Организация и технология производства работ
Все работы по устройству асфальтобетонных покрытий выполняются в сухую погоду, при температуре воздуха весной и летом не ниже 5ºС, осенью – не ниже 10ºС.
До начала работ необходимо устранить все имеющиеся повреждения и деформации на покрытии (выбоины, просадки, наплывы, трещины и др.), а также выполнить разбивочные работы, обеспечивающие проектную ширину и поперечные уклоны.
Этап I. Участок работ ограждают в порядке разработанной и утвержденной схемы. Снятие полос сопряжения асфальтобетонного покрытия холодным фрезированием выполняется навесной фрезой установленной на тракторе МТЗ-82. Трактор оборудован фрезерным барабаном с механическим приводом. Фрезерный аппарат, не оборудованный автоматикой, необходимо постоянно регулировать и контролировать глубину фрезирования. До начала производства работ необходимо: проверить наличие горюче-смазочных материалов; контролировать несколько раз в течение смены запас воды, используемый для охлаждения резцов; проверить резьбовые соединения и патрубки, которые должны быть надлежащим образом затянуты; проследить за тем, чтобы никто не находился около трактора или вблизи колес. Замену изношенных резцов производить в зависимости от режима работы и толщины срезаемого слоя при помощи специального инструмента, следует следить за правильной посадкой резца в гнездо, как до работы, так и после работы. Отходы от холодного фрезерования удаляет рабочий при помощи строительной лопаты.
Этап II. Для обеспечения сцепления укладываемого слоя асфальтобетонной смеси с нижележащим, участок очищают от пыли и грязи механическими щетками на базе КАМАЗ 65111 (КМ 600 С) за 1-2 прохода. Не позднее чем за 6 часов до начала укладки а/б смеси нижележащий слой обрабатывают органическим вяжущим: битумом жидким или вязким. Розлив вяжущего производят автогудронаторами на ширину укладываемой полосы. При розливе вяжущего необходимо соблюдать следующие требования:
- расход битума должен соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 или ВСН 42-91;
- розлив битума должен быть равномерным, без пропусков;
- во избежания избытка вяжущего в местах поперечных стыков, конец готового участка закрывают на длину 2-3 м бумагой или рубероидом. При розливе на следующем участке автогудронатор должен начать работу над закрытым местом, после чего бумагу или рубероид удаляют;
при розливе вяжущего по половине ширины покрытия должно быть обеспечено сопряжение полос вяжущего без избытка и без пропусков. Битум должен поступать из сопел равномерно при полном напоре в виде наклонных полос и равномерно покрывать поверхность покрытия. При распределении битума автогудронатором, контролируют температуру и норму розлива. Не допускается скопления битума в отдельных местах, образования наплывов и сгустков битума, пропуска в розливе.
Этап III. Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком. Укладываемая асфальтобетонная смесь должна соответствовать ГОСТ9128-97. Перед началом укладки необходимо провести работы по подготовке асфальтоукладчика:
- установить в исходное положение;
- установить рабочий орган на заданную толщину укладываемого слоя с запасом 15-20 % на уплотнение;
- задать выглаживающей плите угол атаки и прогреть её;
- настроить автоматическую систему обеспечения ровности;
- выбрать и установить режимы работы трамбующего бруса и виброплиты.
Длина полосы укладки горячей а/б смеси, позволяющая обеспечить хорошее сопряжение смежных полос зависит от температуры окружающего воздуха.
Доставка смеси должна быть организована таким образом, чтобы до минимума сократить количество остановок асфальтоукладчика. Смесь загружают постепенно, по мере её расхода, в бункер асфальтоукладчика, который должен работать без остановок и изменения скорости движения; при этом упоры бункера толкают снятый с тормозов автомобиль-самосвал с поднятым кузовом. При выгрузке необходимо следить за тем, чтобы смесь не просыпалась на нижележащий слой. Просыпавшуюся смесь следует убрать лопатами, особенно с мест прохода колес асфальтоукладчика. При непродолжительных перерывах в доставке смеси последнюю не рекомендуется полностью вырабатывать из бункера асфальтоукладчика во избежании остывания питателя и затвердения на нем смеси. Скорость движения асфальтоукладчика должна быть постоянной и не превышать 2,5-3,0 м/мин. При вынужденной остановке укладчика необходимо за 10 м до остановки выключить привод рабочего органа, чтобы на поверхности слоя не образовался уступ. После прохода асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должно быть трещин, раковин, разрывов и т.п., что связано с неточной регулировкой рабочих органов по высоте, недостаточной температурой прогрева выглаживающей плиты, неравномерным заполнением смесью шнековой камеры. Замеченные дефекты необходимо исправить вручную до начала уплотнения слоя катками. Участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Края ранее уложенной полосы необходимо разогреть с помощью инфракрасных излучателей либо путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки неуплотненную смесь следует сдвинуть на смежную полосу, при этом толщина укладываемого (неуплотненного) слоя должна быть меньше толщины ранее уплотненного слоя у сопряжения полос. Поперечные сопряжения должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубают вертикально и смазывают битумом. Обрубать или обрезать целесообразно сразу после уплотнения покрытия.
Этап IV. Уплотнение асфальтобетонного покрытия.
Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в таблице:
Вид смеси | Марка битума | Температура смеси в начале уплотнения,ºС |
Горячая | БНД 60/90,90/130, 100/130. БН 60/90,90/130 | 120-160 |
При использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой следует уплотнять: сначала катком на пневматических шинах массой 16т, или вибрационным катком массой 6-8т и окончательно гладковальцовым катком массой 11-18т. При использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой следует уплотнять: сначала гладковальцовым катком массой 10-13т, катком на пневматических шинах массой 16т или вибрационным катком массой 6-8т (4-6 проходов), а затем гладковальцовым катком массой 11-18т (4-6 проходов). Скорость катков в начале укатки не должна превышать, км/ч: гладковальцовых –5, вибрационных-3, пневматических шинах-10. При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди. В процессе уплотнения слоя катки должны двигаться по укатываемой полосе от краев к оси дороги, а затем от оси к краям, перекрывая каждый след на 20-30см. При устройстве сопряженных полос вальцы катка при уплотнении первой полосы должны находиться от кромки сопряжения на расстоянии не менее 10 см. При уплотнении второй полосы первые проходы необходимо выполнить по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. Для обеспечения ровности покрытия в процессе уплотнения необходимо, чтобы каток трогался или изменял направление движения плавно (без рывков). Запрещается останавливать каток на горячем неуплотненном а/б покрытии. Чтобы предотвратить прилипание а/б смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью воды с керосином(1:1). В процессе уплотнения после 2-3 проходов первого катка следует проверять поперечный уклон и ровность покрытия шаблонами. Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять. Движение по участку открывают после окончания уплотнения и при температуре покрытия 50° С.
Этап V. По окончании работ временные ограждения и дорожные знаки снимают, обеспечивая нормальные условия для движения автотранспорта, а также убирают все отходы.
2.3 Заделка трещин в а/б покрытии вручную
Для выполнения данных видов работ применяют битум, отвечающий требованиям ГОСТ 11955-82 и ГОСТ 22245-90.
В состав работ входят:
- установка технических средств организации дорожного движения;
- разметка мест ремонта;
- тщательная очистка от пыли и грязи продувкой сжатым воздухом от компрессора;
- промазка трещин с помощью жесткой кисти жидким битумом;
- заполнение трещин битумом;
- посыпка заделанных трещин каменной мелочью или минеральным порошком;
- затирание поверхности сухим нагретым мелким песком с уборкой отходов;
- снятие временных ограждений и дорожных знаков.