Время оборота с обратной порожней ездкой составит 4 страница
С учетом допустимой нагрузки на пол склада количество ярусов можно определить по формуле
где z я – количество ярусов укладки пакетов;
e – допустимая удельная нагрузка на пол склада, т/м2;
e п – удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом, т/м2.
Удельная нагрузка, создаваемая одним пакетом,
e п = q п / (l п · b п) = 0,72 / (1,2 · 1,0) = 0,6 т/м2,
где q п – масса пакета, т. В соответствии с решением по заданию 15 при-
нимаем qп = 0,72 т;
l п, b п – длина, ширина пакета соответственно, м.
Допустимое количество ярусов:
на 1-м этаже
z я1 = 3,0 / 0,6 = 5;
на 2-м этаже
z я2 = 1,8 / 0,6 = 3.
С учетом высоты хранилища
z я = h хр / h п;
на 1-м этаже
z я1 = 4,6 / 1 = 4;
на 2-м этаже
z я2 = 3,2 / 1 = 3.
Допустимое количество ярусов с учетом прочности тары определяет изготовитель продукции, о чем он указывает на специальной маркировке. В данном примере будем считать, что изготовитель определил три яруса.
Таким образом, пакеты как на первом, так и на втором этаже можно штабелировать только в три яруса.
Грузы в таре целесообразно хранить на втором этаже, на стеллажах. При высоте стеллажа 1 м удельная нагрузка от грузов в таре εт не должна превышать 0,6 т/м2.
3. Площадь хранилища:
для хранения контейнеров
= n х· t х· f к· K пр· K н/ z я=
= (18,5 / 1,14) · 3 · (2,1 · 1,325) · 1,4 · 1,2 / 1 = 224,4 м2;
где 1,14 – масса груза в контейнере при γ = 0,6 – см. решение по заданию 15);
для хранения пакетов
= (24,6 / 0,72) · 3 · (1,2 · 1,0) · 1,4 · 1,2 / 3 = 68,5 м2;
для хранения грузов в таре
= Q cут· t x· K пр· К н/ (eт· z ст) =
= 18,5 · 3 · 1,7 · 1,2 / (0,6 · 3) = 62,9 м2.
Следовательно, общая площадь хранилища
F c = 224,4 + 68,5 + 62,9 = 355,8 м2,
в том числе:
открытая (крытая) площадка – 224,4 м2,
двухэтажное хранилище с площадью хранения на первом этаже – 68,5 м2 и на втором этаже – 62,9 м2.
Контрольные вопросы
Пояснить порядок расчета площади для размещения грузов на складе при хранении их в контейнерах, пакетами, в тарно-штучной упаковке, навалом.
Задание 20
На контейнерный терминал в железнодорожном подвижном составе поступают контейнеры АУК-1,25, которые затем развозятся клиентам автомобильным транспортом. Выгрузка контейнеров из железнодорожного подвижного состава и загрузка их в автотранспорт осуществляется козловым краном КК-5.
Для вывоза контейнеров назначаются 4 автомобиля. Передача контейнеров осуществляется в следующем порядке: при наличии автомобилей на терминале производится прямая перегрузка по схеме «вагон–автомобиль», при их отсутствии контейнеры выгружаются на контейнерную площадку, после чего производится их отправка автотранспортом клиентов.
Среднее расстояние развоза контейнеров l ег = 10 км, техническая скорость V т = 20 км/ч.
При перегрузке по схеме «вагон–автомобиль» время рабочего цикла крана Тц = 2,8 мин, коэффициент использования рабочего времени крана h = 0,9; при перегрузке по схеме «вагон‑площадка» Тц = 3,4 мин, h = 0,7.
Выгрузка контейнеров у клиентов осуществляется в соответствии с установленными нормативами (табл. 20).
Время работы терминала Тт = 14 ч.
Определить:
суточную производительность погрузочно-разгрузочного пункта;
коэффициент перегрузки погрузочно-разгрузочного пункта;
размеры площадки для хранения контейнеров при сроке хранения 3 сут.
