Глава 1. Устройство дорожных оснований и покрытий механизированным способом
Нормы затрат труда
На дорожно-строительные работы
Минск 2014
Ключевые слова: нормы затрат труда, дорожно-строительные работы, строительство автомобильных дорог, состав работ, состав исполнителей, указания по применению норм |
Предисловие
Нормы затрат труда на дорожно-строительные работы предназначены для применения в строительно-монтажных, ремонтно-строительных и приравненных к ним организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог.
1 РАЗРАБОТАН республиканским унитарным предприятием «Белорусский дорожный инженерно-технический центр»
ВНЕСЕН главным управлением автомобильных дорог
2 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 07.05.2014 Министерство Транспорта и Коммуникаций
3 ВЗАМЕН Норм затрат труда на строительные работы «Строительство автомобильных дорог» (главы 1-2), утвержденных приказом департамента «Белавтодор» от 18 января 2005 года № 05 и Норм затрат труда на строительные работы «Строительство автомобильных дорог» (главы 3-5), утвержденных приказом департамента «Белавтодор» 27 октября 2005 года № 211.
Разработчик: управление разработки экономических нормативов и нормирования труда РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр», 220036, г. Минск, пер. Домашевский, 11.
Тел. 259-77-24.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общая часть………………………………………………………….................. | ||
2 Нормативная часть……………………………………………………………. | ||
Глава 1 Устройство дорожных оснований и покрытий механизированным способом……………………………………….................. | ||
§ 2.1 | Разравнивание гравийно-песчаных и щебеночных материалов при устройстве дорожных оснований и покрытий………………………… | |
§ 2.2 | Поливка водой дорожных оснований и покрытий поливомоечными машинами……………………………………………………………….. | |
§ 2.3 | Укатка дорожных оснований и покрытий самоходными катками с гладкими вальцами……………………………………………………… | |
§ 2.4 | Уплотнение щебеночных оснований самоходными комбинированными катками или катками на пневматических шинах | |
§ 2.5 | Устройство дорожных оснований и покрытий из щебня, гравия или грунтов, обработанных вяжущим, способом смешения автогрейдерами на дороге………………………………………………. | |
§ 2.6 | Розлив вяжущих материалов автогудронаторами…………………….. | |
§ 2.7 | Устройство песчаного подстилающего слоя и щебеночного основания профилировщиком………………………………………….. | |
§ 2.8 | Установка копирных струн…………………………………………….. | |
§ 2.9 | Укладка асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками............... | |
§ 2.10 | Окончательная планировка земляного полотна профилировщиком… | |
§ 2.11 | Укатка дорожных оснований и покрытий, устраиваемых из материалов, обработанных вяжущим, самоходными катками с гладкими вальцами……………………………………………………… | |
§ 2.12 | Уплотнение грунтов, обработанных вяжущим, катком на пневматических шинах или комбинированным катком……………… | |
§ 2.13 | Планировка обочин автогрейдерами…………………………………... | |
§ 2.14 | Укрепление обочин щебнем или гравием………………....................... | |
§ 2.15 | Устройство земляного ящика для установки бортовых камней……………………………………………………………………. | |
§ 2.16 | Устройство земляного ящика для укрепительных полос автогрейдерами………………………………………………………….. | |
§ 2.17 | Установка бортовых камней механизированным способом………....................................................................................... | |
Глава 2 Устройство дорожных оснований и покрытий вручную……………………………………………………………………………. | ||
§ 2.18 | Очистка дорожных оснований от пыли и грязи…........................................................................................................ | |
§ 2.19 | Разравнивание материалов вручную………………………………….. | |
§ 2.20 | Окончательная планировка дорожных оснований или покрытий под укатку…………………………………………………….......................... | |
§ 2.21 | Розлив вяжущих материалов ручными распределителями…………... | |
§ 2.22 | Устройство дорожных оснований и покрытий из щебня, обработанного вяжущим, укладываемого в горячем или холодном состоянии………………………………………………………………… | |
§ 2.23 | Укладка асфальтобетонных смесей вручную……………..................... | |
