Компетенция, права и обязанности судебного эксперта

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДТП.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Служебное расследование проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП, или сотрудники дорожных служб, осуществляющие надзор над данным участком дороги. В структурах министерств отсутствует специальная штатная должность ведомственного эксперта. Служебное расследование ДТП возложено на руководящий состав предприятий.

Так, например, в Министерстве транспорта РФ руководитель автотранспортного предприятия расследует все ДТП с принадлежащими дан­ному предприятию транспортными средствами. Срок расследования не должен превышать 3 сут. Руководитель государственного производственного объединения проводит в срок 5 дней служебное расследование ДТП, последствиями которых были телесные повреждения 2 чел. и более или гибель 1 чел. и более; а также с участием нетрезвых водителей. Руководители республиканских объединений расследуют ДТП, при которых получили телесные повреждения 3 чел. и более или погибло 2 чел. или более. Срок окончания расследования 7 сут. Министр или лицо, им уполномоченное, проводит служебное расследование ДТП с особо тяжкими последствиями.

Срок проведения служебного расследования может быть в особых случаях продлен по разрешению начальника Управления главного ревизора по безопасности движения.

На автотранспортном предприятии введена должность инженера по безопасности движения. Он выясняет причины ДТП, оценивает ущерб, разрабатывает и обеспечивает выполнение мероприятий по их предупреждению.

Для грамотного анализа аварийности руководители и инженерно-технический персонал автотранспортных предприятий должны иметь специальные знания по методам исследования ДТП, правильному оформлению технической документации, связанной с происшествием, и по установлению его причин. Специальные знания необходимы и потому, что многие должностные лица автомобильных хозяйств и организаций участвуют в работе следственных, судебных органов в качестве автотехнических экспертов или представителей одной из заинтересованных сторон (истца или ответчика) по гражданским искам. В связи с развитием товарищеских судов на предприятиях специальные познания нужны и среднему административно-техническому составу, принимающему участие в работе судов в качестве народных заседателей, общественных обвинителей или защитников.

Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявлении нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также в разработке мероприятий по устранению причин происшествий. Служебное расследование должно выявить организационно-технические и другие недостатки в работе автотранспортного предприятия, послужившие причиной ДТП или оказавшие влияние на него. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению безопасности дорожного движения и за выявленные недостатки.

Судебная экспертиза ДТП— это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному и гражданскому делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений Министерства юстиции РФ. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В ос­новном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Эксперт исследует ДТП, используя специальные познания в науке, технике или ремесле.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы по таким ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. Материальный ущерб определяется как сумма убытков от повреждений транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также от гибели животных. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует в качестве вещественных доказательств кровь, волосы, мозговое вещество, кости, мягкие ткани погиб­ших, определяет их свойства и характерные признаки.

Криминалистический экспертисследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизыявляется установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопас­ности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбина­циях. В общем виде они формулируются следующим образом:

выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства;

отбор факторов, которые могли способствовать возник­новению и развитию ДТП, их теоретическое и экспери­ментальное исследование;

установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участни­ками;

определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Каждому ДТП сопутствуют «немые свидетели» — вещественные доказательства. Знания и опыт эксперта заставляют их свидетелей «заговорить». Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия, и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следо­вателю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку участникам происшест­вия, всесторонне и критически квалифицировать его об­стоятельства, определить их значение для конкретного уголовного дела.

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнение или разногласия в их толковании.

В состав комиссии входит несколько экспертов (обычно 2—5) одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизуназначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т. д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решает вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторную экспертизы. Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда. Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертизаможет быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополни­тельных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Пов­торная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены (полностью или частично) эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Повторная экспертиза часто отвечает на те же вопро­сы, что и предыдущая. Если же задаются новые вопросы, то среди них должен быть вопрос о совпадении выводов настоящей экспертизы с выводами пре­дыдущей или о причинах несогласия с ними.

Судебными доказательствами в нашей стране считают любые фактические данные, на основе которых в опре­деленном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общест­венно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние и другие обстоятельсва, имеющие значе­ние для правильного разрешения дела. К таким дока­зательствам относятся: показания свидетелей, обви­няемого (подозреваемого), потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы след­ственных и судебных действий.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступле­ниях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проводимых на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя представ­ленные доказательства, эксперт в соответствии с постав­ленными перед ним задачами устанавливает другие до­казательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информа­ция, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

Заключение эксперта-автотехника не является обязательным для следствия и суда, но их несогласие с выводами специалиста должно быть мотивировано и отражено в обвинительном заключении, приговоре или в постановлении (определении) о назначении повторной экспертизы.