Решение
В работе любого погрузочно-разгрузочного пункта более предпочтительной является передача грузов по прямому варианту, в нашем примере – по схеме «вагон–автомобиль». Однако такой вариант передачи грузов возможен только при наличии на посту одновременно груженого железнодорожного и порожнего автомобильного транспорта. В данном примере принято, что железнодорожный подвижной состав присутствует под выгрузкой постоянно, в течение всего времени работы терминала. В связи с этим передача контейнеров по прямому варианту возможна при условии, что под загрузкой имеется автомобильный подвижной состав.
Производительность контейнерного крана определяется по формуле:
При прямой перевалке (по схеме «вагон–автомобиль») производительность
= (3600 · 0,9 · 1) / (2,8 · 60) = 19,3 = 19 конт./ч;
при перегрузке на контейнерную площадку
= (3600 · 0,7 · 1) / (3,4 · 60) = 12,4 = 12 конт./ч.
Время работы крана по схеме «вагон–автомобиль» определяется временем нахождения автомобилей под загрузкой. В свою очередь время нахождения автомобилей под загрузкой является одним из составляющих элементов развоза контейнеров и определяется по формуле:
Т(в–а) = А э × n о × t п ,
где Т(в–а) – время работы козлового крана по схеме «вагон–автомо-
биль», ч;
t п – время загрузки одного автомобиля, ч.
Время загрузки одного автомобиля можно определить по формуле:
где n к – число контейнеров, загружаемых на один автомобиль.
На автомобиль КамАЗ-5320 исходя из внутренних габаритов его кузова (5200×2320 мм) и наружных габаритов контейнера АУК-1,25 (1800×1050 мм) можно установить 5 таких контейнеров, в том числе 4 контейнера по 2 в ряд, длинной стороной вдоль кузова и один – поперек кузова. Следовательно,
t п = 5 / 19 = 0,26 ч.
Число оборотов автомобиля за время работы терминала
Время оборота автомобиля
Время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные операции на терминале и у клиентов, можно определить из соотношения
где Н к – норма времени простоя подвижного состава при погрузке (вы-
грузке) контейнера (табл. 20);
К н – коэффициент неравномерности подачи автомобилей под загрузку
(разгрузку). В данном примере К н = 1,2;
t оф – время на оформление приема-передачи груза; t оф = 5 мин;
t п–р = (0,26 + 5 / 60) + [(4 · 5 · 1,2 + 5) / 60] = 0,83 ч;
t о = 2 · 10 / 20 + 0,83 = 1,83 ч;
n о = 14 / 1,83 = 7,7 = 7.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑автомобиль»
Т(в–а) = 4 · 7 · 0,26 = 7,28 ч.
Время работы козлового крана по схеме «вагон‑площадка»
Т(в–пл) = Тт – Т(в–а) = 14 – 7,28 = 6,72 ч.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑автомобиль»,
= 4 · 7 · 5 = 140.
Число контейнеров, перегружаемых по схеме «вагон‑площадка»,
=6,72 · 12 = 80.
Суточная производительность погрузочно-разгрузочного поста
= 140 + 80 = 220.
Коэффициент перегрузки может быть определен с учетом того, что все контейнеры, перегружаемые на площадку, в последующем перегружаются как минимум еще один раз с площадки на автомобиль, то есть для этой части грузопотока Кп = 2:
= (140 · 1 + 80 · 2) / 220 = 1,36.
Размер площадки для хранения контейнеров
где t хр – срок временного хранения контейнеров, сут.;
Кпр – коэффициент использования площади склада. Для
контейнеров Кпр = 1,4;
f к – площадь, занимаемая одним контейнером, м2;
z я – число ярусов хранения.
Fc = 80 · 3 · 1,4 · (1,8 · 1,05) / 1 = 635 м2 .
Контрольные вопросы
1) Пояснить технологию работы терминала по перегрузке контейнеров.
2).Что означает коэффициент перегрузки и порядок его расчета.
3) Написать формулу для расчета площади склада для хранения контейнеров.