§ 2.24 | Обрезка и обрубка краев дорожного основания и покрытия, устраиваемых из материалов, обработанных битумом………………. | |
§ 2.25 | Планировка обочин вручную…………………………………………... | |
§ 2.26 | Устройство траншеи для установки бортовых камней……………….. | |
§ 2.27 | Установка бортовых камней (прямолинейных и криволинейных)….. | |
Глава 3 Обстановка дороги и устройство тротуаров……………………….. | ||
§ 2.28 | Установка вручную барьерного ограждения из сборных металлических криволинейных брусьев с помощью автоямобура……………………………………………………………… | |
§ 2.29 | Окраска металлического барьерного ограждения………...................... | |
§ 2.30 | Наклейка светоотражающих элементов на барьерное ограждение………………………………………………………………. | |
§ 2.31 | Устройство прикромочных лотков………………………...................... | |
§ 2.32 | Устройство перильно-тросового ограждения…………………………. | |
§ 2.33 | Установка тумб и столбов для дорожных знаков………....................... | |
§ 2.34 | Установка дорожных знаков…………………………………………… | |
§ 2.35 | Разделка оснований дорожных знаков………………………………… | |
§ 2.36 | Установка сигнальных железобетонных, деревянных и пластиковых столбиков вручную……………………………………………………… | |
§ 2.37 | Нанесение краской (эмалью) горизонтальной дорожной разметки с предварительной разметкой шнуром………………………………….. | |
§ 2.38 | Нанесение краской (эмалью) горизонтальной дорожной разметки по имеющейся предварительной разметке……………………………….. | |
§ 2.39 | Приготовление термопластика для нанесения дорожной разметки………………………………………………………………….. | |
§ 2.40 | Нанесение горизонтальной дорожной разметки пистолетом-распылителем с применением трафарета……………………………… | |
§ 2.41 | Нанесение обозначений направлений движения по полосам………... | |
§ 2.42 | Нанесение предварительной дорожной разметки вручную………….. | |
§ 2.43 | Нанесение обозначений пешеходных переходов «зебра» вручную…. | |
§ 2.44 | Нанесение вертикальной дорожной разметки вручную……………... | |
§ 2.45 | Устройство покрытий тротуаров из асфальтобетонной смеси с укаткой катками…………………………………………………………. | |
§ 2.46 | Устройство покрытий тротуаров из литой асфальтобетонной смеси……………………………………………………………………... | |
§ 2.47 | Укатка оснований и покрытий тротуаров вибрационным катком……………………………………………………………………. | |
§ 2.48 | Устройство покрытий тротуаров из каменных или бетонных плит…. | |
§ 2.49 | Устройство покрытий тротуаров из мелкоштучной бетонной плитки…………………………………………………………................. |
Глава 4. Приготовление материалов………………………………………….. | ||
§ 2.50 | Приготовление грунтоцементной смеси в установке………………… | |
§ 2.51 | Приготовление асфальтобетонных смесей в установках……………. | |
§ 2.52 | Подготовка асфальтобетонных смесительных установок к работе….. | |
§ 2.53 | Приготовление вяжущих материалов……………………...................... | |
§ 2.54 | Приготовление битума в котлах………………………………………... | |
§ 2.55 | Очистка битумных котлов…………………………………………….... | |
§ 2.56 | Сортировка материалов с помощью грохота……………...................... | |
§ 2.57 | Производство щебня на дробильно-сортировочной установке ……... | |
§ 2.58 | Дробление и сортировка песчано-гравийной смеси на дробильно-сортировочной установке…………………………………..................... | |
Глава 5. Разные работы………………………………………………………… | ||
§ 2.59 | Пробивка и заделка лунок для промеров толщины щебеночного покрытия…………………………………………………………………. | |
§ 2.60 | Вырубка образцов из асфальтобетонных покрытий с заделкой мест вырубки…………………………………………………........................... | |
§ 2.61 | Выгрузка битума из железнодорожных цистерн……………………. | |
§ 2.62 | Разгрузка вагона с минеральным порошком в резервуар- хранилище……………………………………………………………… | |
1. Общая часть
1.1. Нормы затрат труда на дорожно-строительные работы разработаны в соответствии с Отраслевой программой по разработке новых и совершенствованию действующих норм и нормативов для нормирования труда на 2013-2017 гг., учитывают наиболее распространенную в Республике Беларусь технологию производства работ при устройстве дорожных оснований и покрытий, при устройстве обстановки дороги, тротуаров, приготовлении материалов и носят рекомендательный характер.