Головной организаций, осуществляющей методическое и научно-техническое руководство экспертной работой в нашей стране, является ВНИИСЭ. В столицах республик РФ, крупных городах и населенных пунктах работают научно-исследовательские институты или криминалистические лаборатории судебных экспертиз. Они подчиняются по административной линии соответствующему министерству юстиции. В процессе научного и мето­дического руководства ВНИИСЭ регулярно проверяет качество экспертиз, выполняемых этими институтами и лабораториями, а также сроки их выполнения.

Кроме того, судебные эксперты работают при местных прокуратурах и судах. Квалификация эксперта присваивается экспертно-квалификационными комиссиями экспертных учреждений Министерства юстиции РФ. При отсутствии штатных экспертов, а также для разрешения некоторых специальных вопросов к экспертизе привлекают сотрудников научно-исследовательских учреждений, работников автотранспортных ор­ганизаций.

Производство экспертиз осуществляется в соответствии с законом, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ и утвержденными инструкциями. Все эксперты в своей деятельности руководствуются нормами и законодательством той республики, на территории которой проводится экспертиза, независимо от того, где находится экспертное учреждение.

Руководитель (директор, заведующий) экспертного учреждения (института, лаборатории) знакомится с материалами дела, поступающего на экспертизу. Он проверяет их соответствие требованиям процессуаль­ного законодательства и другим нормативным актам, определяет вид и количество экспертиз, подлежащих выполнению, устанавливает сроки их окончания исходя из объема материалов и сложности предстоящего исследования. По материалам с небольшим числом объектов, не требующих сложных исследований, срок экспертизы обычно не превышает 10 дней, по более сложным делам — 20 дней.

Руководитель письменно поручает производство экспертизы эксперту (или комиссии), разъясняет обя­занности и права, предупреждает об ответственно­сти за отказ или уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения. По окон­чании экспертизы он проверяет полноту исследова­ния и обоснованность выводов, качество оформления заключения и направляет все материалы органу, назначившему экспертизу. Часть обязанностей руко­водитель экспертного учреждения может поручить своим заместителям, начальникам отделов, групп, секторов.

В случае нарушения требований процессуального законодательства или правил оформления материалов, присланных для исследования, что делает производство экспертизы невозможным, руководитель сообщает об этом органу, вынесшему постановление о назначении экспертизы. Если последний не устранит обнаруженные дефекты по истечении установленного срока (обычно около 1 мес), материалы возвращают ему без исполнения. Материалы дела могут быть также возвращены без исполнения в следующих случаях:

· отсутствие объектов, подлежащих исследованию;

· отсутствие в постановлении вопросов, относящихся к предмету экспертизы;

· назначение экспертизы по вопросам, решение которых в данном экспертном учреждении невозможно, так как оно не располагает необходимым оборудованием или экспертами соответствующей специальности;

· несогласие назначившего экспертизу органа на замену персонально указанного в постановлении эксперта, который в данное время не работает в экспертном учреждении.

Если на проведение исследований, необходимых для ответа на все поставленные вопросы, требуется больше 20 дней, то руководитель экспертного учреждения может продлить этот срок, согласовав это с назначившим экспертизу органом.

КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА

Компетенция, права и обязанности судебного эксперта-автотехника регламентированы законом, сформулированным в УК и УПК республик. Судебные эксперты-автотехники в своей деятельности руководствуются Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ и Инструкцией о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ.

Эксперт-автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет за свое заключение личную ответственность. Заключение судебного эксперта-автотехника базируется на материалах уголовного дела и является доказательством по делу. В процессах по автотранспортным преступлениям на нем наряду с другими доказательствами базируются обвинительное заключение и приговор.

Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизиологических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов* действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью оценивает все доказательства суд.

Под компетенцией эксперта-автотехникапонимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг полномочий, представленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний.

В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП; обстановки на месте ДТП, действий участников ДТП, процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определе­ние технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние транспортных средств исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность обнаружить ее до ДТП. Эксперт-автотехник, устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП й определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии транспортного средства в момент ДТП. Применение термина «техническая возможность» обусловлено необходимостью решать вопросы безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизио­логическим характеристикам. Эксперт выясняет обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующие движение транспортных средств и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициен­ты сцепления шин с дорогой и сопротивления качению, уклон дороги, радиусы закруглений, средства организации движения). В процессе исследований определяют траектории движения транспортных средств, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП.

Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и других нормативных актов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указаниями нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям.

Он выявляет, какие действия водителя по управлению автомобилем с момента возникновения опасности могли предотвратить ДТП и какими требованиями Правил дорожного движения они предусмотрены. Он выясняет также, была ли у водителя транспортного средства возможность совершить эти действия. Тем самым эксперт определяет технические аспекты причинной связи между действиями участников ДТП (установленными как следствием и судом, так и самим экспертом) и происшествием, если выяснение этих связей требует специальных познаний.

