Тенденции и перспективы унификации в международном воздушном праве в xxi в
О разработке новой конвенции для унификации правил международной воздушной перевозки.В настоящее время Варшавской конвенцией и Монреальской конвенцией унифицирована только часть правил международных воздушных перевозок. Предметом указанных конвенций являются правила, касающиеся требований к билету и авианакладной, ответственности авиаперевозчика при причинении вреда пассажиру и его багажу, возмещения при задержке рейса, осуществления последовательных и смешанных перевозок, страхования, предъявления пассажиром претензий. Начиная с 1929 г. эти правила играют огромную роль в упорядочении отношений, возникающих по поводу международной воздушной перевозки между перевозчиком и потребителями его услуг – пассажирами и грузовладельцами.
Другая часть правил международной воздушной перевозки (о сроке действия билета, об использовании купонов в определенной последовательности, о тарифах, оплате сборов, льготах и привилегиях, порядке регистрации пассажиров и багажа, расписании рейсов, порядке их отмены и задержки, об изменении маршрута перевозки, о задержке, правилах бронирования билетов, об избыточном бронировании, ограничениях в перевозке и отказах в перевозке, о порядке возврата денег за билет в случае отказа пассажира от перевозки, при его утрате, хищении, порче, о порядке предоставления дополнительных услуг и др.) до сих пор не охвачена международно-правовой унификацией, что создает серьезные проблемы для международных воздушных перевозок. Ситуация усугубляется тем, что в национальных воздушных законодательствах вопросы международных воздушных перевозок регулируются весьма фрагментарно или не затрагиваются вовсе.
Ярким тому примером является российское воздушное законодательство. В Воздушном кодексе РФ (1997 г.) отсутствуют положения, касающиеся международной воздушной перевозки в целом и договора международной воздушной перевозки в частности. Наделе регламентация этих вопросов осуществляется по усмотрению самих международных перевозчиков, чем они широко пользуются, ставя свои коммерческие интересы выше интересов пассажиров, что противоречит публичным интересам общества и государства. Широкое распространение получила практика избыточного бронирования, односторонних изменений расписания рейсов, необоснованных задержек рейсов, предоставления воздушных судов иного типа, чем было объявлено заранее, уклонения от возмещения материального и морального вреда при невыполнении условий договора международной воздушной перевозки.
Много нерешенных проблем порождает практика использования соглашений типа «код-шеринг», совместных, смешанных, транзитных и последовательных перевозок, перевозок в рамках альянсов. К тому же соглашения между авиаперевозчиками считаются конфиденциальными, и потому они малодоступны для потребителей соответствующих услуг. Кроме того, условия договора международной воздушной перевозки определяются в одностороннем порядке авиаперевозчиком, причем пассажир, как правило, о них не информируется (исключением являются положения о пределах ответственности перевозчика при причинении вреда пассажиру и его багажу). Во многих случаях пассажир остается в неведении об ответственности перевозчика в случаях отмены и задержки рейса при трансфере и транзите. В результате потребители услуг международных авиаперевозчиков лишены возможности защитить свои права и законные интересы в суде. Фактически доступ к правосудию для них закрыт, что противоречит положениям международных конвенций о защите прав человека и основных свобод. В частности, проводимая авиакомпаниями политика приоритета коммерческих интересов в ущерб интересам пассажиров нарушает принцип свободы передвижений и принцип верховенства права.
Внедрение в 2007 г. электронного билета на международные воздушные рейсы лишь обострило проблему упорядочения отношении между перевозчиками в этой сфере, разрешить которую под силу только государствам. Аналогичная работа уже была проведена в 1929 г. при создании Варшавской конвенции, а затем при разработке Монреальской конвенции. Однако, признавая всю важность этих конвенций, унификацию правил международных воздушных перевозок нельзя признать окончательно завершенной. Не охваченные международно-правовой унификацией правила международной воздушной перевозки препятствуют упорядочению отношений между перевозчиками и пассажирами, мешают развитию рациональных и экономичных международных воздушных сообщений, что несовместимо с процессами глобализации и либерализации в области международного воздушного транспорта. Материальный ущерб, наносимый перевозчикам и пассажирам из-за отсутствия действенных международно-правовых и национальных норм, регулирующих договор международной воздушной перевозки, исчисляется миллионами долларов в год.