1.2. Нормы затрат труда могут быть использованы в качестве нормативной базы, регламентирующей организацию труда и его оплату, в организациях дорожного хозяйства независимо от их подчиненности и форм собственности.
1.3. В основу разработки норм затрат труда положены следующие данные:
– материалы фотохронометражных наблюдений при выполнении дорожно-строительных работ;
– технические характеристики дорожно-строительных машин и механизмов;
– документы, регламентирующие организацию и технологию выполнения работ;
– Нормы затрат труда на строительные работы. Строительство автомобильных дорог (главы 1 - 5) – Мн., Белавтодор, 2004-2005;
– Рекомендации по проектированию и проверке аналитически-исследовательским методом технически обоснованных норм времени при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании и других видах работ, выполняемых на автомобильных дорогах общего пользования. – Минск, Белавтодор, 2008;
1.4. Наименование профессий и разряды работ в сборнике указаны в соответствии со следующими действующими техническими нормативными правовыми актами:
- Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-2009), утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 с изменениями и дополнениями;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 1, разд. «Профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 3, разд. «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.04.2002 № 65;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 4, разд. «Общие профессии горных и горнокапитальных работ», «Общие профессии обогащения и переработки полезных ископаемых», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.11.1999 № 148;
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 40, разд. «Производство строительных материалов и изделий», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2001 № 95;
- СТБ 1300-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»;
- СТБ 1231-2012 «Разметка дорожная. Общие технические условия».
1.5. Нормы затрат труда приведены в чел.-ч. В таблицах норм на работы с применением машин, кроме затрат труда рабочих, в скобках указаны затраты машинного времени в маш.-ч.
1.6. В Нормах затрат труда, за исключением особо оговоренных случаев, учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовительно-заключительные операции, в том числе: на подготовку рабочего места и приведение его в порядок в конце смены; получение материалов с приобъектных складов; получение и подноску (подвозку, подкатку) к месту работ инструментов и мелких приспособлений в пределах рабочего места на расстояние до 10 м со сдачей их после окончания работ; переходы в пределах одного объекта, связанные с переменой рабочих мест; заправку и заточку инструментов в процессе работы; содержание в порядке приспособлений и машин, а также на получение заданий и сдачу выполненных работ мастеру или производителю работ.
1.7. В Нормах затрат труда учтено время перерывов на отдых и личные надобности в течение рабочей смены.
1.8. Нормами затрат труда предусмотрено перемещение машин своим ходом в начале смены от места ночной стоянки до места работы и в конце смены от места работы до места ночной стоянки на расстояние до 500 м.
Кроме того, учтено перемещение машин в процессе работы – по фронту работ или на расстояния, указанные в таблицах.
Перемещение машин в начале и в конце смены на расстояние, превышающее указанное выше, а также разовые перебазировки машин своим ходом в течение смены в пределах объекта работ нормируются дополнительно по нормам таблицы 1.1.
