Понятие о рейтинге транспортно-экспедиционных компаний
Транспортно-экспедиционные компании (ТЭК), как уже сказано в начале главы, играют важную роль на национальных и международных рынках. Особенно это относится к ТЭКам при внешнеторговых операциях.
ТЭД происходит в условиях достаточно жесткой конкуренции, поэтому транспортно-экспедиционная организация должна обладать высоким уровнем конкурентоспособности, т.е. способностью оказания осуществлять такие услуги, которые полностью соответствуют потребностям рынка вообще, и конкретного потребителя в частности и выгодно отличаются от услуг со стороны других подобных организаций по соотношению цен и потребительских качеств.
В связи с тем, что в настоящее время существует достаточно большое число ТЭКов пользователи их услугами (а таковыми могут быть клиенты-заказчики, перевозчики, другие ТЭКи – отечественные или зарубежные) должны иметь возможность выбора именно того ТЭКа, который представляется им наиболее привлекательным для решения данной конкретной для каждого случая задачи доставки груза.
Показателем, дающим возможность проведения такого выбора является рейтинг. Это – индивидуальный числовой показатель оценки какого-либо субъекта относительно других аналогичных, определяемый на основе оценки экспертов, итогов голосования, специальных расчетов и т.п.
Рейтинг дает также возможность самому объекту получения представления о своей конкурентоспособности, самооценке, разработке и внедрению мероприятий, которые смогут способствовать повышению рейтинга.
Рейтингование (расчет числовых значений) стало осуществляться в США еще в начале ХХ века и сейчас имеется за рубежом практически повсеместно. В России же рейтингование находится пока еще на этапе начального развития, но имеет весьма перспективное будущее.
Методика и технология проведения рейтингования являются достаточно сложными.
Основные положения заключаются в следующем:
- рейтингование проводится только по субъектам, занимающимся одинаковой (однотипной) деятельностью;
- создается и оформляется орган (группа) рейтингования из специалистов, экспертов и т.п.;
- определяется система критериев и показателей;
- определяется вес (в %) каждого показателя, входящего в каждый критерий (все вместе они должны составлять 100%);
- основными источниками информации для расчетов явялются изучение отчетности о деятельности и результатов анкетирования;
- расчеты проводятся по каждому объекту;
- для сведения воедино оценок различных показателей и получения рейтинговой оценки применяется средневзвешенная арифметическая оценка;
- лидером рейтингования признается тот субъект (участник), который наберет большее число баллов;
- результаты рейтингования носят не законодательный (обязательный), а рекомендательный (справочно-аналитический) характер.
Основными критериями являются:
1. перечень работ, услуг;
2. стоимость работ, услуг;
3. объемы работ, услуг;
4. квалификация;
5. техническая, технологическая и информационная оснащенность;
6. финансовое положение;
7. репутация;
8. прочие показатели.
В табл. ... приведены показатели-составляющие по указанным выше критериям.
Таблица ...
