ надо использовать те обозначения и распределения масс, которые приняты в РЛЭ заданного типа ВС.
Необходимо помнить, что рассчитанная величина максимальной нагрузки не должна превышать максимальных значений, приведенных в РЛЭ или техническом описании ВС.
mком. max = 21 000 - (14 643 + 2640) = 3717 кг
Затем необходимо определить фактическую коммерческую нагрузку и сравнить ее с максимальной взлетной массой для фактических условий взлета используя выражение:
mком. факт. = mп + mб + mгр = mп + mгр mком. max ,
где mп = mп + mб = (75 + 15)n - масса пассажиров, с багажом и ручной кладью;
mп 1 пас = mп 1пас + mб 1пас = (75 + 15)=90 кг - масса одного пассажира, с багажом и ручной кладью;
n - число пассажиров;
75 - условно принятая масса одного пассажира, кг;
15 - неоплачиваемая пассажиром масса багажа и ручной клади, приходящейся на одного пассажира в зависимости от типа ВС, кг.
15 - для ВС типа Ил-18, Ан-24, Як-40, Ан-140, Ми-8;
mгр - масса груза, кг.
Рассчитываем допустимую величину массы груза:
mгр mком. max - mп
В процессе расчетов необходимо стремиться максимально использовать возможности ВС по перевозке коммерческой нагрузки, с целью повышения эффективности его использования, т.е.
mгр = mком. max - mп.
mгр = 3541 - (75 + 15) х 39 = 31 кг
mком. факт. mком. max
· - масса пассажиров;
· - масса багажа, ручной клади пассажиров;
· - масса груза.
6. Расчёт центровки самолета
Исходные данные для расчета:
— масса пустого самолета (из формуляра) -- 14150 кг;
— масса снаряжения - 133 кг;
— экипаж 240 - 3 чел;
— бортпроводник и контейнеры буфета -- 120 кг;
— масса топлива (без топлива, расходуемого на запуск, опробование двигателей и руление)-- 1437 кг;
— масса коммерческой загрузки-- 3541 кг;
— пассажиры в количестве 39 человек -- 2925 кг;
— груз в помещении I-- 585 кг;
— груз в помещении II-- 31 кг;
— багаж в помещении III -- 0 кг;
— центровка пустого самолета (шасси выпущено) из формуляра-- 22,0% САХ. В снаряжение входят:
— масло для двигателей- 95 кг;
— вода в туалете-- 26 кг;
— два переносных кислородных баллона 6 кг;
— химикаты для туалета-- 6 кг.
Всего 133 кг
Для расчета центровки самолета мы используем центровочный график.
В верхней части центровочного графика дана информация о номере маршрута, рейсе, дате и времени вылета, номера самолета, а также подсчитывается предельная коммерческая загрузка самолета.
В среднем части центровочного графика расположены номограмма снаряженного самолета и шкалы, по которым производится учет загрузки самолета.
Причем, в левой части приводятся наименования шкал, максимальная загрузка, а в правой части -- цена одного деления шкалы, фактическая загрузка по этой шкале и указывается па правление отсчета.
В нижней части центровочного графика расположены: номограмма загруженного самолета, компоновочная схема (для пассажирского варианта), график для определения, поправки к значению центровки для самолетов с двухщелевым закрылком, информация о взлетной и посадочной массе самолета, значение центровок.
Порядок расчета:
1. Расчет начинается с определения центровки снаряженного самолета. Масса снаряженного самолета (без экипажа): 14 150 кг + 133 кг = 14 283 кг.
2. Масса снаряжения (133 кг) на центровку не влияет и центровка снаряженного самолета будет равна 22,0% САХ.
3. В верхней части центровочного графика па номограмме для снаряженного самолета находим точку А, соответствующую определенным выше массе и центровке снаряженного самолета. Эта точка лежит на пересечении горизонтали, соответствующей массе 14 283 кг, и наклонной линии, соответствующей центровке 22,0% САХ.
4. Из точки А опускаем перпендикуляр на шкалу «Экипаж». По направлению стрелки отсчитываем три деления, соответствующих массе трех членов экипажа. Находим точку 1.
5. Из точки 1 опускаем перпендикуляр на шкалу «Бортпроводник, продукты». На этой шкале по направлению стрелки отсчитываем три деления, соответствующих массе 120 кг, и находим точку 2.
6. Из точки 2 опускаем перпендикуляр на шкалу «Пассажиры 48 чел» и по направлению стрелки отсчитываем немного меньше одного деления. Находим точку 3.
7. Из точки 3 опускаем перпендикуляр на шкалы и делаем тоже. После этих операций находим точку 4 в одиннадцатой строке центровочного графика.
8. Из точки 4 опускаем перпендикуляр на шкалу «Грузовое помещение II», по направлению стрелки отсчитываем половину деления и находим точку 5.
9. Из точки 5 опускаем перпендикуляр на номограмму загруженного самолета до пересечения его с горизонталью взлетной массы самолета - 20 900 кг. Находим точку Б.
10. По наклонным линиям значений центровки определяем центровку самолета на взлете с выпущенным шасси 16% САХ. Через точку Б проводим горизонталь до пересечения ее с линией влияния уборки шасси. Находим точку Г, а по шкале -- величину смещении центровки самолета вперед от уборки шасси -- 2,8% САХ. Следовательно, центровка самолета на взлете с убранным шасси равна 13,2% САХ.
Выводы
1. Рассчитанное количество топлива обеспечивает необходимую дальность полета самолета с учетом ветра, высоты полета.
2. Коммерческая нагрузка рассчитана с учетом заправки и неизменной массы самолета. Коммерческая нагрузка составляет массу пассажиров в количестве указанном в исходных данных, их багажа, массу груза. Груз можно разместить в одном из грузовых помещений.
3. Определив центровку, можно отметить, что центр тяжести самолета находится в допустимых пределах и обеспечивает безопасность взлета и посадки.
Список использованной литературы
1. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА - 85), - М.: Воздушный транспорт, 1985. - 286 с.
2. Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24 (Ан-24РВ).