Остановочные заездные карманы
Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Виды учебной работы | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |||||
Всего | курс, семестр | Всего | курс, семестр | |||||
3Е | ч | 3Е | ч | |||||
4/7 | 4 курс | |||||||
1. | Общая трудоемкость | |||||||
2. | Всего аудиторных занятий | 0,5 | ||||||
в том числе: лекций | 0,5 | 0,17 | ||||||
практических (семинарских) занятий | 0,5 | 0,33 | ||||||
3. | Самостоятельная работа всего, | 2,25 | ||||||
4. | Виды итогового контроля (зачет) | 0,25 |
Основная литература
1. Зедгенизов А.В. Проектирование схем и оценка эффективности систем организации и безопасности дорожного движения: учеб. пособие для вузов, изд-во ИрГТУ, 2012. http://www.studmed.ru/trofimova
2. Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев, Технические средства организации дорожного движения (М.: Академкнига, 2005. http://www.studmed.ru/kremenec-yua
3. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения / Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев. – М.: Транспорт,2006. http://www.studmed.ru/klinkovshteyn
4. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения .учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2009 http://www.twirpx.com/file/101911/
Дополнительная литература
1. Организация движения автомобильного транспорта в городах : учеб. пособие / И.
Н. Пугачёв. –Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. – 196 с. www.studmed.ru/pugachev-in
2. Троицкая, Н.А. Технические средства организации дорожного движения / Н.А. Троицкая. – М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2008.
3.Пугачев, Игорь Николаевич. Организация и безопасность дорожного движения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)" направления подготовки "Организация перевозок и управление на транспорте" / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М. : Академия, 2009. - 270 с. www.studmed.ru/pugachev-in
4. Гасанов Б. Г., Садило М. В., Яркин Е. К., Лозовой В. И., Кукса Н. Н., Брагинец В. А. Организация и безопасность движения: Учеб. Пособие к дипломному проектированию / Юж.- Рос. Гос. Техн. Ун-т Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. 161с. http://www.profcomdiplom.ru
. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
1. AutoCAD Mechanical 2012
2. Autodesk Showcase
3. AutoCAD Inventor Simulation Suite
4. Autodesk 3ds Max 2012
5. Autodesk Simulation Multiphysics 2012
6. Autodesk Vault Collaboration 2012
7. Электронная библиотека
8. Наличие доступа к Интернет-ресурсам
Лекция №1
Тема: Общие положения о проектных работах в сфере дорожного движения
План:
Цели и задачи дисциплины.
Общие сведения
Роль проектной документации в организации и обеспечении безопасности дорожного движения
Порядок составления задания на проектирование
Цели и задачи дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Проектирование схем организации дорожного движения» является формирование системных знаний, умений и навыков в области организации дорожного движения, позволяющих структурировать и решать проблемы автотранспортного комплекса страны.
В области воспитания целью подготовки является формирование социально-личностных характеристик студента, отражающих современные требования к личности; технического мышления, стремления к исследованию, добросовестности, энергичности, мотивации и понимания социальной ответственности своих действий.
Задачи освоения дисциплины:
- понимать роль и место транспортной отрасли в экономике страны;
- изучить содержание специальной терминологии, используемой в дисциплине «Проектирование организации дорожного движения»;
- изучить состав и особенности управления транспортными потоками в специфических условиях движения;
-научиться применять теоретические знания на конкретных примерах.
Общие сведения
В Правилах ДД используются следующие основные понятия и термины:
"Автомагистраль"- дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
"Водитель"- лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
"Велосипедная дорожка"- конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
"Дорога"- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Дорожное движение"- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
"Главная дорога"- дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
"Дорожно-транспортное происшествие"- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
"Железнодорожный переезд"- пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
"Маршрутное транспортное средство"- транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
"Механическое транспортное средство"- транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
"Населенный пункт" - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26.
"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2,
используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
"Островок безопасности" - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход. "Парковка (парковочное место)" - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
"Перестроение" - выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.
"Пешеходная зона" - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между
знаками 5.19.1 и 5.19.2.
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
"Разрешенная максимальная масса" - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
"Участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средств.
"Регулируемый перекресток "-регулируемым является перекресток, на котором либо установлены работающие светофоры, либо работает регулировщик. Все остальные перекрестки - нерегулируемые.
Кроме того, нерегулируемые перекрестки можно разделить на перекрестки с главной дорогой и равнозначные перекрестки.
Автобусная остановка
Остановочные заездные карманы
Остановочные антикарманы
Безопасность дорожного движения - 1) состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий;
2) качество дорожного движения, определяемое уровнем его аварийности;
3) комплекс технических, организационных и правовых мероприятий, позволяющих участникам дорожного движения двигаться без ДТП.
Картограмма - это условный рисунок, на котором стрелками указаны существующие на данном перекрестке направления движения транспортных средств и пешеходов. Ширина стрел пропорциональна интенсивности движения. Направления движения пешеходов обозначены буквой «П». На поле стрелки или рядом с ней пишутся числами интенсивности движения по направлениям. Интенсивность движения пешеходов выражена в чел./ч, транспортных средств - в ед./ч.
Пример картограммы транспортных и пешеходных потоков на перекрестке.
Объем дорожного движения - фактическое суммарное количество транспортных средств и пешеходов за продолжительный период времени
Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах с целью обеспечения максимально возможной безопасной скорости дорожного движения и необходимого уровня его эффективности и безопасности.
Пиковый период - продолжительность наибольшей интенсивности движения, значительно превышающей среднее значение интенсивности движения.
Пропускная способность дороги - максимально возможное число автомобилей, которое может пройти через сечение дороги за единицу времени при обеспечении заданной скорости движения и безопасности. В реальных условиях пропускная способность дороги определяется наименьшей пропускной способностью одного из ее элементов (моста, путепровода, кривой в плане, участка замедления скорости движения, зоны слияния потоков, регулируемого перекрестка и т.д.),' а также составом транспортного потока.
Поток насыщения – это максимальное количество машин, движущихся с минимальными интервалами, которое может за единицу времени проехать через стоп-линию перекрестка, при разъезде длинной очереди.
Состав транспортного потока - соотношение транспортных средств различного рода в составе движущегося транспортного потока. Состав транспортного потока влияет на пропускную способность дороги из-за габарита транспортных средств, входящих в его состав.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Тормозной путь - часть остановочного пути, т.е. расстояние, проходимое транспортным средством от начала до конца торможения.
Конфликтные точки - места, где в одном уровне пересекаются траектории движения транспортных средств, а также происходит отклонение и слияние ТП. В этих местах на перекрестках вероятность возникновения ДТП наибольшая. Таким образом, возникает возможность оценивать потенциальную опасность перекрестка по числу конфликтных точек, а их анализ позволяет сравнивать между собой различные варианты схем движения.
Существуют различные подходы количественной оценки совокупности конфликтных точек. Как наиболее распространенную рекомендуют использовать пятибалльную систему оценки перекрестка.
При ее использовании условную опасность любого пересечения М определяют следующим образом:
где nо, nс, nп - число точек соответственно отклонения, слияния, пересечения. Принято считать узел (перекрёсток) малой сложности (простым) при <40, средней сложности при =40-80, сложным при =80-150 и очень сложным при >150.