Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок

Смешанные перевозки характеризуются передачей грузов с одного вида транспорта на другой. В связи с тем, что эффективная организация работы порта и железнодорожной станции по единой технологии требует согласованного и взаимоувязанного во времени подвода железнодорожных и речных составов в пункты перевалки, важное значение имеет обоснование интервалов прибытия судов и поездов.

Интервалы прибытия судов и поездов в пункты перевалки определяются расчетным путем исходя из общего объема перевалки груза, длительности периода согласованной работы железнодорожной станции и порта, норм массы железнодорожных и речных составов и их соотношения.

В общем случае расчетный минимальный интервал прибытия судов на период согласованной работы порта и железнодорожной станции, ч

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (20)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – длительность периода согласованной работы порта и железнодорожной станции, сут; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – число судовых рейсов по данной линии за период согласованной работы станции и порта.

Число судовых рейсов определяется как отношение планового объема перевозок грузов, следующих в смешанном сообщении Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , к эксплуатационной грузоподъемности типового речного судна Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru .

  Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ,     (21)  

где ε – коэффициент использования грузоподъемности судов, тогда

  Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru .     (22)  

Аналогично определяется расчетный минимальный интервал прибытия железнодорожных составов

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (23)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – количество вагонов в составе; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – грузоподъемность вагона, т;
Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – коэффициент использования грузоподъемности вагона.

Для оптимального варианта формирования составов в смешанном сообщении и разработки совмещенных графиков движения железнодорожных и речных составов следует добиваться полного соответствия весовых норм типовых составов речного и железнодорожного транспорта или обеспечить кратность их весовых норм.

Возможны следующие три случая соотношения весовых норм железнодорожных и речных составов (рис. 5):

● весовые нормы идентичны, и интервалы прибытия речных судов и железнодорожных составов равны (рис. 5, а);

● количество тоннажа в одном железнодорожном составе, поданном под погрузку на причалы пункта перевалки, полностью соответствуют количеству грузов, прибывающих в речных судах для перевалки на железнодорожный транспорт (рис. 5, б);

● грузоподъемность прибывающего железнодорожного состава больше эксплуатационной грузоподъемности судна, поданного под выгрузку (рис. 5, в).

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru

Рис. 5. Интервалы прибытия речных и железнодорожных составов при условиях: а – Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ;
б – Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ; в – Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru

При поступлении груза в одном судне больше, чем эксплуатационная грузоподъемность поезда приходится сгущать подход железнодорожных составов. Интервал прибытия железнодорожных составов определяется продолжительностью грузовой обработки судна Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru и соотношением весовых норм речных и железнодорожных составов:

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . (24)

Интервал между прибытием последнего железнодорожного состава при грузовой обработке первого судна и следующего состава, поданного к началу обработки второго судна Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , будет определяться

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru

или

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (25)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время на отшвартовку предыдущего судна и пришвартовку следующего; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – кратность норм массы речных и железнодорожных составов

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . (26)

В реальных условиях при разработке графика, в силу ря­да технологических причин, возникает необходимость резервировать некоторое время между отшвартовкой предыдущего судна и пришвартовкой следующего
к данному причалу. Это время называется интервалом разрыва Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru .
В этом случае интервал прибытия железнодорожных составов

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . (27)

При прибытии в одном железнодорожном составе количе­ства груза, превышающего эксплуатационную грузоподъемность судна, поданного под погрузку, приходится сгущать подход речных судов. Интервал сгущенного прибытия речных судов в пункт перевалки

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . (28)

Интервал прибытия следующего речного судна, поданного к началу выгрузки второго железнодорожного состава,

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru

или

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . (29)

Максимальное использование перегрузочных средств причала по времени достигается при интервале прибытия составов в пункт перевалки груза, равном технологическому интервалу.

Под технологическим интервалом обработки железнодорожных (речных) составов Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru следует понимать период, в течение которого нельзя принять следующий состав железнодорожного (речного) транспорта для его подготовки к грузовой отработке. Это происходит вследствие занятости маневровых, подъездных и перегрузочных путей перевалочного пункта вагонами (а рейдов и причалов – судами), прибывшими под обработку в одном составе.

При интервале прибытия менее технологического времени, порт работать не может, так как будет происходить нарастающий простой составов в ожидании обслуживания.

Технологический интервал обработки судов зависит от их эксплуатационной грузоподъемности, комплексной производительности перегрузочных машин на причале и времени технических операций, связанных с пришвартовкой и отшвартовкой от причала судов, и операций, выполняемых в период нахождения судна у причала (за исключением операций, совмещенных по времени с погрузкой и выгрузкой и подготовительными операциями к ним).

Если грузовая линия обслуживается самоходными судами или составами из одной баржи, а обработка судов данной линии производится на одном причале, то технологический интервал обработки

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (30)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – производительность перегрузочных машин на причале, т/ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – суммарное время на технологические операции (постановка судна у причала, осмотр и оформление документов до и после погрузки (выгрузки),
не совмещенное с грузовыми и подготовительно-заключительными операциями, отшвартовка и отход от причала, ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – продолжительность пере­рывов за время обработки судна, ч.

При последовательной обработке на одном причале нескольких судов, прибывших в составе, технологический интервал обработки составов

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (31)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – число судов в составе.

Расчет технологического интервала обработки речных составов значительно осложняется, когда грузовой участок включает несколько причалов различной пропускной способности, а суда, прибывающие под обработку
в одном составе, имеют различную грузоподъемность. В подобных случаях технологический интервал обработки речных составов находят графическим методом.