В настоящее время международное авиационное сообщество ищет пути снижения расходов, связанных с международными перелетами. Переход к использованию электронного билета в международных воздушных перевозках дает перевозчикам значительную экономию. Такую же роль может сыграть разработка и принятие в рамках ИКАО новой конвенции для унификации основных правил международной воздушной перевозки. Принятие такой конвенции будет способствовать применению комплекса единообразных правил международных воздушных перевозок международными авиаперевозчиками, устранит регулирование многих вопросов международной воздушной перевозки согласно корпоративным интересам, создаст предпосылки для ликвидации нерационального и весьма обременительного многообразия национальных законов и правил в этой области. Принятие такой конвенции отвечает объективным потребностям развития международного воздушного транспорта в XXI в. Подобный документ в сочетании с Варшавской и Монреальской конвенциями может полностью, а не частично урегулировать все вопросы международных воздушных перевозок. В глобальном масштабе на основе баланса интересов перевозчиков и пассажиров он устранит серьезные пробелы в регулировании, существующие сейчас как в международном воздушном праве, так и в национальном праве государств, создаст возможность унифицированного и единообразного перехода к использованию электронного билета в области международных воздушных перевозок.
О разработке конвенции для деловой авиации.Деловая авиация (бизнес-авиация) давно занимает прочное место в мировой системе воздушного транспорта. В отличие от традиционного регулярного и нерегулярного воздушного транспорта, предоставляющего услуги в области внутренних и международных авиаперевозок широкой публике, деловая авиация оказывает услуги по индивидуальным или групповым заказам, по индивидуальным маршрутам в любое время суток вне какого-либо расписания. Такие перевозки могут осуществляться внутри страны или за рубеж. Деловая авиация в силах выполнить практически любые пожелания клиентов, что сделало ее невероятно популярной. Спрос на услуги деловой авиации непрерывно растет во всем мире, для ее нужд работает целая авиационная индустрия. В США, Европе, Канаде, Бразилии выпускаются специальные воздушные суда, и масштабы производства все увеличиваются. Уже сегодня бизнес-джеты превосходят по стоимости военные самолеты. Ожидается, что к 2020 г. парк деловой авиации составит 14 тыс. новых реактивных самолетов на общую сумму 180 млрд долл. США. Очевидно, что создание воздушных судов для деловой авиации уже стало важной частью мировой экономики. Казалось бы, процветанию мировой деловой авиации ничто не мешает. На самом деле ее развитие сдерживается целым рядом нерешенных международно-правовых проблем.
Деловая авиация–элитный «пасынок» международного права.Когда принималась Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. [4], известная как Чикагская конвенция, основной заботой ее создателей было урегулирование проблем деятельности регулярного и нерегулярного воздушного транспорта в международных воздушных сообщениях. В то время деловой авиации как таковой не существовало из-за отсутствия подходящих для ее целей воздушных судов.
Разработчики Чикагской конвенции сосредоточили внимание на урегулировании вопросов осуществления регулярных и нерегулярных полетов над территориями суверенных государств. Деловая авиация ставит совсем иные цели, не совпадающие с задачами регулярного международного воздушного транспорта. Но если решению последних Чикагская конвенция способствует прямо и непосредственно, то о деловой авиации в ней вообще не упоминается. То же можно сказать о других документах международного воздушного права – Варшавской и Монреальской конвенциях и др. Таким образом, в настоящее время деятельность деловой авиации не охвачена международно-правовым регулированием, в международных отношениях она должным образом не узаконена. В результате возникла противоестественная правовая ситуация: существуя de facto, de jure деловая авиация в международном праве не признана.
