Сегментация рынка при проектирование центра автосервиса.
При проведении маркетинговых изучений рынка необходимо самое серьезное внимание уделить возможным покупателям услуг. Изучаются их потребительские привычки, характер запросов, потребительские возможности и другое, что необходимо для сегментирования рынка автосервисных услуг.
Сегментация позволяет специализировать СТО и предлагать тем самым услуги в соответствии с запросами
потребителей, проводить адресную рекламу, создавать основу для разработки бизнес-плана развития предприятия, развивать конкурентные преимущества и т.д.
Существует большое количество признаков сегментирования рынка автосервисных услуг. Сначала рекомендуется клиентов в любой сфере услуг разделить на две группы: индивидуальные клиенты и клиенты-организации. Эти два сегмента потребителей услуг имеют как общие черты, так и различия, однако базовые (основные) услуги могут предлагаться и тому, и другому сегменту.
Два выделенных основных сегмента рынка в свою очередь могут быть разделены на более мелкие сегменты.
Сегментация рынка по признакам потребителей. Потребителей автосервисных услуг можно разделить на группы (сегменты) по различным признакам, в каждом из которых имеются свои особенности в формировании спроса.
По уровню доходов населения. Цены на услуги в более "доходных" регионах выше, чем в менее "доходных".
По месту проживания. На морском побережье спрос на проведение работ по антикоррозийной обработке кузова будет выше, чем в регионах с сухим климатом. В свою очередь в районах с сухим климатом – большая востребованность в работах по частой замене масла, чистке салона и т.д.
По социальному статусу. С точки зрения социального статуса, автовладельцы подразделяются на несколько категорий.
В работе выделяются, например, следующие категории.
1. Элита общества: представители высшей государственной власти, управленческой сферы и сферы производства и предпринимательства; деятели литературы и искусства, науки и техники.
2. Люди с высоким социальным статусом: государственные чиновники высокого уровня; научно-техническая интеллигенция; руководители крупных предприятий, организаций и фирм; люди творческой работы, которые не принадлежат к элите.
3. Люди со статусом, выше среднего: научная и педагогическая интеллигенция; руководители предприятий;
представители литературы и искусства; бизнесмены.
4. Люди со средним социальным статусом: специалисты разных профилей, педагоги; высококвалифицированные работники; руководители "тактического" уровня; бизнесмены; инженерно-технические работники.
5. Люди с низким социальным статусом: мелкие служащие, квалифицированные и малоквалифицированные работники.
6. Люди с очень низким социальным статусом: неквалифицированные работники, пенсионеры, нуждающиеся в материальной поддержке.
По уровню технической подготовленности. Среди автовладельцев выделяются и те, кто хорошо знает автомобиль и может ремонтировать его сам и кто не знает автомобиль и методы его ремонта.
По наличию производственных условий. Потребители, которые могут сами ремонтировать автомобиль, должны располагать для этого необходимыми условиями (иметь гараж, ремонтное оборудование и др.).
По демографическим признакам. Потребителей услуг (мужчин и женщин) группируют по возрасту. В каждой такой возрастной группе имеется свое особое отношение к автосервису. Женщины, например, почти все полностью доверяют СТО свои проблемы с автомобилем.
Сегментация рынка по параметрам услуг. Этот вид сегментации проводится согласно параметрам товаров и услуг. В отдельный сегмент рынка группируются конкретные услуги, которые предоставляются независимо от марок и моделей автомобилей, например, такие, как шиномонтаж и балансировка колес, мойка автомобилей, диагностика, рихтовочно-смазочные работы, ремонт электрооборудования, рихтовка и покраска дисков колес, покраска номерных знаков, замена масла и т.п.
Сегментация рынка по параметрам услуг дает возможность работникам автосервиса оценить емкость рынка и его привлекательность для конкретных групп потребителей. Если автовладельцу, независимо от марки и модели его автомобиля, необходимо смонтировать колесо или заменить масло в двигателе, то он отдаст преимущество тому, кто сделает это лучше, за меньшую цену, с более высоким технологическим уровнем обслуживания.
Потребителей автосервисных услуг (заказчиков) можно разделить на 4 группы.
1. Владельцы личных автомобилей, главным образом легковых, использующие их не для предпринимательских целей.
2. Индивидуальные предприниматели автовладельцы, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов на
коммерческой основе.
3. Специализированные автотранспортные предприятия общего пользования, выполняющие транспортные услуги на коммерческой основе.
4. Предприятия и организации различных отраслей экономики (промышленности, строительства и др.),
располагающие собственным автомобильным парком (ведомственный автотранспорт).
Изучение потребителей важно для проведения эффективной торговой или сервисной политики. Оно помогает установить особенности покупателей данного рынка, определить, какие услуги или товары им необходимы, где им удобнее покупать, когда, в каком количестве, как часто они приобретают и как используют товары.
Сегментация рынка требует большого объема информации о рынках и потребителях. Это может быть информация, которая уже есть, например, данные статистике о числе автомобилей, о производственных мощностях автосервиса, о количестве жителей в городах и областях, отчетные данные СТО и фирм, информация в периодических изданиях и информация, которую еще надо получить впервые. В совокупности получение информации и ее анализ называются изучением рынка. Оно дает ответ на вопрос о характеристиках и емкости рынка, возможностях различных сегментов рынка и СТО для работы на рынке.
8. Расчёт числа постов ремонтной зоны
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенными для технического воздействия на автомобиль для поддержания или восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида.
Для данного вида работ число рабочих постов определяется следующим образом:
Х = Тп j / (Фп Рср),
где: Х - число рабочих постов;
Тп - годовой объем постовых работ, чел. - ч.;
j = 1,15 – коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Фп - годовой фонд рабочего времени поста, ч.;
Рср - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Фп = Драб.г. · Тсм · С · h,
где: Драб.г. – число дней работы в году станции обслуживания (Драб.г = 305);
Тсм – продолжительность смены (Тсм = 8ч.);
С – число смен (С = 2);
h = 0,9 – коэффициент использования рабочего времени поста.
Фп = Драб.г. Тсм С h = 305 · 8 · 2 · 0,9 = 4392,00 ч.
Среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимаем 9 чел.
Х = Тп · j / (Фп · Рср) = 146640 · 1,15 / (4392,00 · 9) = 4,24
Принимаем Х = 4 поста.
Дополнительно к расчетным постам на городских станциях диагностики и текущего ремонта могут предусматриваться летние посты мойки и пост для самообслуживания.
Вспомогательные посты – это автомобиле - места, оснащенные или неоснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (посты приемки-выдачи автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ).
Автомобиле - места ожидания – это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие и вспомогательные посты или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
Общее число автомобиле - мест (Хам) ожидания на производственных участках станции ТО и ТР составляет 0,5 на один рабочий пост, что составляет 2 автомобиле - места ожидания (Хам = 2).
Автомобиле - места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей, принятых на ТО и ТР.
Вар. 2
Более 50% объема работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объема —планировочного решения предприятия.
Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.
Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих. В результате повышаются качество работы и производительность труда.
На основе установленной производственной программы, режима работы зон, выбранной организационной структуры и технологии ТО и ТР автомобилей производится расчет числа линий, специализированных и универсальных постов, распределение рабочих по постам, расчет и подбор оборудования.
Режим работы зоны ТР составляет, как правило, две, а иногда и три смены. В дневную смену выполняются наиболее трудоемкие и сложные работы ТР, требующие участия производственных цехов и участков, а также работы по устранению самопроявившихся отказов автомобилей. Во вторую и третью смену выполняются ремонтные работы, выявившиеся при ТО и диагностировании, и работы по заявкам водителей.