Понятие и классификация управленческих решений 4 страница
Активно взаимодействуя с подчиненными при подготовке управленческого решения, руководитель способствует удовлетворению потребностей своих сотрудников в признании их компетентности и в ощущении причастности к жизни фирмы, а также дает возможность творческого самовыражения.
2. Организация исполнения принятого решения.
Согласно «золотому правилу» управления, самой важной способностью руководителя является получение результатов через своих работников. Делегирование полномочий работникам психологически предполагает единство доверия и требовательности. Доверяя, вы предоставляете работнику возможность творчески подойти к решению стоящей перед ним задачи, максимально использовать свой опыт, знания, способности. Требуя, повышаете его ответственность за результат.
Делегируя полномочия на этапе организации исполнения решения, необходимо сформулировать задачи так, чтобы каждый сотрудник четко понимал, какое задание он должен выполнить и в какие сроки; представлял, за что он отвечает; обладал достаточными полномочиями и средствами для успешного выполнения работы.
Кроме того, задание должно быть привлекательным для сотрудника. Только достаточно сложное, требующее использования разных навыков и способностей, профессионального самосовершенствования и творчества, задание будет по-настоящему увлекать работника. Сознание же важности работы для достижения общей цели снизит риск безответственного отношения к ней. Стоит также помнить, что после выполнения задания сотрудник должен получить не только осязаемый результат своей деятельности, но и ясную информацию об эффективности своей работы.
3. Контроль за исполнением решения.
Часто руководитель не следует «золотому правилу», опасаясь потерять контроль над ситуацией. Однако отличный сплачивающий и мотивирующий эффект дает схема взаимоконтроля подразделений, когда от качества работы одного отдела зависят результаты работы другого.
4. Оценка конечных результатов.
Получение при оценке конечных результатов информации об итогах работы фирмы и значимости его личного вклада в результат позволяет каждому сотруднику ощущать себя необходимым членом коллектива, соотносить свои достижения с достижениями фирмы, связывать свое будущее с будущим организации, понимать, что признание компетентности, карьерный рост, материальное вознаграждение - все это логичное следствие правильно организованной работы сплоченной команды профессионалов.[12]
Хорошо продуманная система мотивации позволяет эффективно управлять деловым поведением персонала, обеспечивая процветание организации. Многие российские компании стремятся создать условия для удовлетворения потребностей своих работников и весьма преуспевают в этом. Так что высокий уровень заработной платы и предложение полноценного социального пакета, обучение и планирование карьеры сотрудников, организация корпоративных мероприятий, диагностика ситуации в компании с привлечением внешних консультантов и проведение опросов среди персонала постепенно становятся привычными условиями работы сотрудников коммерческих организаций.
Глава 2. Формы и методы принятия предпринимательского решения на примере ЗАО «Технология» г.Калуга
Организационно-экономическая характеристика
ЗАО "Технология" работает на рынке транспортных услуг начиная с 2004 года.
Местонахождение Общества: Калуга, ул. Московская, д. 292.
Устойчивость и конкурентоспособность компании "Технология" на рынке грузоперевозок обусловлены высококачественным обслуживанием клиентов и предоставления комплекса необходимых услуг по обработке и перевозке грузов.
Начиная свой бизнес, они сделали ставку на интенсивное развитие международных перевозок и таможенную очистку грузов, а также на стремление полностью удовлетворить потребность клиентов в качественных транспортных услугах, выполнить все пожелания с минимальными затратами времени и средств. Сохраняя свою репутацию, одинаково добросовестно относятся как к обслуживанию крупных контрактов, так и к перевозке грузов в небольших объемах.
Предоставляемые услуги:
· Автомобильные перевозки
· Смешанные автомобильно-железнодорожные перевозки
· Получение и отправка груза без участия клиента.
· Подготовка груза к транспортировке
· Экспедирование
· Страхование
Роль грузоперевозки железнодорожным транспортом особенно возросла в последнее время, когда мировой экономический кризис заставляет даже самых успешных бизнесменов задумываться об экономии. Стоимость ж/д перевозки изначально была весьма привлекательной, к тому же по сравнению с другими способами грузоперевозки, железнодорожные перевозки растут в цене значительно медленнее. Именно поэтому для многих транспортных компаний железнодорожные перевозки стали основным видом предоставляемых услуг.