Чтобы осуществить полет из одного государства в другое, воздушным судам деловой авиации приходится преодолевать бесчисленные барьеры национальных законов и правил многих государств, по-разному регулирующих вопросы допуска на свою территорию самолетов деловой авиации. Значительными расхождениями в регулировании вопросов деятельности деловой авиации в национальных законодательствах объясняется многообразие подходов к решению ее правовых проблем. Отсутствие единообразия в национальном регулировании и неясность статуса деловой авиации в международном воздушном праве порождают огромные издержки, снижающие ее экономическую эффективность и мешающие успешному развитию деловой авиации в мировом масштабе.
Однако ситуация не представляется безнадежной – она вполне разрешима, если использовать опыт международно-правовой унификации правил международных воздушных перевозок на основе Варшавской и Монреальской конвенций. Средством реализации этой идеи могла бы стать специальная конвенция, содержащая унифицированные нормы в отношении деловой авиации и устанавливающая единые правила перевозок. Такойдокументмогбы, наконец, узаконить ее деятельность, устранить с ее пути преграды, имеющиеся в многочисленных национальных законах, и создать условия для высокоэффективной экономической деятельности.
Проблемы, которые может решить новая конвенция.Всплеск активности деловой авиации в мире обусловлен общемировой тенденцией повышения эффективности ведения бизнеса. Именно поэтому одна из задач конвенции – всемерно содействовать использованию деловой авиации на благо мирового делового сообщества. Конвенция способна уравнять деловую авиацию с регулярным и нерегулярным международным воздушным транспортом, признать ее как активного участника мирового рынка авиаперевозок со всеми вытекающими из этого последствиями. Конвенция может установить принципы и правила осуществления деловой авиацией своей деятельности на международной арене, включая правила конкуренции. В конвенции желательно конкретизировать право доступа деловой авиации на рынок: право на маршруты, право на эксплуатацию, право на перевозки. В последнем случае нужно понять, применимы ли для деловой авиации коммерческие «свободы воздуха» в том виде, в каком они используются регулярным воздушным транспортом. В частности, непросто решить проблему свободы каботажа, но это необходимо сделать, чтобы исключить практику «серого» каботажа. Остро стоит проблема, касающаяся разрешений и уведомлений о международных полетах деловой авиации. Требуется найти баланс между интересами государств, заинтересованных в контроле за использованием воздушного пространства иностранными воздушными судами, и эксплуатантов воздушных судов деловой авиации, нуждающихся в быстром и оперативном получении разрешений на полеты.
Очень важно также решить вопросы обеспечения безопасности полетов деловой авиации, в частности соблюдения мер авиационной безопасности, применения ст. 83 bis к Чикагской конвенции, стандартов и рекомендаций ИКАО и т.д. Кроме того, надо вывести из состояния правовой неопределенности и нерешенности вопросы ответственности эксплуатанта воздушного судна деловой авиации за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, предъявления претензий и исков, страхования, прав собственности на воздушные суда деловой авиации, режима их эксплуатации и сертификации, статуса операторов и брокеров и др.
Разработку предлагаемой конвенции может осуществить ИКАО.
ССЫЛКИ:
[1]. Закон. 2000. №6.
[2]. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.)// Московский журнал международного права. 2001. №1.
[3]. Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. №37. Ст.772.
[4]. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Официально опубликована не была (ее текст см.: СПС «Гарант»).
Бордунов В.Д., Елисеев Б.П.
Электронный билет - новая форма заключения договора международной воздушной перевозки. М.: КонсультантПлюс, 2006
Текст приведен полностью. В данном виде текст опубликован не был
Бордунов В.Д., профессор, канд. юрид. наук, советник по международному праву юр. фирмы "Джон Тайнер и партнеры".
Елисеев Б.П. докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заместитель Генерального директора ОАО "Аэрофлот", директор правового департамента.