Практическое занятие 7
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ
Задание 21
Разработать маршрутный лист для выполнения перевозок по развозочно-сборному маршруту. Схема транспортных связей и расстояния перевозок показаны на рис. 13, объем развоза и сбора контейнеров – в табл. 30. Скорость техническая Vт = 25 км/ч.
Решение
Время оборота учитывает время движения по маршруту и время простоев:
а) при загрузке контейнеров в пункте отправления (А);
б) при заезде в каждом пункте обмена контейнеров (В, С, D, E);
в) при выгрузке порожних контейнеров в пункте А
t о = l м / Vт + t п–р + (m – 1) · t z =
= 43 / 25 + [2 · (4 · 10) / 60] + [2 · (4 · 10) / 60] = 4,39 ч,
в том числе, автомобиль находится в движении 1,72 ч (103 мин) и простаивает под погрузкой и выгрузкой 2,67 ч (160 мин).
Для разработки маршрутного листа время оборота следует разложить по элементам, кроме того, учесть время на нулевой пробег от АТП до пункта загрузки контейнеров (пункт А) и от последнего пункта обратно в пункт А. Время работы автомобиля будет выглядеть следующим образом
Tн = t н + t п(А) + t АВ + t z(B) + t BC + t z(C) + t CD + t z(D) + t DE + t z(E) + t EA + t р(А) + + t н = 4 · 60 / 25 + 4 · 10 + 10 · 60 / 25 + 5 · 4 + 8 · 60 / 25 + 6 · 4 + 4 · 60 / 25 + + 5 · 4 + 12 · 60 / 25 + 4 · 4 + 9 · 60 / 25 + 10 · 4 + 4 · 60 / 25 = 10 + 40 + 24 + + 20 + 19 + 24 + 10 + 20 + 29 + 16 + 22 + 40 + 10 = 284 мин = 4 ч 44 мин,
где t п(А), t АВ, t z(B) – время погрузки контейнеров в пункте А, следования по маршруту АВ, обмена контейнеров в пункте В (время заезда в пункт В) соответственно, мин.
С учетом полученных результатов разрабатывается маршрутный лист (табл. 31).
Контрольные вопросы
1) Пояснить порядок разработки маршрутного листа
2) Обосновать время прибытия (убытия) в пункты обмена контейнеров.
Задание 22
Определить потребное количество автопоездов и контейнеров УУК-5 для обслуживания контейнерного терминала, разработать документы планирования и управления перевозками по обеспечению работы транспортного узла. Исходные данные: суточный оборот контейнеров – 60 шт., время работы терминала – 12 ч. Погрузка и выгрузка контейнеров механизирована, в обмен на груженые контейнеры грузополучатели сдают порожние (грузоотправители, соответственно, получают порожние и сдают груженые). Среднее время обработки контейнеров у грузоотправителей (грузополучателей) составляет 4 ч, на контейнерном терминале – 2 ч; скорость техническая 20 км/ч. Перевозка контейнеров осуществляется в населенном пункте, среднее значение расстояния развоза (сбора) контейнеров lег = 15 км.
Решение
В примере определяется потребное количество автопоездов в составе тягача КамАЗ-5410 и полуприцепа 9370-01.
Потребное количество автопоездов:
, где Qсут – суточный оборот контейнеров, шт.;
Uсут – производительность одного автопоезда за сутки, шт.;
,
где qф – количество контейнеров, устанавливаемых на полуприцеп, шт.
Количество контейнеров, которые могут быть установлены на полуприцеп 9370-01, определяем исходя из внутренних габаритов его кузова (9180×2320) и габаритов контейнера УУК-5 (2650×2100).
Очевидно, что контейнеры можно устанавливать вдоль кузова длинной стороной и установить 3 контейнера (9180 / 2650 = 3,4).
Количество оборотов, которое может быть выполнено одним автопоездом за время работы терминала, составит
,
где Тм – время работы терминала, ч.
Для обеспечения эксплуатации автопоезда в течение 12 ч водители работают в две смены, либо по графику. Время оборота автомобиля по развозу (сбору) контейнеров определяется по формуле:
.