Таблица 1.1 - Нормы затрат труда на 1 км перемещения машин
Наименование и характеристика машин | Состав исполнителей | Норма затрат труда | Номер нормы | |
Бульдозер тяговый класс, тс | Машинист 5-го разряда -1 | 0,2 (0,2) | ||
Машинист 6-го разряда -1 | 0,19 (0,19) |
Окончание таблицы 1.1
Наименование и характеристика машин | Состав исполнителей | Норма затрат труда | Номер нормы | ||
Автогрейдер с двигателем мощностью, кВт (л.с.) | До 66 кВт (до 90 л.с.) | Машинист 5-го разряда -1 | 0,12 (0,12) | ||
Свыше 66 до 100 кВт (свыше 90 до 135 л.с.) | Машинист 6-го разряда -1 | ||||
Свыше 100 до 150 кВт (свыше 135 до 200 л.с.) | Машинист 7-го разряда -1 | ||||
Свыше 150 до 180 кВт (свыше 200 до 240 л.с.) | Машинист 8-го разряда -1 | ||||
Свыше 180 кВт (свыше 240 л.с.) | Тарифный коэффициент - 2,48 | ||||
Каток само-ходный с глад- кими вальцами массой, т | Свыше 5 до 10 | Машинист 5-го разряда -1 | 0,17 (0,17) | ||
Свыше 10 | Машинист 6-го разряда -1 | 0,19 (0,19) | |||
Каток самоходный комбини-рованный, каток самоходный на пневмошинах | Машинист 6-го разряда -1 | 0,14 (0,14) | |||
Самоходный укладчик ас- фальтобетон-ной смеси производитель-ностью, т/ч | До 150 | Машинист 6-го разряда -1 | 0,59 (0,59) | ||
Свыше 150 | Машинист 7-го разряда -1 | ||||
1.9. Проезд автогудронаторов и поливомоечных машин от места заполнения цистерн и обратно нормируется в соответствии с Рекомендациями по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. № 391-Ц.
1.10. Нормами затрат труда предусмотрено обязательное ограждение мест производства работ.
1.11. При устройстве дорожных оснований и покрытий на участках автомобильных дорог, мостах и улицах, когда работы производятся на одной половине проезжей части дороги, а на другой совершается интенсивное движение транспорта, нормы затрат труда соответствующих видов работ умножаются на коэффициент 1,2 (ОЧ-1, где ОЧ – общая часть). Оформляется это актами.
1.12. Нормами затрат труда предусмотрено производство работ по устройству дорожных оснований и покрытий при наличии не более восьми люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков к нормам затрат труда соответствующих видов работ следует применять коэффициенты, приведенные в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Коэффициенты к нормам затрат труда при наличии более восьми люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000м2 дороги
Число люков на 1000 м2 дороги | Коэффициент к нормам затрат труда |
До 15 | 1,05 (ОЧ-2) |
Свыше 15-20 | 1,15 (ОЧ-3) |
Свыше 20 | 1,30 (ОЧ-4) |
1.13. Нормами затрат труда предусмотрена работа автогрейдеров на участке длиной свыше 400 м. При работе на участках длиной до 400 м нормы затрат труда следует умножать на коэффициенты, приведенные в таблице 1.3.
Таблица 1.3-Коэффициенты к нормам затрат труда при работе
автогрейдеров на участках длиной до 400 м
Длина участка, м | Коэффициент к нормам затрат труда |
До 100 | 1,50 (ОЧ-5) |
Свыше 100 до 200 | 1,25 (ОЧ-6) |
« 200 « 300 | 1,15 (ОЧ-7) |
« 300 « 400 | 1,10 (ОЧ-8) |
1.14. Нормами затрат труда на укатку дорожных оснований и покрытий предусмотрено применение каменного материала с пределом прочности на сжатие 100 МПа (1000 кгс/см2). При применении каменного материала с меньшей прочностью к нормам затрат труда на укатку материалов следует применять коэффициенты, приведенные в таблице 1.4.