Технологический интервал обработки железнодорожных составов определяют следующие основные факторы:

1) емкость и количество приемо-отправочных и маневровых путей на станции и перегрузочных железнодорожных путей на причалах порта перевалки грузов;

2) норма массы маршрута или группы вагонов;

3) комплексная производительность механизированных установок на причале при работе по прямому варианту;

4) время на постановку и уборку групп вагонов на перегрузочный фронт;

5) количество причалов, специализированных на перегруз­ке данного груза.

Технологический интервал обработки железнодорожных составов при обработке вагонов на одном причале, имеющем один погрузочно-разгрузочный путь,

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (32)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – количество подач вагонов в одном составе; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время грузовой бработки одной подачи с учетом времени перерывов на обед и пересмену рабочих, ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время постановки одной подачи вагонов на перегрузочный фронт, ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время уборки подачи вагонов с фронта, ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время дополнительных операций с каждым вагоном, не совмещенных со временем грузовой обработки (взвешивание до и после погрузки и др.), ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время на операции по приему и отправлению составов, ч.

При организации последовательной погрузки (выгрузки) групп вагонов на двух погрузочно-разгрузочных путях одного причала величина технологического интервала обработки железнодорожных составов

  Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru .   (33)

Технологический интервал обработки железнодорожных составов при обработке групп вагонов на двух или нескольких причалах, имеющих одинаковую пропускную способность и по два и более погрузочно-выг­ру­зочных пути, в значительной степени зависит от организации подачи групп вагонов на перегрузочный фронт и, прежде всего, от числа маневровых локомотивов. При этом величина технологического интервала обработки железнодорожных составов в каждом отдельном случае определяется графическим методом из схемы организации грузовой и технической обработки маршрутов.

Также графически определяется технологический интервал обработки вагонов одного состава на нескольких причалах, имеющих различное количество погрузочно-разгрузочных путей, разные производительность перегрузочных машин и время технических операций. В этом случае разрабатываются несколько графиков и выбирается вариант, обеспечивающий наименьшие простои вагонов.

Перевалка грузов по прямому варианту с одного вида транспорта на другой возможна только при одновременной обработке судов и вагонов. Следовательно, необходимо согласование сроков прибытия составов в пункт перевалки и подачи судов и вагонов на перегрузочный фронт порта.

Время прибытия составов одного вида транспорта назначается в зависимости от времени прибытия составов другого вида транспорта и времени технических и маневровых операций, связанных с подачей судна и первой группы вагонов на перегрузочный фронт.

Например, при установленном сроке прибытия судов (речных составов) Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru на рейд порта, календарный срок прибытия железнодорожных составов на станцию

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , (34)

где Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – продолжительность начальных операций с судном, включая его буксировку к причалу; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время швартовки судна у причала; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – продолжительность операций с поездом по прибытии; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru – время подачи первой группы вагонов на погрузочно-разгрузочные пути причала.

Календарное время начала грузовой обработки судов и вагонов в порту согласуется с графиком движения судов и поездов. При этом следует исходить из возможности максимального использования для перегрузочных работ дневного времени суток.

Пример. Через порт в смешанных перевозках транспортируется уголь с годовым объемом Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru млн. т. Период согласованной работы порта и железнодорожной станции Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru сут. Эксплуатационная грузоподъемность типового речного состава Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru т. Приемо-отправочные пути позволяют принимать составы длиной до Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ваг. Производительность перегрузочных машин на первом причале Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru т/смену, на втором причале Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru т/смену. Порт работает круглосуточно. Длина фронта 10 ваг. Весь груз перегружается по прямому варианту. Суммарное время на технологические операции с судном Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч. Перерывы за время обработки судна не предусмотрены, Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru . Время на подачу и уборку вагонов с грузовых путей Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru мин/ваг; Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч.

Определить достаточность числа причалов, интервалы прибытия судов и вагонов на станцию; составить график прибытия судов в порт и вагонов на станцию. Считать, что первое судно прибыло в порт в 6.00 ч расчетных суток.

Решение. Из формулы (22)

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч,

т. е. всего прибывает 1 или 2 судна в сутки к каждому причалу.

Для оптимизации работы порта примем весовую норму железнодорожного состава равной эксплуатационной грузоподъемности судна, т. е.

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru т.

Проверим достаточность длины приемо-отправочных путей станции:

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ваг.

Так как вместимость приемо-отправочных путей станции позволяет принять состав такой длины, следовательно, для перевалки заданного объема груза (2000 т) достаточно одного железнодорожного состава.

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч.

Проверим достаточность числа причалов для переработки судов:

для первого причала –

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч;

для второго причала –

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч.

Так как по причалам Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru , то два причала полностью справятся с обработкой двух судов.

Проверим достаточность числа причалов для переработки железнодорожных составов:

на первом причале –

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч;

на втором причале –

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч.

Как видно, на втором причале не обеспечено соблюдение технологического интервала обработки подачи, т. е. в этом случае организуем последовательную погрузку групп вагонов на двух поргузочно-разгрузочных путях одного причала, тогда

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru ч.

Установим время прибытия железнодорожного состава на станцию, зная, что судно прибыло в порт в 6.00 ч, тогда

Задача 4. Согласование подвода вагонов и судов в пункт перевалки при маршрутизации смешанных перевозок - student2.ru .

Таким образом, железнодорожный состав должен прибыть на станцию в 5.30 ч.

Исходные данные принимаются из табл. 6.

Таблица 6

Исходные данные

Наши рекомендации