За время одного оборота автопоезд дважды загружают и дважды разгружают, поэтому
,
где tп(р) – время на погрузку (выгрузку) контейнеров, определяется с учетом норм времени простоя автотранспорта при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (см. табл. 20)
где Нв – норма времени на погрузку (выгрузку) одного контейнера, мин;
nк – количество контейнеров, устанавливаемых в кузов полуприцепа, шт.;
Кн – коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку (разгрузку). Кн = 1,2;
tп–р = 4 · (7 · 3 · 1,2 + 5) / 60 = 2,0 ч.
С учетом вышесказанного
to = 2 · 15 / 20 + 2 = 3,5 ч;
ne = 12 / 3,5 = 3;
Uсут = 3 · 3 = 9 конт.;
Аэ = 60 / 9 = 6,7 = 7 автопоездов.
Потребное количество контейнеров:
,
где toк – время оборота контейнера, ч.
Время оборота контейнера включает время, затрачиваемое на его перевозку (to), на его обработку на терминале (tот) и у грузоотправителя (грузополучателя) (tог),
toк = to + tот + toг = 3,5 + 2 + 4 = 9,5 ч,
Хк = (7 · 3 · 9,5) / 3,5 = 57 конт.
Методические указания по разработке документов
управления перевозками
Диспетчерское управление перевозками включает:
· сменно-суточное планирование;
· разработку заданий водителям (разнарядка);
· оформление путевой документации;
· выпуск подвижного состава на линию и контроль возвращения его с линии;
· диспетчерское управление в ходе перевозок;
· прием путевой и товарно-сопроводительной документации, учет и контроль выполнения планов перевозок;
· диспетчерский отчет о выполнении перевозок.
Управление сопровождается оформлением соответствующей документации, включающей:
· заявки (заказы) на перевозку;
· сменно-суточный план перевозок;
· маршрутные листы;
· путевые листы;
· товарно-транспортные накладные;
· диспетчерский доклад о выполнении суточного оперативного плана перевозок грузов.
Документы отрабатываются на основании результатов расчетов по заданию 22, недостающие исходные данные – наименование и месторасположение грузоотправителей и грузополучателей, объемы перевозок грузов конкретно грузополучателям, реквизиты, данные о подвижном составе, водителе и др. – по решению обучаемых. Непременным условием является запланировать не менее, чем одну подачу контейнеров одним автомобилем в адрес двух или более получателей, то есть по развозочному маршруту, остальные могут быть запланированы как помашинными отправками, так и по развозочным маршрутам.
Расстояния перевозок могут быть больше или меньше заданного среднего (lег), но среднее их значение должно соответствовать заданному.
Разрабатываемые документы:
· заявки (заказы) на перевозку – от одного клиента (заказчика перевозки);
· маршрутный лист – водителю, выполняющему перевозку по развозочно-сборному маршруту;
· сменно-суточный план перевозок – по результатам, полученным в процессе расчета на всю перевозку;
· путевой лист и товарно-транспортные накладные (на один оборот) – водителю, работающему на развозочно-сборном маршруте;
· диспетчерский доклад, журнал учета движения путевых листов – на всю перевозку в соответствии с заданием.
Последовательность отработки документов
При планировании перевозок
1. Весь объем перевозок контейнеров за рабочий день условно распределяется между пятью–шестью получателями (например, при объеме перевозок за смену 60 контейнеров потребность получателей в перевозке может составить: 7, 9, 12, 14, 8, и10 контейнеров), устанавливается расстояние перевозок (при среднем значении lег = 15 км расстояния могут быть: 12, 18, 20, 11, 14, 15 км).
2. Разрабатывается заявка на перевозку контейнеров одному клиенту (например, первому клиенту необходимо вывезти 7 контейнеров, расстояние перевозки 12 км), остальные необходимые для разработки заявки данные – по решению обучаемого.
3. На основании задания на смену определяется потребность в выделении подвижного состава, устанавливаются маршрутные задания водителям и разрабатывается сменно-суточный план перевозок.
4. Заполняется путевой лист на один автомобиль.