Таблица 1.4-Коэффициенты к нормам затрат труда при применении
каменных материалов с пределом прочности на сжатие
до 100 МПа (1000 кгс/см2)
Предел прочности каменных материалов на сжатие, МПа (кгс/см2) | Коэффициент к нормам затрат труда |
От 30 до 50 (300-500) | 0,5 (ОЧ-9) |
Свыше 50 до 70 (500-700) | 0,65 (ОЧ-10) |
« 70 « 100 (700-1000) | 0,8 (ОЧ-11) |
1.15. Нормами затрат труда предусмотрен продольный уклон автомобильных дорог до 6%. При работе на участках дорог с продольным уклоном свыше 6% нормы затрат труда на укатку дорожных оснований и покрытий следует умножать на коэффициент 1,2 (ОЧ-12).
1.16. Нормами затрат труда на планировку обочин вручную, установку тумб и столбов дорожных знаков предусмотрено распределение грунтов на группы по трудоемкости их разработки согласно характеристикам, приведенным в таблице 1.5.
Таблица 1.5 – Распределение грунтов на группы по трудоемкости их
Разработки
Наименование и характеристика грунта | Группа грунта |
Грунт растительного слоя без корней и примесей; лесс мягкий без примесей, песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10%; суглинок легкий и лессовидный без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10 % по объему; супесь без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10 % по объему; торф без корней; чернозем и каштановый грунт мягкий без корней; шлак котельный рыхлый | I |
Грунт растительного слоя с корнями кустарника и деревьев с примесью щебня, гравия или строительного мусора; лесс мягкий с примесью гальки или гравия; гравийно-галечные грунты с размером частиц до 80 мм; песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30 %; песок барханный и дюнный; солончак и солонец мягкие; суглинок легкий и лессовидный с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме 10 %; суглинок тяжелый без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10 %; супесь с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30 %; торф, чернозем и каштановый грунт с корнями кустарников и деревьев; глина жирная мягкая без примесей и с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10 %; шлак котельный слежавшийся; строительный мусор рыхлый и слежавшийся | II |
Гравийно-галечные грунты с размером частиц свыше 80 мм; глина жирная мягкая с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме свыше 10 %; глина мягкая карбонная; лесс отвердевший; суглинок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме свыше 10 %; супесь с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора свыше 30 % по объему; чернозем и каштановый грунт отвердевший; шлак металлургический выветрившийся; строительный мусор сцементированный | III |
1.17. Нормами затрат труда на укатку дорожных оснований и покрытий, обработанных вяжущими материалами, предусмотрена механизированная смазка вальцов катка.
1.18. При необходимости по условиям производства одновременного применения к нормам затрат труда нескольких коэффициентов, предусмотренных в Общей части и в соответствующих таблицах, окончательная норма затрат труда для данного конкретного случая определяется умножением нормы затрат труда на произведение всех применяемых коэффициентов.
1.19. Нормами затрат труда предусмотрено выполнение работ с соблюдением требований охраны труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии.
1.20. Приведенные в Нормах затрат труда пределы числовых показателей (длины, ширины, толщины, массы, мощности и т.п.), в которых указано «до», следует понимать включительно.
1.21. Тарификация работ произведена в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий, указанных в пункте 1.4. В случае внесения изменений в вышеуказанные выпуски ЕТКС наименования профессий и разряды рабочих подлежат корректировке.
1.22. В Нормах затрат труда для краткости предусмотренные в ЕТКС профессии рабочих, занятых управлением машин, именуются как машинисты и помощники машинистов.
1.23. Выполнение работ рабочими других профессий и разрядов, чем те, которые указаны в Нормах затрат труда, не может служить основанием для изменений норм.
1.24. Норма затрат труда § 2.62 введена взамен нормы затрат труда § 2.9 Сборника норм времени на погрузочно-разгрузочные работы в дорожных организациях (Белавтодор, 2008).
1.25. Основные технические характеристики дорожно-строительных машин приведены в Приложении А.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Устройство дорожных оснований и покрытий механизированным способом