При исследовании процесса (механизма) ДТП или его отдельных стадий эксперт-автотехник устанавливает величины и направление действия сил между столкнувшимися транспортными средствами или между транс­портным средством и препятствием. Анализируя наезд автомобиля на пешехода, он определяет основные параметры их движения и взаимное расположение в различные моменты времени.

Эксперт устанавливает также момент возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента. Этот момент требует принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортных средств, опрокидывания и т. п.).

Эксперт-автотехник определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть пешехода или транспортное средство. Если этот момент определен следователем (судом), то эксперт принимает его в качестве исходного.

Определяя наличие у участников ДТП технической возможности предотвратить происшествие, эксперт опирается не только на предоставленные ему исходные данные, но и на сведения, которые он сам получил расчетным путем. Если полученные экспертом данные расходятся с данными, указанными следователем (судом), то эксперт указывает на это в своем заключении.

В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, для ответа на которые необходимы специальные познания.

Судебный эксперт-автотехник имеет правознакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету автотехнической экспертизы, присутствовать (с разрешения следователя, прокурора или судьи) при допросах и других следственных действиях, задавать допраши­ваемым вопросы. Он имеет право заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, а также о создании ему необходимых условий при осмотре места ДТП, проведении эксперимента и при участии в следственных действиях.

Эксперт вправе осматривать место ДТП и транспортные средства для того, чтобы уточнить исходные данные, предоставленные ему для исследования. Он имеет также право собственноручно записывать в протоколе допроса свои ответы на вопросы следователя, поставленные для разъяснения заключения. Ознакомившись с протоколом допроса, эксперт может высказать свои замечания, которые обязательно заносятся в протокол.

Установив в ходе исследования ДТП обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для дела, эксперт имеет право указать в своем заключении на них, даже если по поводу этих обстоятельств ему не были заданы вопросы. Он вправе также обжаловать в установленном порядке действия или решения следователя, прокурора или судьи, нарушающие права или законные интересы эксперта.

Судебный эксперт-автотехник имеет права давать заключение и показания на родном языке, а при необходимости пользоваться услугами переводчика, назначаемого органами дознания, следователем или судом.

Судебный эксперт не имеет права отказываться или уклоняться от обязанностей эксперта и разглашать материалы уголовного дела без разрешения органа, назначившего экспертизу.

Эксперт-автотехник не имеет праваисследовать материалы дела, не относящиеся к предмету экспертизы, самостоятельно собирать необходимые для заключения исходные данные, отсутствующие в деле, и изымать из дела имеющиеся данные. Он не вправе отвечать на вопросы, относящиеся к правовой оценке действий водителя и других участников ДТП, а также к оценке доказательств и юридической квалификации преступления, к установлению наличия или отсутствия вины, к удовлетворению исковых требований и др. Эти вопросы относятся к компетенции органов дознания, предварительного следствия и суда. Эксперт не имеет права привлекать посторонних лиц к порученной ему экспертизе и принимать участие в производстве по делу в случаях, если есть обстоятельства, дающие основания считать, что он лично прямо или косвенно может быть заинтересован в исходе данного дела. В этих случаях эксперт заявляет самоотвод.

Эксперт-автотехник обязан, дать заключение по поставлен­ным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованные отказ и уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.

Эксперт-автотехник обязан детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить вопрос перед следствием или судом о предоставлении ему недостающих данных. Такие данные могут быть получены в результате дополнительных допросов участников и свидетелей ДТП, судебно-медицинской экспертизы или финансово-бухгалтерской ревизии документов, выезда на место происшествия и его осмотра, следственного эксперимента, а также из объяснительных документов соответствующих организаций.

В обязанности эксперта входит использование научно-технических средств, способствующих полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния транспортных средств. Эксперт обязан сообщать в письменной, форме органу, назна­чившему экспертизу, о' невозможности дачи заключения, если поставленные, вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если представленный на исследование материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно. Он обязан также исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без дополнительных данных ответить хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключении он должен сообщить о причинах, сделавших невозможным ответы на другие вопросы. Эксперт обязан обеспечить сохранность материалов дела, полученных для исследования.

В указанных в законе случаях эксперт проводит экспертизу в присутствии прокурора или следователя, а также обвиняемого и предоставляет ему возможность давать необходимые разъяснения.

Эксперт обязан являться по вызову следователя или суда на допрос для разъяснения данного им заключения. В обязанности эксперта входит также установление обстоятельств, которые способствовали (или могли спо­собствовать) ДТП, нарушению Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, если для этого требуются 'специальные познания и имеются необходимые данные.

Эксперт участвует в разработке мер предупредительного характера, направленных на обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, и активно способствует улучшению качества и сокра­щению сроков судебных автотехнических экспертиз.

Наши рекомендации