Классификация раздельных пунктов
Железнодорожные линии делятся на перегоны раздельными пунктами, которыми могут быть станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты и проходные светофоры.
Границами раздельных пунктов являются входные светофоры и сигнальные знаки «граница станции», устанавливаемые на расстоянии не менее 50 м от последних выходных стрелочных переводов. На двухпутных участках этот знак устанавливается отдельно по каждому главному пути.
Разъездами называются раздельные пункты однопутных линий, имеющие пути для скрещения и обгона поездов.
Обгонные пункты – это раздельные пункты двухпутных линий, имеющие пути для обгона поездов.
Станциями называются раздельные пункты с путевым развитием и специальными устройствами, где производятся операции по пропуску, приему и отправлению поездов, обработке грузов и обслуживанию пассажиров, а также по формированию и расформированию поездов, осмотру, экипировке и ремонту подвижного состава и др.
По техническим признакам станции делятся на промежуточные, участковые и сортировочные; по характеру работы – на пассажирские, грузовые и объединенные. В зависимости от объема работы станции подразделяются на классы – внеклассные и I V классов.
Промежуточные станции служат для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки-выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и прицепке вагонов к ним, для обслуживания подъездных путей и др.
Участковые станции предназначены в основном для смены локомотивов и бригад, технического осмотра составов поездов, расформирования и формирования сборных и участковых поездов, выполнения грузовых и пассажирских операций.
Сортировочные станции сооружаются для массового расформирования поездов, формирования сквозных поездов, а также участковых, сборных и вывозных поездов, отправляемых на прилегающие участки, и передаточных поездов на другие станции узла.
Пассажирские станции устраиваются в крупных городах и служат для обслуживания пассажиров, приема и отправления пассажирских поездов, приема и выдачи багажа и почты. Кроме того, они выполняют операции по ремонту и экипировке пассажирских составов.
Грузовые станции предназначены для выполнения операций по погрузке и выгрузке грузов, а также перегрузке их с одного вида транспорта на другой.
Расположение на железнодорожной линии разъездов и обгонных пунктов определяется ее пропускной способностью. Обычно расстояние между разъездами составляет около 10 км, между промежуточными станциями в густонаселенных районах – до 15 км. Участковые станции размещаются через 120 200 км, а сортировочные – через 500 1000 км. Грузовые и пассажирские станции располагаются вблизи крупных городов.
В местах пересечения или слияния нескольких железнодорожных направлений (три и более) образуются железнодорожные узлы. В состав железнодорожного узла входят, как правило, несколько станций (пассажирских, сортировочных и грузовых), соединенных ветвями и работающих по единой технологии.
Для выполнения пассажирских, грузовых и технических операций станции и узлы, кроме путевого развития, имеют комплекс технических устройств, в т. ч. пассажирские и грузовые устройства, локомотивные и вагонные хозяйства, устройства водоснабжения, электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи, а также служебно-технические здания. Все эти устройства и сооружения взаимно связаны между собой в общем технологическом процессе работы станции или узла и составляют единый комплекс. Размеры отдельных устройств определяются объемом работы.