Эксплуатационные свойства и ассортимент дизельных топлив
Дизельное топливо – это нефтяная фракция, основу которой составляют углеводороды с температурами кипения в пределах от 200 до 350°С. Дизельное топливо – прозрачная, более вязкая, чем бензин, жидкость. Его окраска зависит от содержащихся смол и меняется от желтого до светло-коричневого цвета. Дизельное топливо евро получают посредством перегонки сырой нефти. Определенный тип дизтоплива производят при смешивании прямогонной и гидроочищенной фракции. Свойства и состав каждого вида дизтоплива регламентирован действующим государственным стандартом. Такой метод производства позволяет обеспечить более высокие пределы выкипания в сравнении с бензином.
В соответствии с условиями применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
1) Дизельное топливо летнее. Данное дизтопливо рекомендуется использовать при температуре окружающей среды выше 0°С. В нашей стране летнее дизельное топливо обычно применяется в период с апреля по сентябрь, когда температура редко опускается ниже -5°С. В центральном регионе наиболее распространенное дизельное топливо летнее евро-класса сортов C и E. Первое выпускается летом и характеризуется температурой помутнения -5°С. Сорт E считается переходом и применяется в межсезонье. Оно мутнеет при -15°С;
2) Зимнее дизельное топливо. Данный вид топлива желательно использовать, когда температура окружающей среды составляет -20°С или выше. Обычно дизельное топливо зимнее не застывает при температуре до -35°С. Также выпускаются марки, которые можно применять при температуре от -30°С. Такие марки замерзают только при достижении температурной отметки в -45°С;
3) Арктическое дизельное топливо. Арктическое дизтопливо применяется при температуре окружающей среды от -50°С. В средней полосе России такой вариант топлива применяется редко, так как дизельное топливо зимнее обычно полностью отвечает необходимым параметрам. Но при поездках в действительно холодные регионы, такое дизтопливо просто необходимо
Для эксплуатации силового агрегата (ЯМЗ-236 НЕ) автобуса МАРЗ-52661применяются следующие дизельные топлива отвечающие требованиям ГОСТ 305-2013:
- марок Л-0,2-40, Л-0,5-40, Л-0,2-62, Л-0,5-62 при температуре окружающего воздуха 0°С и выше -топливо летнее с содержанием серы 0,2 % или 0,5% и температурой вспышки 40°С или 62°С;
- марок З-0,2-35, З-0,5-35 при температуре окружающего воздуха -20°С и выше -топливо зимнее с содержанием серы 0,2 % или 0,5%, температура застывания -35°С;
- марок З-0,2-45, З-0,5-45 при температуре окружающего воздуха -30°С и выше -топливо зимнее с содержанием серы 0,2 % или 0,5%, температура застывания -45°С;
- марок А-0,2; А-0,4 при температуре окружающего воздуха -50°С и выше -топливо арктическое с содержанием серы 0,2% или 0,4 %.
При содержании серы в топливе более 0,5% рекомендуется сократить вдвое периодичность смены масла.
Проверка качества дизельного топлива осуществляется только в лабораторных условиях, невооруженным глазом заметить отклонения от нормы в составе достаточно сложно. В Приложении 1в качестве примера есть паспорт качества на дизельное топлива марки Л-0,2-62. Наличие такого паспорта гарантирует соответствие нормам и бесперебойную работу двигателей любой техники.
Основные эксплуатационные показатели качества дизельного топлива:
1. Цетановое число дизельного топлива определяет скорость воспламенения топлива в двигателе. В идеале цетановое число должно находиться в промежутке от 40 до 55, если значение меньше, то дизтопливо воспламеняется медленнее, что может привести к быстрому износу двигателя, если больше – увеличивается расход солярки и объём выхлопных газов.Цетановое число определяется тремя методами: по совпадению вспышек, по запаздыванию самовоспламенения и по критической степени сжатия.
В качестве примера определим по вязкости и плотности приближенное цетановое число дизельного топлива расчетным методом по формуле (1). Данные будем брать из паспорта качества дизельного топлива Л-0,2-62 (Приложение 1).
(1)
где – кинематическая вязкость при 20°С, мм2/с; – плотность топлива, кг/м3
Найденное нами приближенное цетановое число в пределах нормы (от 40 до 55)
2. Температура вспышки. Это минимальная температура, при которой происходит кратковременное воспламенения паров от пламени в условиях испытания. Определяется в закрытом тигле согласно ГОСТ 6356-75.Для летнего ДТ – не ниже +40°С, зимнего ДТ – не ниже +35°С, арктического ДТ – не ниже +30°С.
3. Кинематическая вязкость. Если дизтопливо будет слишком вязким, то его неравномерное горение может привести к разрушению составных частей двигателя, если же оно будет чересчур жидким – будет плохо смазываться топливный насос. Оптимальный показатель вязкости для летнего топлива 3,0 - 6 сСт, для зимнего1,8 - 5,0 сСт.
4. Фракционный состав определяется температурой его испарения. Слишком высокий фракционный состав неизбежно приведёт к изнашиванию форсунок агрегата, разжижению масла и к образованию нагара.Наиболее важными точками фракционного состава являются значения температуры выкипания 50и 96% топлива: для летнего ДТ - не выше 280°С и 360°С, для зимнего ДТ - не выше 280°С и 340°С, для арктического ДТ - не выше 255°С и 330°С. В нашем случае по паспорту качества ДТ (Приложение 1) фактическоезначения температуры выкипанияпри 50и 96% топлива фракционного состава составляет 275°С и 358°С.
5. Содержание серы, подобно вязкости и цетановому числу, оказывает на качество дизельного топлива двойственное влияние. С одной стороны оно вызывает окисление моторного масла, с другой стороны без серы в дизтопливе не обойтись, поскольку она должным образом смазывает части двигателя, не допуская его износа. Оптимальное содержание серы в дизтопливе 0,15 до 1,5%.
Все эти параметры показателей качества можно изменить не только регулируя компоненты и длительность производственных процессов, но и посредством различных добавок. Так, дизельное топливо евро обычно благодаря различным примесям обладает антидымностью, антикоррозийностью, моющими качествами и другими полезными свойствами.