Анализ текущего состояния ЗАО "Технология"
Исследование деятельности фирмы, выявило:
· спрос на импортную качественную технику по разным категориям упал почти в 10 раз;
· появилась ниша для товаров с ценой ниже, чем у импортных известных аналогов;
· основным спросо-формирующим факторам стала цена товара, обогнав по рейтингам качество и известность марки;
· многие поставщики-производители товара ушли с рынка, испугавшись непредсказуемости ситуации в стране;
· исчезла возможность кредитования со стороны производителей.
В настоящее время на рынке работает большое количество малых и крупных предприятий. Серьезными конкурентами для ЗАО "Технология" являются такие компании как ООО "Авто-Центр", ЗАО "Логистик-Мастер". Перечисленные предприятия предлагают надежную продукцию и связанное с ней качественное обслуживание, обладают объемом услуг и разнообразием их реализации, а также все они территориально доступны для клиентов.
Итак, исследование деятельности ЗАО "Технология" в области сервисного обслуживания потребителей позволяет сделать вывод об конкурентных позициях на товарном рынке. (Таблица 2.1)
Таблица 2.1 Издержки обращения ЗАО "Технология" в 2012 - 2015 гг., тыс. руб.
Показатель | Годы | |||
Издержки обращения, в том числе | 3817,6 | 5438,4 | 5983,9 | 8394,1 |
Транспортные расходы | 725,4 | 1033,1 | 1137,8 | 1595,7 |
Аренда офисных помещений | 305,4 | 435,1 | 478,7 | 671,5 |
Аренда складских помещений | 190,9 | 271,9 | 299,1 | 419,7 |
Заработная плата | 383,4 | 539,2 | 589,9 | 841,1 |
Представительские расходы | 113,3 | 167,7 | 188,0 | 249,5 |
Примечание. Источник: собственная разработка
На рисунке 2.1 представлена структура издержек обращения ЗАО "Технология" в 2015 году.
Рисунок 2.1 Структура издержек обращения ЗАО "Технология" в 2015 году
Примечание. Источник: собственная разработка
Итак, в структуре издержек обращения преобладают издержки по закупке товаров (55%), транспортные расходы (19%), заработная плата (10%), расходы по аренде складских помещений (8%), расходы по аренде офисных помещений (5%), представительские расходы (3%).
Прибыль от реализации ЗАО "Технология" за период с 2012 года по 2015 год уменьшилась в 3,8 раза (до 1,4 млн. руб. с 5,4 млн. руб.).
Под эффективностью коммерческой деятельности понимается соотношение результатов функционирования субъектов бизнеса (прибыль, доход) к затратам на получение этого результата (себестоимость производства, издержки обращения).
Достижение целей деятельности субъекта предпринимательства всегда связано с определенными затратами. Показателем, выражающим действенность функционирования в бизнесе, является экономическая эффективность. Она рассматривается как отношение полученного результата к затратам на его получение.
Многочисленные способы измерения эффективности представляют собой сопоставление затрат и результатов на основе расчета различного рода отношений и сумм (разностей). Наиболее простым способом построения показателей эффективности является отношение обобщающего показателя результатов бизнеса (доход, прибыль) к издержкам.
В таблице 2.2 представлены показатели коммерческой деятельности ЗАО "Технология" в 2012 - 2015 годах.
Таблица 2.2 Показатели коммерческой деятельности ЗАО "Технология" в 2012 - 2015 гг., млн. руб.
Показатель | Годы | |||
Объем реализации | 12,2 | 7,3 | 8,7 | 4,5 |
Издержки обращения | 8,4 | 5,4 | 6,0 | 3,8 |
Прибыль от реализации | 5,4 | 2,5 | 3,7 | 1,4 |
Рентабельность, % |
Примечание. Источник: собственная разработка