Показатели по критериям
Код (номер) | Наименование критерия (показателя) | Единица измерения |
1. | Перечень работ, услуг | да/нет |
1.1. | Транспортировка грузов | да/нет |
1.2. | Погрузочно-разгрузочные работы | да/нет |
1.3. | Экспедиторские услуги | да/нет |
1.4. | Агентирование судов | да/нет |
1.5. | Услуги таможенного брокера | да/нет |
1.6. | Страхование грузов | да/нет |
1.7. | Сюрвейерные услуги | да/нет |
2. | Стоимость работ, услуг (зависит от видов грузов) | |
2.1. | Тарифы на перевозку грузов: | |
2.1.1. | - по воздуху (авиаперевозки) | руб./т |
2.1.2. | - автомобильным транспортом | руб./т |
2.1.3. | - по железной дороге | руб./т |
2.1.4. | - по морю | руб./т |
2.2. | Тариф на погрузочно-разгрузочные работы | |
2.3. | Стоимость экспедиторского обслуживания | |
2.4. | Агентирование судов | |
2.5. | Стоимость услуг таможенного брокера | |
2.6. | Стоимость страхования грузов | |
2.7. | Стоимость сюрвейерных услуг | |
3. | Объемы работ, услуг | |
3.1. | Транспортировка грузов | тыс. тонн/л/шт. |
3.2. | Погрузочно-разгрузочные работы | тыс. тонн/л/шт. |
3.3. | Экспедиторские услуги | |
3.4. | Агентирование судов | ед. |
3.5. | Услуги таможенного брокера | * |
3.6. | Страхование грузов | * |
3.7. | Сюрвейерные услуги | ед. |
4. | Квалификация | |
4.1. | Наличие лицензии на виды деятельности (работ) | шт. |
4.1.1. | транспортно-экспедиторское обслуживание юридических и физических лиц | шт. |
4.1.2. | перевозку грузов | шт. |
4.1.3. | на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера | шт. |
4.1.4. | на учреждение склада временного хранения | шт. |
4.1.5. | на иные виды деятельности и работ в области транспортно-экспедиторского обслуживания | шт. |
4.2. | Срок деятельности компании по профилю рейтинга | лет |
4.3. | То же в сфере экспортно-импортных операций | лет |
4.4. | Общая численность работников | чел. |
4.5. | Численность работников, занятых в основном производстве | чел. |
4.6. | Количество сотрудников, имеющих: | чел. |
4.6.1. | ученые степени кандидатов и докторов наук | чел. |
4.6.2. | высшее образование | чел. |
4.6.3. | свидетельства (сертификаты) о повышении квалификации или переподготовке | чел. |
4.7. | Наличие сертификата стандарта качества ИСО 9002 (или выше) | да/нет |
5. | Техническая, технологическая и информационная оснащенность | |
5.1. | Наличие собственных транспортных средств, подъемно-транспортных машин и механизмов | ед. |
5.2. | Наличие утвержденных технологий (схем) производства работ, оказания услуг | ед. |
5.3. | Компьютерный парк | ед. |
5.4. | Количество внутренних локальных компьютерных сетей | ед. |
5.5. | Наличие сети корпоративной мобильной связи | да/нет |
5.6. | Наличие факсимильной и факсмодемной связи | да/нет |
5.7. | Подключение к информационным и вычислительным сетям, в т.ч. Интернет | да/нет |
5.8. | Наличие официального сайта в Интернете | да/нет |
6. | Финансовое состояние | млн. руб. |
6.1. | Годовой оборот | млн. руб. |
6.2. | Уставный капитал | млн. руб. |
6.3. | Платежи в бюджеты (налоги и сборы) | млн. руб. |
6.4. | Прибыль | млн. руб. |
7. | Репутация | |
7.1. | Число публикаций в СМИ, характеризующих деятельность участника рейтинга (в т.ч. статьи, реклама, ссылки в Интернете и пр.) – дать перечень ссылок | шт. |
7.2. | Членство в отраслевых ассоциациях | кол-во |
7.2.1. | на территории России | кол-во |
7.2.2. | за рубежом | кол-во |
7.3. | Наличие лауреатских званий, дипломов, премий и иных наград | шт. |
7.4. | Спонсорская деятельность | тыс. руб. |
8. | Прочие показатели | |
8.1. | Количество филиалов (представительств) | шт. |
8.2. | Научно-исследовательская, инновационная деятельность | |
8.2.1. | публикации в научных изданиях | шт. |
8.2.2. | количество сотрудников, обучающихся в аспирантуре, докторантуре | шт. |
8.2.3. | наличие собственных научно-исследовательских подразделений, инновационных центров | да/нет |
8.3. | Количество компаний - международных партнеров | шт. |
Контрольные вопросы
1. В чем главный эффект ТЭД?
2. Каковы показатели эффективности ТЭО в целом?
3. В чем эффективность ТЭО при внешнеторговой деятельности?
4. Каково значение рейтинга для операторов на рынке ТЭО?
5. Каковы основные показатели рейтинга?
6. Как проводится рейтингование?
РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК И ТРАНСПОРТНО – ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