Расчет финансовых показателей
Экономическая целесообразность хозяйственной деятельности предприятия определяется абсолютными и относительными показателями. Различают две основные группы показателей экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект - показатель характеризующий общий результат хозяйственной деятельности предприятия. В АТП в качестве основного показателя безубыточности предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованный вывод по использованию вложенного капитала и ресурсов. Поэтому используют показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
Экономическая эффективность - относительный показатель, который соизмеряет полученный эффект с затратами и ресурсами при достижении этого эффекта.
В АТП в качестве основных относительных показателей, характеризующих уровень экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия, являются рентабельность общая (основных фондов и нормируемых оборотных средств), рентабельность производственных затрат и другие показатели.
Прибыль Пб от реализации работ и услуг определяется как разница между суммой всех доходов и поступлений и суммой всех затрат, понесенных предприятием за период деятельности с начала года.
Прибыль (балансовая) определяется из выражения:
Пб=Добщ - Зэкс (34)
где Добщ - общая сумма доходов (выручки) за грузовые и пассажирские перевозки, транспортно-экспедиционные операции, погрузочно-разгрузочные и прочие виды работ и услуг; Зэкс – сумма всех затрат с начала года.
Величина дохода определяется как произведение действующих тарифов на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые транспортным предприятием и объема выполненных работ.
На автомобильном транспорте применяются свободные тарифы на перевозку грузов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г.
Право устанавливать и регулировать тарифы на грузовые перевозки принадлежит автотранспортным предприятиям, а на городские, пригородные и междугородные пассажирские перевозки автобусным транспортом предоставлено органам исполнительной власти республик, краев и областей.
Главным фактором определения величины тарифов в условиях рыночных отношений является конкурентная среда.
По социально важным, но не прибыльным перевозкам (перевозки хлебобулочных изделий, обслуживании школ, больниц и т.п.) необходимо изыскивать возможности использования льготных кредитов и дотаций из местных бюджетов.
По пассажирским перевозкам возмещение основных затрат должно производится через механизм действия расчетного тарифа на конкретной (договорной) основе с органами исполнительной власти.
В случае отсутствия данных о действующих тарифах можно воспользоваться методом укрупненного расчета доходов (Д) предприятия (без НДС):
Д=3эксКр=255934*1,17=299442,78,руб (35)
где КР - коэффициент, учитывающий рентабельную работу АТП для средних условий эксплуатации по грузовым перевозкам КР=1,15 – 1,18.
Следует иметь в виду, что указанный метод не стимулирует экономию потребляемых транспортом материально-технических и трудовых ресурсов и по существу провоцирует явно затратный механизм ведения хозяйства.
Прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (Пост) можно рассчитывать из выражения:
Пост=Пб-Нпр-Ндор-Ним-Ндр=299442,78-53899,7-4925,96-4491,64-112000=124125,48, руб, (36)
где Нпр - налог на прибыль (18% от Пб), руб;
Ним - налог на имущество (2,2% от стоимости основных и нормируемых оборотных фондов), руб.;
Ндор - транспортный налог (см. Налоговый Кодекс РФ, ч. II), руб;
Ндр - другие виды налогов, относимые на прибыль, платежи кредиторам и собственникам предприятия (1,5% от Пб), руб.
Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль распределяется по специальным фондам предприятия, к основным из них относятся:
- фонд технического перевооружения и реконструкции (60% от Пост), руб.;
- фонд социального развития (25% от Пост), руб.;
- фонд материального стимулирования (10% от Пост), руб.;
- резервный фонд (5% от Пост), руб.;
Рентабельность общая Кобщ по балансовой прибыли показывает сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов (основных фондов и нормируемых оборотных средств).
Rобщ=(Пб/(Фосн+Фноб)100%=299442,78/(439418+15978,7)*100%=66% (37)
Рентабельность перевозок Кпер по балансовой прибыли показывает, насколько эффективно предприятие ведет производственную деятельность по перевозкам (по выпуску продукции) и рассчитывается по формуле:
Rпер=Пб/Зэкс*100% =299442,78/255934*100%=117% (38)
Аналогично рассчитывается рентабельность по чистой (остающейся на предприятии) прибыли.
Показатель производительности труда в натуральном Wн) и стоимостном выражении (Wc) определяется как объем транспортной работы или объем валового дохода на одного работающего:
- в натуральном выражении:
ткм/чел.; (39)
- в стоимостном выражении:
руб./чел. (40)
Возможны варианты определения производительности труда в расчете на работников, занятых в основном производстве.